Крупнейшие НПФ обвинили в уводе пенсионных денег россиян
При оформлении услуг в банках гражданам в общей пачке бумаг могут дать договор о переводе их накоплений в подконтрольный кредитной организации пенсионный фонд
16 марта 2015, 09:05, ИА Амител
В
2014 году в единую телефонную службу Пенсионного фонда России
обратилось почти 15 тыс. россиян с жалобами на неправомерный перевод их
пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Об этом
"Известиям" рассказали в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР). В
числе фондов, на которые поступает много жалоб, фигурирует даже НПФ
Сбербанка. Граждане, в частности, жалуются, что при получении услуг в
Сбербанке им в общей пачке бумаг на подпись подсовывали также договор на
перевод накопительной части пенсии в подконтрольный банку НПФ. Клиенты
госбанка узнавали об этом лишь спустя время, например из SMS-сообщений
от фондов: "Спасибо, что выбрали НПФ <название>!".
По
словам представителей ПФР, помимо НПФ Сбербанка (в нем 75% плюс 1 акция
принадлежит Сбербанку, который в свою очередь контролируется Центральным
Банком РФ), жалобы поступают также в отношении таких ведущих фондов,
как "Росгосстрах", "Русский стандарт", "Ренессанс Жизнь и пенсии",
"Первый русский", "КитФинанс", "Лукойл-Гарант", "Согласие",
"Промагрофонд". О масштабах потока жалоб можно судить и по странице ПФР в
социальной сети "Вконтакте", в ней есть тема на 1500 сообщений от
недовольных клиентов ("Обман при переходе в негосударственный пенсионный
фонд", vk.com/topic-37475973_26804378).
Подавляющее
большинство граждан, обратившихся в ПФР с жалобой на неправомерный
перевод его накоплений, требовало вернуть средства обратно, в ПФР, то
есть под управление Внешэкономбанка (тех, кто иначе не распорядился
своими накоплениями, называют "молчунами", это основная часть владельцев
пенсионных накоплений).
— Пришла в Сбербанк поменять
зарплатную карту, — написала на странице ПФР в соцсетях Полина Пожилова,
— оператор подсунул мне бумагу, которую я подписала. Потом оказалось,
что это договор о переходе в НПФ Сбербанка.
Другие клиенты в
своих жалобах подчеркивают, что в общей папке бумаг на подпись кладут
лишь последний лист договора о переводе пенсионных накоплений в
подконтрольный банку НПФ ("Дали на подпись не весь договор, а только
последний листок, всё очень мелко. Сказали, что это просто, чтобы
подтвердить реквизиты. Я подписала"). Третьи жалуются, что договор о
переводе пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка "подсунули на работе при
получении карты Сбербанка". Требование о переводе пенсионных накоплений в
аффилированные с банками НПФ (у НПФ могут быть и соответствующие
договоренности с банком) предъявляются и открыто, в качестве условия
получения кредита в том или ином банке или в розничной точке (салонах
связи, различных магазинах).
В своих обращениях в ПФР граждане
также указывают на давление при приеме на работу: при трудоустройстве
соискателям предлагают перевести пенсионные накопления в аффилированный
НПФ либо подсовывают соответствующий договор в числе других документов —
а потом порой и на работу не берут. Еще одна схема — нередко агенты НПФ
вводят их в заблуждение, например, приходя домой и представляясь
"сотрудниками пенсионного фонда", не уточняя, какого именно. Нередко
россияне воспринимают их как представителей ПФР и подписывают
предлагаемые документы.
Под управлением государственной
управляющей компании Внешэкономбанк находится 1,9 трлн рублей, в НПФах
аккумулировано 1,1 трлн рублей (по данным на сайте ЦБ по итогам 9
месяцев 2014 года). Из них в НПФ Сбербанка 74,4 млрд рублей,
"Росгосстрах" — 68,9 млрд, "Русский стандарт" — 3,2 млрд, "Ренессанс
Жизнь и пенсии" — 33,6 млрд, "Первый русский" — 6 млрд, "КитФинанс" —
65,2 млрд, "Лукойл-Гарант" — 145,6 млрд, "Согласие" — 5 млрд,
"Промагрофонд" — 56 млрд рублей.
В пресс-службах Сбербанка и
упомянутых негосударственных пенсионных фондов в воскресенье не смогли
предоставить оперативные комментарии.
С волной жалоб от
россиян на неправомерный перевод их пенсионных накоплений ПФР
сталкивается не впервые. В 2009 году в ПФР в массовом порядке стали
поступать обращения граждан, касающиеся перевода пенсионных средств в
тот или иной НПФ без их согласия. Тогда, как выяснили правоохранительные
органы, большинство таких случаев были связаны с незаконным
использованием персональных данных граждан, то есть с фальсификацией
договоров (marker.ru/news/496357).
Это стало возможно в связи с тем, что на тот момент подать заявление о
переводе накоплений можно было и через ПФР, и через НПФ, и через его
агентов. Недобросовестные агенты, заполучив данные гражданина, могли без
его ведома внести их в договор и направить в ПФР.
Чтобы
оградить россиян от подобных случаев, с 1 января 2014 года процедура
перевода пенсионных накоплений изменилась. Теперь сначала гражданину
необходимо заключить договор с избранным НПФ, а затем с этим документом
прийти в любое управление ПФР и лично подтвердить свой выбор, написав
соответствующее заявление. В результате к настоящему моменту НПФы стали
более настырными и существенное число злоупотреблений допускаются уже их
сотрудниками и партнерами. Если в 2011 году Генпрокуратура, говоря о
"массовом характере" случаев неправомерного перевода, указывала, что за
2,5 года (с 2009-го до середины 2011-го) в ПФР поступило свыше 11,7 тыс.
жалоб граждан на данную проблему, то сейчас только за один прошлый,
2014-й год число таких обращений достигло почти 15 тыс.
Партнер
компании "Деловой фарватер" Роман Терехин указал, что в 2010-2011 годах
ответственность за неправомерные действия обычно возлагали на
недобросовестных сотрудников, которые привлекались к уголовной
ответственности — но в большинстве случаев условно. Когда число жалоб в
адрес одного и того же НПФ стало свидетельствовать о массовом нарушении
прав граждан, ПФР начал расторгать договоры с такими НПФ, то есть лишать
их возможности вообще привлекать средства накопительной части пенсии.
По
словам Терехина, в ряде случаев, описанных в жалобах граждан, согласие
гражданина по факту отсутствует, а подписи на документах о переводе
средств получены путем введения их в заблуждение. Подобные действия, по
словам эксперта, являются уголовными преступлениями, предусмотренными
ст. 159 ("Мошенничество") и частью 3 ст. 327 Уголовного кодекса
("Использование заведомо подложного документа"). За подобные
правонарушения может грозить до шести лет лишения свободы.
В
то же время, как отметила руководитель юридического отдела юридического
бюро "Падва и Эпштейн" Татьяна Манакова, законом "О негосударственных
пенсионных фондах" установлены основания для аннулирования лицензии НПФ.
Но описанные ситуации к их числу прямо не отнесены.
— Если в
судебном порядке будут установлены нарушения, допущенные при заключении
договора с гражданами, это может являться основанием для вынесения
предписания об устранении этих нарушений. И в случае неисполнения такого
предписания может быть аннулирована лицензия. Но доказывать факты
намеренного введения в заблуждение или обмана граждан потребуется в
каждом конкретном случае; процесс доказывания здесь будет иметь
существенные трудности.
Юрист "Национальной юридической
службы" Александр Кожевников соглашается, что доказывать такие случаи
тяжело и максимум все ограничивается конкретным менеджером, а не группой
лиц или нарушением со стороны организации.
— Сотрудников банков наверняка премируют в зависимости от количества привлеченных клиентов в подконтрольный банком НПФ, мотив налицо. Даже если сотрудник получил прямое указание от руководства, то оно, конечно же, было дано устно, поэтому взять за горло руководителя и привлечь к ответственности банк или НПФ крайне сложно, — считает Кожевников.
Комментарии 0