Артемий Троицкий: Сегодня Цой занялся бы комиксами
16 августа 2011, 09:38, ИА Амител
Из его близких друзей остался, пожалуй, лишь один – известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Именно его корреспонденты "Вечерней Москвы" попросили поделиться мыслями о Викторе Цое, о том, как сегодня могла сложиться его жизнь:
ГРУППА "КИНО" – это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной – это просто удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными коллективами, то можно вспомнить прежде всего Doors – группу, которая тоже не стареет со временем.
У этой группы были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, а становятся еще более отчетливыми. Это лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле все эти достоинства.
Книг воспоминаний о Цое я не читал, но более-менее представляю, какой образ Цоя существует у современной молодежи. Он слеплен из последних альбомов группы "КИНО" и кинофильмов "Асса" и "Игла". Но этот образ сильно перекорежен: Цой на самом деле был гораздо веселей, приземленней, человечней, чем его представляют.
Это мифологизированный образ Цоя, одинокого гения.
Меня часто спрашивают: что бы делал сейчас Витя Цой, если бы остался жив-здоров? А ведь Цой уже тогда метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х годов, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, думаю, будь Цою сегодня 18–20 лет, он скорее стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь нынче более модным и востребованным, чем рок-музыка. Нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях. Либо стал бы Цой-2011 каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал.
Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой – единственный, в личности которого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил.
И его уход – еще один "сюжет для новой песни". Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной.
Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха – таков Цой, в "КИНО", в кино и ежедневно. Это большая, честная романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя – это песня о любви и свободе. Это вечные песни – и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что в отличие от продовольствия, любви и свободы их всегда будет не хватать.
Так что Цой остается с нами – и это не пустые слова.
Что касается его гибели, то я считаю, что смерти Цоя и Игоря Талькова были не случайны: и тот и другой умерли вместе с эпохой, в которой были нужны и востребованы.
В новой действительности два этих музыканта, скорее всего, не нашли бы себя. Они ушли именно в тот момент, когда рок превратился в часть рынка и перестал существовать как идеология и стиль жизни. Ведь именно в 1990 году русский рок тоже умер.
Интересные факты
- 20 ноября 2010 года в городе Барнауле состоялось открытие памятника Виктору Цою.
- Именем Цоя названы несколько улиц. В городах Арзамасе Нижегородской области и Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
- В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Цою.
- Цой мастерски вырезал из дерева японские традиционные фигурки – нэцке.
Комментарии 0