Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Сегодня день рождения у знаменитого российского кинорежиссера Георгия Данелия (фото)

, ИА "Амител"

Сегодня, 25 августа, свой день рождения отмечает выдающийся российский кинорежиссер и сценарист Георгий Данелия.

Георгий Николаевич Данелия родился в 1930 году в Тбилиси. Получил два высших образования в Москве: окончил архитектурный институт и Высшие режиссерские курсы при "Мосфильме". Его дебютная картина "Сережа" по повести Веры Пановой, снятая вместе с Игорем Таланкиным, получила гран-при на кинофестивале в Карловых Варах.

Впоследствии Данелия снял немало фильмов, абсолютное большинство из которых входит в золотой фонд советского кино: например, "Я шагаю по Москве", "Осенний марафон", "Афоня", "Мимино". Для одной из лучших комедий 70-х – "Джентльмены удачи" – он написал сценарий совместно с Викторией Токаревой.

Фильмы Данелия удостаивались многих наград. В частности, "Мимино" стал лучшим фильмом ММКФ в 1977 году, а "Осенний марафон" в 1979 получил приз ФИПРЕССИ международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, — вспоминает «actors.ru».

«КП. Хронограф», вспоминая о любимом многими кинорежиссере, делает следующие аналогии: «В своеобразной троице Гайдай-Данелия-Рязанов, если сопоставлять ее с суперпопулярными в 60-е годы гайдаевскими масками Балбес-Трус-Бывалый, Данелия был как бы Трусом, самым грустным и одиноким из них, но и преисполненным еще не утраченного человеческого достоинства, внутренне интеллигентным (знаменательно, что позже в кассовой комедии «Джентльмены удачи», 1972, созданной при участии Данелии как сценариста, из трио Леонида Гайдая был привлечен только Георгий Вицин, сыгравший словно более очеловеченного Труса). Уже в ранних фильмах Данелии присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того — понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию, как и представление о жизни в пессимистическом или оптимистическом ключе. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969 — «Слезы капали», 1982) содержится вроде бы противоречивое отношение к миру. Но на самом деле, и внутри повествований, и даже в одних и тех же персонажах подчас скрыты, казалось бы, взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни — до отчаяния и тяги к смерти. Таким образом, главным мотивом всех произведений становится следующий — «прежде всего люди», их неповторимое человеческое своеобразие. И тогда уже видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя – «Осенний марафон» (1979, главный приз на МКФ в Сан-Себастьяне) — тоже, на удивление, была поддержана на государственном уровне (залогом чего явились главный приз ВКФ в 1980 году и Государственная премия РСФСР, 1981), как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз МКФ в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Она перекликалась в какой-то степени с первым обласканным любовью фильмом Данелии «Я шагаю по Москве» (1964, особое упоминание жюри на МКФ в Канне), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена) и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг звучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997), хотя в них сильнее заметны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 90-х.

Сейчас Георгий Данелия работает над полнометражным анимационным фильмом "Кин-дза-дза". Он намерен сделать мультипликационные римейки и других своих игровых картин, в том числе "Сережи" и "Пути к причалу", сообщает РИА "Новости".


Комментарии

27.08.2007 09:23
Йожыг

данелия - советский кинодеятель. к россиянии он отношение имеет оооочень опосредованное.

Загрузка...
Войти     Зарегистрироваться
Имя

Архив новостей