Для Алтайского края ускоренное вступление во Всемирную торговую организацию не даст резкого положительного эффекта.
02 июля 2002, 16:29, ИА Амител
На фото: к.э.н, заместитель начальника ГУ экономики и инвестиций администрации края Е. Роговский.
Такой вывод в своем докладе "Вступление России в ВТО: региональный социально-экономический аспект" на открывшейся сегодня политологической конференции АШПИ сделал заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Евгений Роговский. По замыслу организаторов конференции, участникам предстояло выявить последствия вступления России в ВТО и оценить степень влияния этого события на макроэкономику регионов и отраслей в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
По мнению Е. Роговского, влияние это будет существенным, оно скажется на уровне жизни многих социальных слоев населения России и субъектов Федерации.
ВТО основана 1 января 1995 года. На 1 января текущего года в ней насчитывается 144 страны-участницы с долей мировой торговли 95%. Судя по всему, вступление России в ВТО является предопределенным. По крайней мере, в последнее время Правительство РФ достаточно уверенно заявляет об этом, и даже называет ближайшие сроки этого события. В эту уже организацию вступили большинство стран с развитой экономикой или экономикой переходного периода. Одной из последних присоединился наш сосед - Китай. Также членами ВТО являются некоторые территории бывшего СССР: это Киргизия, Грузия и Молдавия (последняя вступила в прошлом году).
В начале своего выступления Е. Роговский сослался на одно из мнений, которое было опубликовано в журнале "Эксперт" относительно возможных последствий вступления России в ВТО: "По мнению ряда экспертов, недавнее придание Росси рыночного статуса, скорее всего, является давлением на Россию с целью скорейшего вступления в ВТО на невыгодных нам условиях. Уже к осени этот рыночный статус может обернуться потоком компенсационных исков".
На прошедших переговорах в Женеве российская сторона получила согласие от всех стран-членов ВТО начать обсуждение главного документа - о вступлении России в эту организацию. В докладах созданной рабочей группы должны быть достаточно подробно оговорены все необходимые права и обязанности. Согласно имеющемуся регламенту, переговоры о выступлении ведутся по 4 направлениям. Это тарифные переговоры - доступ на рынок товаров, доступ на рынок услуг, государственная ресурсная поддержка и системные вопросы.
Е. Роговский сомневается, что такая поспешность оправдана, и присоединение в ВТО сыграет определенную роль во внешнеполитических отношениях. Он считает, что в большей мере надо оценить готовность страны к полноценному участию в такой структуре, как ВТО, и экономические последствия.
В 2001 году эта проблема рассматривалась на межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по безопасности экономики. Говорилось о необходимости расчетов ожидаемых потерь, нахождения некого интегрального показателя, который мог бы определить суммарный эффект от присоединения.
Нужно заметить, что подобные задачи ставились и в бытность Советского союза в 80-е годы, и в бытность России в 90-е годы. Но отсутствие методической и методологической схемы подобных расчетов не позволило решить этот вопрос. Более того, сегодня многие страны - участницы ВТО не могут определенно сказать, что же принесло им это вступление, - нет полного и точного анализа выгод от участия в ВТО, а имеющиеся формулы - не конкретны. Например, в США расчет идет по товарам, а в Австралии - по услугам. Поэтому теория ориентирования на сравнительные конкурентные преимущества не является общепризнанной.
Тем не менее, в России предпринимаются попытки оценки такого присоединения, и, по мнению экспертов, в число наиболее уязвимых отраслей при присоединении в ВТО является авиастроение, автомобилестроение, сельхозмашиностроение, а также отдельные сегменты черной и цветной металлургии, химическая промышленность, сельское хозяйство (прежде всего, производство зерна, молока и сахара), банковское дело, здравоохранение, транспорт и телекоммуникации. Именно указанные отрасли Правительство сегодня стремится максимально защитить в ходе переговоров. Однако, Е. Роговский считает, что эти усилия, в конечном счете, вряд ли позволят избежать резкого усиления конкуренции. Он перечислил возможные издержки и выгоды от вступления России в ВТО. Речь идет о том, что защита многих российских производств от иностранных конкурентов будет существенно затруднена. Снижение поступлений в бюджет от импортных пошлин, либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа и, соответственно, привлекательность инвестиций отечественного производства снизится. К тому же вступление в ВТО не гарантирует защиту при применении против алтайских товаров антидемпинговых цен.
Выгод от присоединения России к ВТО не так уж много. Россия получает выход в международное правовое пространство, при этом появляется возможность защиты от дискриминации российского импорта другими странами. Произойдет адаптация российского законодательства к международным нормам и ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов. А еще Россия может получить выход на новые рынки услуг.
Е. Роговский сделал вывод, что баланс выгод и потерь от вступления России в ВТО будет зависеть, во многом, от того, насколько Правительство сможет развить преимущества, полученные от членства в этой организации. Оценка перспектив социально-экономического развития регионов любого ранга не может осуществляться вне общей стратегии и тенденции развития экономики страны в целом. Вместе с тем, региональная экономика является подсистемой, обладающей относительной самостоятельностью, что предполагает всесторонний учет территориальных особенностей и достижения максимальной сбалансированности параметров развития каждой территории с ее ресурсными и иными возможностями.
Интересно было услышать и об общих последствиях от вступления России в ВТО для Алтайского края. Здесь Е. Роговский дал однозначный ответ: "Ускоренное вступление в ВТО резкого положительного эффекта не даст". Анализ структуры внешнеторгового оборота края показывает, что 75% внешнеторгового оборота края приходится на долю стран СНГ. Экспорт представлен, в основном, продукцией черной металлургии (кокс и полукокс - порядка 18%), машиностроение, дизельные двигатели, котлы и запасные части к ним - порядка 11%. Таком образом, сегодняшние внешнеторговые связи края, основном, находятся вне зоны влияния ВТО и в среднесрочной перспективе серьезных изменений здесь ждать не следует.
Вместе с тем, у края есть одно обнадеживающее направление - экспорт на зерновом рынке. К примеру, Ирак готов ежегодно приобретать в России до 1 млн. тонн зерна. Правда, условия поставки - белое, высокосортное зерно, которое в крае пока не производится. "Но при определенных условиях и подготовке, Алтайский край мог бы заняться такими поставками", - считает Е. Роговский.
Следующий вариант развития событий, может быть, и придется по вкусу потребителям в крае, но будет иметь катастрофические последствия для промышленных предприятий. Принципиальное значение для России и регионов имеет импортная составляющая. В структуре импорта Алтайского края около 35% занимает продукция продовольственной группы, 15% - это машины и оборудование и 7% - одежда и обувь. Несмотря на то, что 70% импорта приходится на долю стран СНГ, впоследствии население края может столкнуться с возрастающим импортом из стран-участниц ВТО, и, прежде всего, продуктовой группы. Из за усиливающейся иностранной конкуренции в проигрыше окажется большая часть машиностроения, легкая и пищевая промышленность, производство потребительских товаров, строительных материалов, и, конечно же, сколькое хозяйство - то есть, основные отрасли экономики края.
Нужно заместить, что соглашение по сельскому хозяйству предполагает сокращение уровня государственной поддержки. И здесь некоторые страны занимают довольно жесткую позицию в отношении государственных субсидий, а для аграрного края это достаточно серьезная тема. Отказ от поддержки государства могут позволить себе лишь страны с развитым производственным сектором, где имеются мощные корпорации с высоким уровнем финансовой и промышленной капитализации. Промышленно развитые страны используют скрытые формы поддержки производителей. Например, финансирование научных исследований, уложение системы стандартов. Для иллюстрации - стандарты России по зерну предусматривают 5 классов, а в США - 36. Естественно, потребуется определенное время для гармонизации наших законов и стандартов к международным. Но на сегодня ни в России, ни, тем более, в крае, к этому просто не готовы. Предприятия не имеют ни технических, ни финансовых ресурсов для эффективной разработки жестко требуемых ВТО стандартов.
Еще одна проблема - при достижении уровня мировых цен на энергоресурсы и транспортные тарифы российские предприятия станут просто неконкурентоспособными даже при условии полного технологического переоснащения в силу природных условий. Поскольку уровень условно постоянных затрат в крае будет всегда значительно выше, чем странах с более умеренным климатом. Это при том, что в последние два года в экономике края получила развитие достаточно серьезная тенденция, когда темпы роста на энергоносители и тарифы естественных монополий растут быстрее и значительнее, чем рост цен на продукцию промышленного и сельскохозяйственного назначения. Так, в Алтайском крае за 2 года цены на промышленную группу выросли на 50%, на сельхозгруппу - на 40%. При этом тарифы на электроэнергию поднялись на 258%, на тепловую - на 185%, газ - 150%, а услуги связи - 313%.
Уже сегодня по этой причине на многих предприятиях от 25 до 40% продукции остается невостребованной, - нет платежеспособного спроса. И нетрудно себе представить, что произойдет при повышении цен на энергоресурсы до мирового уровня, как того требует ВТО. Существенную особенность для России при присоединении имеет сфера торговли услугами. Ведь многие сектора этого производства в России находятся в стадии формирования и не могут составить значимую конкуренцию на мировом рынке. Классификатор услуг, действующий в рамках ВТО, включает порядка 160 видов по 12 укрупненным группам. Россия же пока ведет переговоры по 8: банки, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, медицина, образование и транспорт.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в краткой и среднесрочной перспективе в экономическом плане минусы от присоединения России к ВТО минимум, в течение5-6 лет будут превышать плюсы. Позитивные результаты могут перевесить негативные только в перспективе, причем, сегодня вряд ли кто-то назовет сколько-нибудь определенные временные рамки.
Основываясь на вышесказанном, краевые власти намерены инициировать ряд мероприятий, на уровне Правительства РФ. В их числе такие:
- безотлагательно разработать и утвердить отраслевую политику государства на перспективу, выделить отрасли производств для избирательной, и, возможно, временной протекционистской защиты, поощрить экспорт;
- сформировать постоянно действующие государственные механизмы с целью адаптации отдельных важнейших отраслей промышленности подрастающей импортной конкуренции, как это делается во многих зарубежных государствах, а также финансирование этих механизмов, в том числе, в аграрном секторе;
- завершить подготовительную законотворческую работу, необходимую для включения России в ВТО в части пакетов законопроектов и поправок к существующему законодательству;
- создать государственную систему внешнеэкономической информации для всех заинтересованных структур, которая бы ориентировала в номах и правилах ВТО;
- при присоединении России не должен быть нанесен ущерб союзу России с Белоруссией и таможенному союзу стран СНГ;
завершить судебную и административную реформы в России;
- при разработке федеральной целевой программы, призванной помочь регионам и предприятиям неэкспортной направленности, преодолеть сложности адаптационного периода.
И последнее, о чем упомянул в своем докладе Е. Роговский - определение времени и условий вступления в ВТО должно базироваться на проработке последствий принимаемых мер для всех отраслей и регионов.
Комментарии 0