Без нефти. Алтайские ученые предлагают уникальную модель развития АПК

Предлагаемый специалистами края вариант может сделать сельское хозяйство инвестиционно привлекательным

28 января 2016, 07:02, ИА Амител

Как соединить рентабельность с новаторским подходом в такой "вечно проблемной" отрасли, как АПК? В последнее время статусные экономисты уверяют, что это невозможно. Однако ИА "Амител" предлагает читателям ознакомиться с неординарной моделью, предлагаемой региональными специалистами, не просто сочетающей эти факторы, но и вполне реалистичной.

"Нефтяная петля" сельского хозяйства

Все началось с того, что алтайские ученые усомнились в правильности широко тиражируемого тезиса о том, что сельское хозяйство – напрочь дотационная отрасль. "Это утверждение мы слышим с 50-х годов XX века, – говорит в беседе с корреспондентом ИА "Амител" кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК Алтайского государственного аграрного университета Андрей Фарков. – Но ведь на протяжении всей общественной истории именно сельскохозяйственная отрасль дотировала все остальные. А ее продуктивность с незапамятных времен выросла в разы. Скажем, в начале XX века о нынешней продуктивности и мечтать не могли – тогда урожайность 8-10 ц/га считалась очень хорошей, а сейчас – низкой".

Почему же так радикально изменилось восприятие сельского хозяйства? Дело в том, что значительную часть себестоимости аграрной продукции стала занимать нефть и нефтепродукты, имеет место широко известное явление диспаритета цен на горюче-смазочные материалы и сельхозпродукцию. И даже при очевидном повышении продуктивности отрасль стала дотационной.

Топливо растет на полях 

Пути преодоления такой ситуации ищут во всем мире. Наши ученые предлагают свой вариант – замещение нефтяного топлива биотопливом. Тем более что в Алтайском крае растет отличное сырье для производства биотоплива – рапс, из которого можно делать рапсовое топливо, биодизель путем несложной химической переработки.

Сегодня многие страны активно работают над биодизелем. Скажем, в Германии уже выпускаются мини-установки для его производства. Биодизель хорош еще и тем, что является полным эквивалентом обычного дизельного топлива. Он может перемешиваться с обычным дизельным топливом практически в любых пропорциях. Более того, не требуется переделки стандартных дизельных двигателей под биодизель, это требуется только в случае работы двигателя исключительно на чистом рапсовом масле. Кстати, биодизель даже внешне похож на дизельное топливо, но значительным его плюсом является то, что он безвреден при попадании в почву.

"Рапс – традиционная для края культура, – рассказывает Андрей Фарков. – Он районирован, отработана технология его возделывания. Необходимый объем культуры, который нужно включить в севооборот, составляет 10-12% от общей площади земельных угодий. С учетом пустующих в регионе площадей, проблем здесь быть не должно". Это оптимальная доля рапса в севообороте, способствующая, помимо прочего, улучшению условий выращивания и других культур.

Наиболее благоприятные территории для выращивания рапса расположены на юго-востоке края – Быстроистокский, Смоленский, Петропавловский районы. "Потенциал территории мы оцениваем в 170-200 тысяч тонн рапсового метилового эфира – биодизеля в год при урожайности до 25-30 ц/га, – говорит ученый. – Рапс – это влаголюбивая культура, ему необходимы влажные почвы. Смоленский район обладает именно такими почвами. Он был традиционной базой для Бийского сахарного завода, но сейчас там  производство свернуто. Рапс может стать его новой специализацией".

Стоит заметить, что рапс имеет ценность как кормовая культура. Отходы от производства рапсового масла могут идти на корм скоту. Его пищевая ценность в данном случае меняется незначительно.

К новому топливу – новый подход

Ранее в Алтайском крае предпринимались попытки создания биотоплива и его внедрения в производство. Но, как известно, все они потерпели неудачу. Андрей Фарков уверен, что нынешний проект должен стать успешным. "Дело в том, что для успешного внедрения биотоплива необходима новая организационная платформа, – говорит он.

– И мы с коллегами над ней работаем. Выход, на наш взгляд, в создании территориально-производственной агломерации, разработке замкнутого энергопроизводственного цикла. Он позволит на 90-95% закрыть потребность нашего АПК в топливе. Больше невозможно – биодизель непригоден для использования в зимний период. Но ведь сельхозработы проводятся преимущественно в теплое время года".

Поэтому рапсом проект территориально-производственной агломерации не ограничивается. Не секрет, что достаточно значительная доля потребляемого в АПК края топлива идет на расходы по перевозке урожая автотранспортом. И для перевозки урожая можно использовать железную дорогу. Но не традиционную, а узкоколейную, колея у которой составляет 750 мм против 1520 мм у традиционной железной дороги.

"При этом железная дорога вполне подходит для перевозки грузов с низкой удельной стоимостью – то есть грузов, масса которых велика, а стоимость – не очень, – поясняет наш собеседник. – В крае надо развивать сеть внутренних узкоколейных железных дорог. Километр обычной дороги стоит 1-1,5 млн долларов, километр узкоколейной дороги – в 20 раз меньше. Широкополосная железная дорога рентабельна при перевозке от 1,5 млн тонн груза в год, узкоколейная – при 150 тыс. тонн. В среднем валовой ежегодный грузопоток в каждый район составляет 50-60 тысяч тонн груза. Если объединить в  единый хозяйственный механизм три района, дорога будет рентабельна. Кроме того, автомобильный транспорт расходует примерно в восемь раз больше топлива на тонну груза, чем узкоколейная железная дорога".

Надо заметить, что, например, в Японии, имеющей площадь в 330 тысяч квадратных километров, действует свыше 25 тысяч километров железных дорог, в том числе и узкоколейных, колеи 1067 мм. Для сравнения: в Алтайском крае, площадь которого составляет половину площади Японии – 168 тыс. квадратных километров, суммарная протяженность железных дорог общего пользования не превышает 2 тысяч километров.

От появления такой железной дороги выиграет и свеклосахарная промышленность. Затраты на перевозку сырья автомобильным транспортом растут.

"Как это уже было ранее доказано  алтайскими учеными, свеклосахарная промышленность не может нормально развиваться, если плечо доставки автотранспортом больше 50 км, – рассказывает Фарков. – А узкоколейная железная дорога может обеспечивать плечо в 100,  200, 250 км без особых проблем".

Агломерация по-новому

В проект агломерации можно включить и Солтонский угольный разрез. Его можно будет задействовать в интересах сельского хозяйства. "Конечно, уголь там низкого качества, – замечает ученый. – Но это мы уже избалованы кузбасским углем, который, конечно, калорийный и очень эффективный. Стоит отметить, что утверждение о том, что Европа отапливается исключительно газом, – миф. Потребление угля в Европе вдвое больше, чем в России, и значительную долю составляют бурые угли, лигниты, ничуть не лучше по качеству наших солтонских. И эксплуатация Солтонского угольного разреза будет очень важным подспорьем. В рамках проекта агломерации мы прорабатываем включение разреза в хозяйственный оборот в интересах АПК. К разрезу можно проложить ветку узкоколейной железной дороги и нормально пользоваться этим месторождением".

Один из ключевых вопросов – где взять деньги. Дело в том, что в случае перехода АПК на биотопливо высвобождаются значительные средства. Проект требует примерно 2,5-3 млрд рублей в течение 2-2,5 лет.

Вообще, теория территориально-производственной агломерации – это развитие советской теории территориально-производственных комплексов в сельском хозяйстве. Но в прежний исторический период эта теория не была реализована, так как на ее реализацию не было запроса. В настоящее время ситуация изменилась.

Что, по мнению ученого, даст внедрение проекта такой агломерации? Она позволит на 90-95% обеспечить топливные потребности сельскохозяйственного производства за счет собственных внутренних ресурсов. Регион может получить модель фактически безнефтяного сельского хозяйства. По мнению собеседника, аграрный сектор не просто становится независимым от нефтяной иглы, но будет еще и привлекательным для инвесторов.

"Более того, – отмечает Андрей Фарков, – это изменит отношение к жизни на селе и в конечном счете в Алтайском крае. Который, по моему глубокому убеждению, является одним из самых благоприятных для жизни в нашей стране, от Урала и до Дальнего Востока…"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров