Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Травмоопасный транспорт. Существуют ли правила дорожного движения для электросамокатов?

, ИА "Амител", Полина Жданова
Пешеходы и автомобилисты жалуются в ГИБДД на барнаульцев с самокатами, которые создают аварийные ситуации
Фото: https://pixabay.com

Фото: https://pixabay.com

Любители самокатов пренебрегают правилами дорожного движения и часто создают на дорогах аварийные ситуации. С такими жалобами барнаульцев обращаются в ГИБДД и просят принять меры. "Самокатчики" уверены, что к ответу их никто привлечь не может: ведь фактически мелкий электротранспорт в правилах дорожного движения РФ не прописан. Однако в ГИБДД уверяют, что это не совсем так и привлечь к ответственности провинившегося любителя самокатов все же можно. Какие правила обязаны соблюдать "самокатчики" и за что им может грозить наказание, разбирался amic.ru.

Создатели аварийных ситуаций

С потеплением в Алтайском крае увеличилось количество "электросамокатчиков", которые создают на дорогах аварийные ситуации, сказали в региональном ГИБДД. В основном по пешеходным тротуарам гоняют подростки, которым с 14 лет разрешено брать электросамокаты в аренду. Они разгоняются до большой скорости и иногда не успевают затормозить и врезаются в прохожих, травмируя людей и себя.

"Я мастер спорта по велоспорту, и то опасаюсь людей на электросамокатах, потому что знаю нюансы этой конструкции. Это не велосипед, на котором легко сделать манёвр на тротуаре. Они неповоротливы и трудны в управлении, манёвр на них не сделаешь, любая кочка – риск упасть. Они создают повышенную травмоопасность на улицах", – прокомментировал amic.ru спортсмен Владислав Багинский.

Автомобилисты тоже не в восторге от любителей самокатов – те часто мешают движению транспорта и создают опасные ситуации на дорогах.

"Они очень непредсказуемо едут – могут резко повернуть и буквально подкатиться под машину. Иногда ездят парами-тройками по проезжей части, и приходится их объезжать, что не совсем удобно и на отдельных участках дороги создаёт аварийную ситуацию. Это напрягает, потому что если человек на самокате вдруг упадёт на дороге, а ты не среагируешь быстро и он получит травмы – виноват будет автомобилист", – возмущаются водители в соцсетях.

Отметим, административная ответственность за нарушение ПДД начинается с 16 лет, то есть номинально подростка 14 лет привлечь к ответу в случае аварии будет непросто. Но "грешат" на дорогах не только дети. Многие взрослые уверены, что за рисковые куражи на самокате и даже ДТП с увечьями им ничего не грозит: в нынешних ПДД такие новые для дорог устройства, как гироскутеры, моноколёса и электросамокаты не прописаны, а значит, и правил как таковых для них тоже нет. А раз нет правил, нет и ответственности. Но в ГИБДД уверяют, что это не совсем так.

Правила есть, но как бы нет

В мае в Казани произошёл любопытный (с точки зрения сотрудников дорожной полиции) прецедент. Мужчину, который пьяным катался по проезжей части на электросамокате, лишили водительских прав. Полицейские измерили мощность самоката и отнесли его к категории "мопеды". А за управление мотоциклами в пьяном виде положено административное наказание в виде лишения прав. И да, если вы нарушаете ПДД на мелком электротранспорте, у вас отнимут права независимо от их категории (даже автомобильные).

И это законно, пояснил Геннадий Кузнецов. В Алтайском крае таких случаев пока не было, но полицейские не исключают, что будут действовать по такому же принципу.

В полиции подчеркивают: несмотря на то, что электротранспорт сейчас не имеет отдельной категории и не ограничен ПДД, его можно отнести к уже существующим категориям транспортных средств и оценивать нарушения с точки зрения актуальных правил.

Так, электросамокат относится и к категории "велосипед", и к категории "мопед" по уровню мощности транспорта:
– если мощность двигателя от 0,25 до 4 киловатт и максимальная скорость достигает 50 км/ч, то электросамокат превращается в мопед;
– если мощность меньше 0,25 киловатта, а скорость – 25 км/ч, то его можно назвать велосипедом и требовать соблюдения соответствующих норм движения.

Таким образом, рассуждают сотрудники ГИБДД, самокатчики обязаны соблюдать те же правила, что и велосипедисты и мотоциклисты. Если у самоката низкая мощность, то на нём можно ехать по тротуару с пешеходной скоростью (то есть до 10 км/ч) или по краю дороги (но это разрешается только "водителям" самокатов в возрасте старше 14 лет). Переезжать через дорогу нельзя – только переходить пешком.

Если самокат можно приравнять к мотоциклу – придётся надеть шлем, получить соответствующие права на вождение и выучить общепринятые ПДД.

И если "самокатчик" сбил человека и нанёс ему увечья или создал аварийную ситуацию на дороге, его так же, как и любого другого водителя, можно привлечь к ответственности. Определять наказание будет суд. Если виновник — ребенок, под суд пойдут родители.

Впрочем, участники дорожного движения все же надеются, что в России введут жесткие правила отдельно для любителей малого электротранспорта.

"Правила сами по себе у нас в стране работать не будут, любители гонять продолжат это делать и поймать их будет очень сложно – у самокатов нет номеров, и они не проходят обязательную регистрацию при покупке. А вот если регламентируют всё детально и придумают нормальное наказание за нарушения, достаточно большие штрафы, тогда правила более-менее начнут действовать", – отметил велоспортсмен Владислав Багинский.

Минтранс России уже готовит изменения в действующие дорожные правила. Депутаты предложили отнести электросамокаты, моноколёса и гироскутеры к транспортным средствам. Это позволит прописать ограничения для любителей электротранспорта. Пока что ограничения по скорости введены в Санкт-Петербурге и Москве. В Алтайском крае соблюдение дорожных норм в этом году всё ещё остается на совести электросамокатчиков.

Добавим, в Алтайском крае не получится арендовать самокат, скорость которого могла бы превысить 25 км/ч (это мера для безопасности всех участников движения), утверждают в ГИБДД.

"Мы проводили встречу с частниками, предоставляющими электросамокаты в аренду, проверяли их документацию и технику. Они заверили, что перепрошили свои транспортные средства и они не могут разогнаться больше 25 км/ч", – отметил Геннадий Кузнецов.

Кроме того, владельцы шеринга самокатов утверждают, что не дают транспорт в аренду детям младше 14 лет.

А что в других странах?

В странах Европы движение на электросамокатах урегулировали сразу, как только они стали популярны.

В Австрии операторы проката обязаны регистрировать электротранспорт. По закону страны он относится к категории велосипедов. Самокаты должны быть оснащены тормозами, иметь передние и задние фары и светоотражатели, а максимальная скорость должна составлять не больше 25 км/ч.

В Швеции сейчас вообще рассматривают вопрос о полном запрете электрических самокатов: произошел смертельный инцидент. Но пока в стране просто установлено скоростное ограничение до 20 км/ч. И если пользователю нет 15 лет, он обязан носить защиту от травм – шлем, налокотники и наколенники.

В Испании запретили использование электрических самокатов в пешеходных зонах. А сейчас разрабатывают закон, который запретит ездить по тротуарам, обяжет делать страховку на самокат и потребует от водителей ношение светоотражающего жилета.

В Англии запрещено кататься на электросамокатах по дорогам общего пользования, а также по тротуарам и велодорожкам. Можно только на частной территории и с разрешения её владельца.

Во Франции с сентября заработают новые правила: на электросамокате запретят кататься по тротуарам, но разрешат пользоваться дорожной и велосипедной инфраструктурой. Штраф за нарушение правил – 135 евро (около 12 тысяч рублей).

В Польше на днях вступили в силу новые ПДД, согласно которым "самокатчикам" запрещено движение по проезжей части, на тротуары можно выезжать, только если нет велодорожки. Так же нельзя будет ездить на электротранспорте пьяным, нельзя возить несколько человек, предметы и животных, а также под запретом парковки поперек тротуара. Из предписаний – езда примерно со скоростью пешехода.

 


Автор:
Полина Жданова Редактор-журналист 89836019359

Комментарии

26.05.2021 07:45
гость

Другое дело - автомобили. То, что их водители правил не знают и нарушают - это не страшно. Превышение на 20 - вообще по факту узаконено. Это другое!

26.05.2021 07:55
Виктор

Сейчас как-то разом во многих городах поднялась волна возмущения электросамокатами. Самый нехороший результат будет — если электросамокаты в итоге из повседневного средства передвижения на небольшие расстояния по непересечённой местности превратятся в "игрушку" со множеством ограничений. Например "но только по этим улицам", "по выходным дням с 8.00 до 10.00 от этого столба до этого столба" или "но только со скоростью чуть выше скорости пешехода".

И людям, которые рассчитывали добираться на самокате от дома до работы или до ближайшей станции метро-остановки трамвая, просто не будет смысла покупать электросамокаты с таким набором запретов и ограничений в придачу...

26.05.2021 08:41
Житель правого берега Оби

26.05.2021 07:45
гость
Да! Именно, это другое!!!
Автомобильному движению больше 100 лет. Есть четкие правила, написанные кровью! есть законы, есть органы которые эти законы охраняют, есть в конце концов дороги для них!
А вот эти самокаты-очередная однодневная игрушка...было, проходили.. сначала скутеры, потом гироскутеры, потом спиннеры и прочая хр..нь!
Никто под них не успевает подстраиваться, ни водители, ни пешиходы ни инфраструктура! и тем более никаких правил и ограничений!
Очередное рубление бабла-тех кто их продает и сдает в аренду!

26.05.2021 09:01
- гость -

На дорогах появилась новая разновидность "хрустиков"

26.05.2021 09:04
- гость -

И людям, которые рассчитывали добираться на самокате от дома до работы или до ближайшей станции метро-остановки трамвая, просто не будет смысла покупать электросамокаты с таким набором запретов и ограничений в придачу...

если бы вы катались по тротуарам со скоростью пешехода +5 км/ч и чтобы вас было слышно метров за 20, то к вам не было бы никаких претензий. но вы же носитесь как бешеная лошадь по чистому полю. лично у меня нет никакого желания получить удар в спину (когда я иду по тротуару) от идиота на самокате/велосипеде и прочем непонятном транспорте.

26.05.2021 09:23
- гость -


26.05.2021 07:55
Виктор
Так не сами ли эти самокатчики и водители велосипедов добиваются этих ограничений своим поведением? Меня на тротуаре зацепил рулем велосипедист и еще начал с матами говорить, что я мешаюсь ему...

26.05.2021 09:25
Она

Электросамокаты развивают скорость до 30 км в час. При этом они плохо маневренны. Уже есть случаи, когда опытные ездуны убились на смерть, и покалечили детей.
Необходимо обязать выдачу шлемов, наколенников к ним, и все таки отдельные дорожки от пешеходов. Не должны страдать дети, да и взрослые из-за таких случаев.

26.05.2021 09:28
- гость -

Электросамокаты развивают скорость до 30 км в час

это наверное совсем убитые

26.05.2021 09:40
- гость -

Самокат вообще не выглядит безопасным способом передвижения. И что за каша в голове должна быть у человека разгоняющегося на такой конструкции до 30 км/ч и более?

26.05.2021 09:56
- гость -

26.05.2021 09:23
- гость -
Тут с год-полтора назад один товарищч собирался покупать велосипед, чтобы ездить на нем пьяным - за руль автомобиля же в таком случае нельзя))) И долго доказывал, что все ок и ачотакова. Видимо, ваш "велосипедист" из таких.


26.05.2021 10:16
- гость -

А какая реклама была! В центре берешь самокат..у Европы сдаешь ..Бери не хочу..

26.05.2021 10:17
- гость -

Как-то впереди меня по проезжей части ехал парень на самокате. Мне на машине ехать за ним было неприятно. Во-первых, вообще не понятно, куда и как он планирует двигаться, во-вторых, просто страшно, что перед машиной он не справится с неровностями на асфальте, или на бардюр наедет и упадет. Т.е. тоже самое, что ехал бы человек на роликах впереди машины.
По моему мнению, им не место на проезжей части, только на велодорожках или на тротуарах, с разрешенной скоростью, равной скорости пешехода.

26.05.2021 10:33
- гость -

Запрещать и изолировать как опасный аттракцион

26.05.2021 10:43
АБОРИГЕН

Да, это такая "великая" проблема что просто дозарезу надо обращаться в ГИБДД. У вашего ГИБДД ежегодно на дорогах гибнет по 20000 людей в год. Как если бы в стране каждый день происходил терракт в котором гибло по 50-60 человек. Разгонять такое ГИБДД надо а не обращаться в него с жалобами.

26.05.2021 10:50
Виктор

26.05.2021 08:41
Житель правого берега Оби

Я считаю, что электросамокат намного безопаснее автомобиля. Ну во-первых, электросамокатчиков физически намного меньше, чем автомобилистов. Во-вторых, площадь самоката меньше, чем площадь автомобиля, что снижает вероятность встречи с телом пешехода. В-третьих, даже если электросамокатчик врезался, то это будет один человек, а не "пьяный автомобилист снёс остановку с 15 людьми". А в-четвёртых, повреждения от столкновения с самокатом всё-таки полегче, чем от встречи с бампером автомобиля.

А вообще это похоже на "Против строительства железных дорог выступали владельцы дилижансов, доказывавшие, что в России этот вид транспорта никогда не получит распространения. Так же, как и в Европе, строительство первых железных дорог породило множество предрассудков, активно подогреваемых извозчиками, которые боялись разориться. Обычными были опасения вроде «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих птиц… дома близ дороги погорят… в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры», и «быстрота движения, несомненно, должна развивать у путешественников болезнь мозга». Ожидалось также, что строительство дорог вызовет миграцию населения и, следственно, «упадок нравственности».

26.05.2021 11:10
Новые Васюки

Виктор, машины, в отличие от людей на самокате, не едут по пешеходному тротуару. И уж точно не въезжают в спины гуляющего и отдыхающего населения. Это во-первых.

И во-вторых, почему кто-то в кого-то должен въезжать? "даже если электросамокатчик врезался, то это будет один человек". Кому такое нужно? Не проще ли на пешеходных улицах гулять пешеходам, а не рассекать на всяких средствах передвижения?

26.05.2021 11:13
- гость -

26.05.2021 10:50
Виктор
Не совсем корректное сравнение. Для автомобилей выделена проезжая часть, а для пешехода тротуар. Самокатчики же сейчас гоняют по тротуарам, создавая проблему для пешеходов. На дорогах их тоже не ждут - там будут проблемы серьёзнее.
С появлением железной дороги тоже не корректно сравнивать самокат, причём самокат был изобретён ещё 1817 году, так что его нельзя назвать прогрессивным видом транспорта. Перестраивать же инфраструктуру города в угоду вида транспорта, эксплуатация которого возможна 3-4 месяца в году - затея не самая разумная

26.05.2021 11:21
Адекватный

самое смешное, что в гибдд "рассуждают". ПДД хотя бы усвойте, а потом уже "рассуждать" пробуйте

26.05.2021 11:22
- гость -

26.05.2021 10:50
Виктор

у вас дети есть? вы хотите прогуливаться с ними спокойно по тротуарам для этого предназначенным?

26.05.2021 11:34
- гость -

26.05.2021 11:22
- гость -

А когда ваши дети вырастут и начнут гонять на велосипедах и самокатах, вы такие вот, совсем другое петь начнете.

26.05.2021 11:44
- гость -

9-01

хрустяшка лайт

26.05.2021 11:51
Виктор

26.05.2021 11:13
- гость -

Ну импульс самокату придали именно сейчас, когда скрестили его с электродвигателем. И у меня есть подозрение, что кому-то ой как не хочется, чтобы эта отрасль получила распространение. Иначе почему сейчас одновременно в разных местах педалируется мысль о том, что электросамокатчики могут попередавить людей, и им нужно помешать это сделать, ограничив скорость, ограничив территории, по которым они могут ездить, а то и введя регистрацию каждого электросамоката?

Мы 9 мая гуляли около Политеха, и мимо нас проехала компания — два или три внука на обычных электросамокатах и дедушка на электросамокате с сиденьем. И один из внуков говорит: "Деда, а поедем смотреть на фонтаны?!" — "А поедем!". Разве плохо? Или если человек живёт у "Солнечного ветра", а работает у "Старого базара" и будет с апреля по октябрь ездить утром туда, а вечером обратно, не занимая городские площади автомобилем, не создавая пробок и не выбрасывая в воздух углекислый газ — разве плохо? А если "ездите со скоростью пешехода" или "только по оборудованным велодорожкам" — то ничего этого не будет. Повседневный помощник превратится в игрушку для покатушек по особым случаям...

26.05.2021 11:53
- гость -

Во многих странах запрещают самокаты, а у нас подростки на них гоняют,которые не несут ответственности. Аренду - запретить! Купил самокат -получи права. Нарушил ПДД - отвечай по закону!

26.05.2021 12:29
- гость -

26.05.2021 11:51
Виктор
Этот дедушка из примера не тот кто несётся сломя голову, сшибая пешеходов. Проблема же в безответственной молодёжи. Выделенные полосы для велосипедов и самокатов конечно частично решат проблему, но опять же смысл выделять средства на удовлетворение хотелок пубертатов на самокатах и великах, которые будут изредка кататься ради своего удовольствия. Когда можно потратить те же деньги на развитие общественного траспорта, которым пользуется подавляющее большинство жителей города круглый год, а не несколько месяцев в году.
Про период использования вы тоже немного слукавили. Почти до конца апреля снег ещё лежит, а вначале октября новый выпадает))

26.05.2021 12:32
- гость -

26.05.2021 11:10
Новые Васюки
[em]машины, в отличие от людей на самокате, не едут по пешеходному тротуару. И уж точно не въезжают в спины гуляющего и отдыхающего населения[/em
Правда? Достаточно регулярно и едут (и стоят), и, к сожалению, "въезжают"...

26.05.2021 12:48
- гость -

И на тротуарах самокатам не место. Пусть лучше по проезжей части катятся - если что, пострадает только человек на самокате, но это его выбор. А на тротуаре из-за него могут пострадать пешеходы.

26.05.2021 12:54
Павсекакий

Если выпускать самокаты на проезжую часть, то пусть устанавливают номера, поворотники, стопсигналы, регистрируют это ТС и платят транспортный налог. А там как повезёт - выживут / не выживут, т.к, автомобилисты далеко не все правильно ездят.

26.05.2021 14:15
- гость -

Положить бетонные столбы на тратуаре и не будет самокатчиков и велосипедистов хотя я сам велосипедист.

26.05.2021 16:40
- гость -

26.05.2021 10:43
АБОРИГЕН
А ты хочешь чтоб гибло по 100 тысяч в год?

Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей