"Я не буду платить за квартиру!": бийчанин намерен судиться с управляющей компанией

18 июля 2008, 07:13, ИА Амител

Бийчанин намерен судиться с управляющей компанией, которая, по его мнению, незаконно требует с него деньги: подробности этой истории сообщает "Бийский рабочий".

Борьба с жилтрестом была проиграна

Мрачные времена жилтрестов минули, и слава богу! На мой взгляд, поизмывались коммунальщики над бийчанами вволюшку. Сам я многократно испытал "ненавязчивый сервис" работников своего жилтреста. В итоге эти деятели довели меня до того, что я пришел в жилконтору и в сердцах бросил, глядя в туповато-безразличные лица тамошних теток: "Вы мошенники, бездельники и дармоеды! И денег платить я вам больше не буду, потому что вы ничего не делаете!". И перестал платить деньги за так называемое техническое обслуживание своего дома.

Далее события развивались так. Через несколько месяцев ко мне приходит судебный пристав и требует круглую сумму. Начинаю разбираться. Выясняется, жилтрест подал на меня в суд, заседание суда состоялось неизвестно когда (естественно, без моего участия), суд решил дело в пользу жилтреста.

Позже я поинтересовался у знающих людей, как так получилось, что судебное заседание состоялось без моего участия и почему меня не известили? Мне ответили: сейчас законы таковы, что представители суда посылают ответчику извещение, а дошло оно до адресата или нет - не их дело. Если на судебное заседание ответчик не явился, дело рассматривается без него.

При этом специалисты, которые меня консультировали, "успокоили", сказав, что даже если бы я присутствовал на судебном разбирательстве, то все равно это ничего бы не изменило: жилтрест по-любому оказался бы победителем. Слишком трудно доказать вину этой организации, особенно в свете обвинений типа "они ничего не делают". Даже если есть конкретные факты "ничегонеделания" на вашем отдельно взятом доме, жилтрест выкрутится, заявив, что работы проводились на других домах (тем более, что платежи жильцов всегда шли в "общую кассу" - лицевых счетов на каждый дом тогда не существовало).

Таким образом, сделал я вывод, жилтрест имеет право не оказывать услуги мне, конкретному жильцу, но деньги я этой организации обязан платить исправно, сполна и в срок. Скажите, если это не издевательство, то что?!
...Размышляя тогда над таким безобразием, я пришел к выводу, что исправить ситуацию можно только одним способом: перевести работу жилтрестов на договорную основу. А именно: каждый жилец заключает с жилтрестом договор, в котором четко прописано, что должны делать коммунальщики, с каким качеством, в какие сроки, как и сколько им за это платить и так далее. То есть должны быть учтены все тонкости, чтобы потом, если что не так, жилец не бегал за тетками-мастерами и не обзывал их дармоедами, а просто пришел в суд, показал договор и отсудил свои деньги.

И вот мы выбрали способ управления...

История, как известно, повернула так, что жилтресты совсем исчезли. С подачи правительства парламентское большинство приняло в 2005 году новый Жилищный кодекс РФ, согласно которому в России теперь существуют три формы управления домами: прямое управление, управление через ТСЖ и через управляющую компанию (УК).

Кстати, отвлекаясь от основной темы, можно заметить, что управлять своим домом с помощью УК теоретически накладнее, нежели через ТСЖ или прямым способом. Объясняется это просто: УК - это посредник между обслуживающими организациями и жильцами. А ведь известно, что те, у кого денег не слишком много, всегда стараются обойтись без посредника (в любом деле). Дешевле сделать все самому, напрямую. В так называемом част­ном секторе это срабатывает. А вот в благоустроенном - далеко не всегда. Чтобы управлять многоквартирным домом напрямую или через ТСЖ, необходимо объединиться, самоорганизоваться, а для этого как минимум нужна инициатива жильцов. Но беда в том, что с инициативными людьми у нас в стране проблема. В годы советской власти такие люди зачастую страдали в первую очередь. Уничтожались не только предприимчивые, инициативные люди, давилась сама психология хозяина, людям говорили: вы работайте, ни о чем не думайте, мы вам все дадим, все сделаем. В итоге, применительно к теме ЖКХ, когда настало время выбора (осенью прошлого года), большинство жильцов замерло в ожидании и не стало ничего предпринимать: нам придут и все сделают. И муниципалитет, согласно закону, был вынужден провести конкурс и назначить УК тем домам, которые не выбрали никакого способа управления. А таких домов, повторяю, в городе - подавляющее большинство. Вот и получается, что люди выбрали теоретически не самый дешевый способ управления своими домами... Впрочем, как было сказано выше, это отвлечение от основной темы.

Все в суд!

На самом деле нет ничего ненормального в том, что абсолютное большинство жителей многоквартирных домов сейчас управляется УК. Раз доверились бийчане такому способу управления, значит так тому и быть. Тем более, что принцип взаимоотношений между сторонами (жилец - УК) строится на основании договора. То есть проблемы безответственного отношения коммунальщиков к своим обязанностям (и к жильцам) должны уйти в прошлое. Должны, но, как выяснилось, пока не уходят...

Известный в Бийске активист и общественник Олег Барановский не так давно передал в редакцию копию письма (это подробное, юридически аргументированное письмо), которое он направил своей управляющей компании. Мы намеренно не будем называть эту УК, потому что проблемы, которые затронул Олег Николаевич, характерны для многих бийских управляющих компаний.

Основная претензия автора письма сводится к тому, что УК не хочет заключать с жильцами (конкретно с Олегом Николаевичем) договор. По его мнению, разноска по квартирам "неизвестными лицами" проектов договоров незаконна. "По сути, это означает, что ни я, ни другие жильцы не получили проект договора", - утверждает Олег Барановский.
Вот что он пишет: "Я, как собственник помещений в многоквартирном доме, обязан в соответствии с требованиями ч.5 ст. 161 ЖК РФ заключить договор управления домом с управляющей компанией, выигравшей конкурс.

Согласно ч. 1 ст.445 ГК РФ, мне, как стороне, которая обязана в соответствии с ч. 5 ст. 161 ЖК РФ заключить договор в обязательном порядке, должна быть направлена управляющей компанией, выигравшей конкурс, оферта (проект договора).
Однако в нарушение ч.5 ст. 161 ЖК РФ управляющая компания до 8 апреля 2008 года не представила мне для заключения проект договора управления домом.

Согласно ч.1 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Частью 3 ст. 162 ЖК РФ установлены обязательные разделы договора управления:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома;
- порядок изменения перечня услуг и работ;
- перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией;
- порядок определения цены договора;
- размер платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- размер платы за коммунальные услуги;
- порядок внесения платы за услуги;
- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления".

Далее Олег Барановский пишет: "Управляющая компания не представила мне и другим собственникам дома проекты договоров, не заключила с собственниками дома договора управления и не приступила к обслуживанию моего дома - услуг по техническому обслуживанию дома и его текущему ремонту управляющая компания не предоставляет, ремонтных работ не производит... Тем не менее эта коммерческая организация, преследующая, согласно ст. 50 ГК РФ, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, регулярно, каждый месяц, выставляет мне платежные требования по оплате неоказанных услуг и невыполненных работ".

"По моему мнению, - резюмирует Олег Барановский, - такие действия управляющей компании весьма похожи на вымогательство и мошенничество, т.е. должностные лица управляющей компании, не выполняя требования ЖК РФ и в то же время вымогая плату за неоказанные работы и услуги, совершают, по моему мнению, действия, которые могут квалифицироваться в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации".

Олег Барановский предоставил нам и копию ответа руководителя своей УК. Вот что там сказано: "В декабре месяце наша компания начала заключать договора по управлению многоквартирными домами. Вашему дому были розданы проекты договоров на рассмотрение. На сегодняшний день вернулось к нам всего пять договоров. На остальные ответа не последовало. Вашему дому необходимо было оформить при несогласии протокол разногласий или предложить свой проект договора. В результате чего Ваш дом договора не заключил, но управляющая компания обслуживала Ваш дом. С аварийной службой заключен договор и ежемесячно проплачивался, заключен договор со "Спецобслуживанием" по вывозу мусора и проплачивалось, за электроэнергию мест общего пользования тоже есть договор и ежемесячная оплата. Вас также обслуживали слесаря, электрик и дворники - это тоже требует средства".

Такой ответ у Олега Барановского вызвал изумление. По его словам, проект договора по всем нормам закона должен был доставлен жильцам с сопроводительным письмом - чтобы можно было зафиксировать дату доставки проекта. Потому как по закону дается 30-дневный срок на то, чтобы в случае несогласия с проектом договора жилец мог бы начать оформлять протокол разногласий или предложить свой проект договора.

"У нас в стране не только рядовые граждане, но и чиновники имеют смутное представление о принципах заключения договоров, - говорит Олег Барановский. - Меж тем как на Западе - это основа отношений в обществе".

С декабря прошлого года и по настоящее время Олег Барановский отказывается платить деньги УК до заключения договора. Он готовит документы и собирается подать на управляющую компанию в суд. Если Олегу Николаевичу удастся выиграть дело, то это будет обнадеживающий прецедент. Этот опыт будет полезен многим, потому как создается впечатление (судя по поступающим в редакцию обращениям читателей), что некоторые УК, выросшие из прогнившей старой системы ЖКХ, вспоминают о жильцах лишь тогда, когда нужно собрать деньги...

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров