Бывшие блокадники Ленинграда про фильм «Ленинград»: "Не так все было»
28 февраля 2007, 10:43, ИА Амител
На прошлой неделе первый канал показал фильм "Ленинград". Чтобы узнать, сколько в нем правды, корреспонденты газеты "Алтайская правда" обратились к бывшим жителям блокадного Ленинграда.
Сегодня в Барнауле живет около 300 бывших блокадников. Фильм смотрели практически все - сквозь слезы, пока могли. "Я только около двух серий посмотрела - больше не смогла, - рассказала Эмма Михайловна Фербер, эвакуированная из осажденного города 29 марта 1942 года на одном из последних грузовиков, шедших через весеннюю Ладогу. - Я забыла, что это кино. И вдруг вижу - идут немцы. Я телевизор выключила. Это все настолько впечаталось... В 2002 году я была в Ленинграде, в музее блокады. И когда там начал стучать метроном, одна женщина-блокадница в обморок упала".
Метроном - один из главных символов тех 900 дней. Его оставляли в радиоэфире на время бомбежки как знак - студия цела, все в порядке. О нем сложены стихи, написаны песни. Однако все блокадники отмечают, что в фильме метроном бьет слишком часто. "Промежутки между ударами были больше, - говорит Эмма Фербер. - Казалось, чуть ли не полминуты".
Впрочем, не это главный и самый заметный промах фильма. "У всех артистов лица холеные, - говорит Ада Волобуева, прожившая в блокаде 13 месяцев - до октября 1942 года. - Оно и понятно - где же голодных взять?"
Нина Васильевна Мальцева, которой зимой 1942 года было 19 лет, говорит: "Артистов такими не сделаешь, какими мы тогда были. В фильме показывают, будто люди возле проруби в очереди за водой дерутся. Не дрались мы - люди еле шевелились. Голод какой был, кто же сейчас поверит? Однажды нам принесли лошадиную шкуру - так мы из нее пинцетом волосики выдергивали, чтобы сварить и съесть. В институте нам варили суп: вода и разведенные дрожжи. А в фильме журналистка подделывает печать с помощью вареного яйца. Где бы она его взяла? Какие куры в городе, где уже и кошек съели?"...
Знакомые с настоящим голодом блокадники не верят в киношные красивые поступки. "В фильме героиня отдает какому-то пацану шесть или семь хлебных карточек. Я не знаю такого человека, кто бы в блокаду оставил себя на неделю без хлеба. Один-два талона - могу поверить. А шесть-семь - это верная смерть"... - говорит Эмма Фербер.
Однако актриса Ольга Сутулова, сыгравшая главную героиню - Нину Цветкову, пришлась блокадницам по сердцу. "Она стриженая - это верно. Тогда многие стриглись, - вспоминает Эмма Фербер. - И меня родители попросили срезать косы. Сказали: "Они тебя едят".
(Актриса Ольга Сутулова не только постриглась, но и постилась весь съемочный период, поэтому хоть немного похожа на блокадника в отличие от большинства актеров).
Впрочем, этой стрижкой, пожалуй, и ограничиваются удачи консультантов и художников по костюмам "Ленинграда". Героя Михаила Ефремова почему-то все зовут "капитан", хотя в петлицах у него по две шпалы, что в Красной Армии соответствовало званию майора, а в органах госбезопасности - старшего лейтенанта. По воспоминаниям блокадников, шинелей в Ленинграде никто не носил - в них холодно и при минус десяти, а в первую блокадную зиму морозы стояли тридцатиградусные. Бригады МПВО (местная противовоздушная оборона), которые по домам собирали мертвых, отводили сирот в детдома, одевались в фуфайки. А в черной шинели, которую почти не снимает Нина Цветкова, ходили не милиционеры, а ученики ремесленных училищ. Киношные блокадники греются у буржуек. Между тем в первую блокадную зиму буржуйка была невероятной, практически недоступной роскошью.
"У нас в подъезде буржуйка была только в одной квартире, - вспоминает Ада Тимофеевна Волобуева. - Это же надо было все достать: печку, трубы, кирпичи, чтобы дымоход заделать... А у большинства ленинградцев для этого сначала не было возможностей, а потом - и сил".
Цифровые технологии передачи цвета делают фильм чересчур нарядным. Может, и не зря большинство лучших фильмов о войне сняты в скупых красках. Хотя в конечном счете главное - историческая правда. А с ней - проблемы. В фильме не раз показывают Дворцовую площадь с Александринским столпом, на вершине которого ясно виден ангел. Между тем в самом начале войны ангела надежно замотали материей, чтобы не привлекал внимания немецких летчиков и артиллерийских корректировщиков. В другом кадре видны шпиль и купол собора Петропавловской крепости - они сияют, хотя во время блокады из тех же соображений их закрасили зеленой краской. ("Покрасить" купол и шпиль на компьютере, видно, просто денег не хватило - большая часть бюджета в 10 млн. долларов ушла на гонорары иностранным звездам). Бомбить Ленинград летят почему-то "мессеры" - хотя это истребители.
Сцена, когда по улицам Ленинграда едва ли не колонной везут саночки с покойниками, покоробила блокадников. "Мы свою бабушку тоже везли на кладбище, но такой толпы я не видела, - говорит Ада Волобуева. - Не так все было"...
Это "не так" очевидцы событий могут сказать практически по каждому эпизоду фильма. Вера Ефимовна Чарикова говорит: "Показали, как толпа женщин лезет в магазин - лохматые, злые. Не было такого. Это были ленинградские женщины: культурные, аккуратные. Мой внук посмотрел и говорит: "Бабушка, так у вас в Ленинграде сплошной криминал был".
Неудивительно - ведь Дэвид Гамбург, один из продюсеров "Ленинграда", в свое время придумал сериал "Криминальная Россия". Но cтоит ли тогда попрекать американцев, не знающих историю Второй мировой, - с такими фильмами скоро и мы ее знать не будем.
У "Ленинграда" две сюжетные линии, и обе не выдерживают критики. Зачем было искать гидрогеолога Краузе - неужели в Ленинграде не было ни одной гидрографической карты Ладожского озера? На самом деле подготовительные работы к строительству ледовой дороги и изучение ледового режима Ладожского озера вел автодорожный отдел управления тыла Ленинградского фронта. К этой работе были привлечены гидрологический, дорожный, коммунального хозяйства и другие НИИ. Разработка проекта ледовой дороги была поручена Первому управлению Уполномоченного Гушосдора НКВД СССР.
Как могла оказаться в осажденном городе зимой 1941 года корреспондентка английской "Дейли телеграф" Кейт Дэвис? В реальности только в 1943 году, уже после прорыва блокады, в Ленинград приехали два иностранных корреспондента. А первая иностранная женщина-журналист появилась в городе и вовсе в марте 1944 года, уже после полного снятия блокады.
Настоящая история была страшнее и - величественнее. Вера Ефимовна Чарикова рассказала газете о подарке, которым она встретила приехавшего в Ленинград после ранения отца: "Мама уже умерла от голода, и меня с сестрами отправили в детский дом. Нам там давали кусочек хлеба с маслом, такой крошечный, что он у меня, пятилетней, умещался в кулаке. Я его решила оставить папе. Он приходит, я ему даю этот хлеб. И папа заплакал"...
Комментарии 0