ОКБ: россияне не справляются с кредитными обязательствами
Половина российских граждан, имеющих обязательства перед банками, отличаются идеальной платежной дисциплиной
06 апреля 2015, 10:07, ИА Амител
Каждый второй заемщик (55%) из числа тех, кто на текущий момент имеет открытый кредит в банке, хотя бы раз допускал просрочку платежей. Таким образом, лишь половине заемщиков удается обслуживать кредит строго в соответствии с графиком его погашения. Об этом свидетельствует анализ базы данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ), это крупнейшее бюро кредитных историй обслуживает Сбербанк и наполовину принадлежит ему.
Выводы
сделаны на основании анализа порядка 170 млн досье россиян — с двумя
другими лидерами рынка ("Эквифакс Кредит Сервисиз" и Национальное бюро
кредитных историй) истории ОКБ пересекаются примерно на 60-70%.
Кредитные истории россиян официально начали формироваться в 2005 году,
вместе со вступлением в силу соответствующего закона.
По
данным ОКБ, в настоящий момент очередной платеж не внесен в срок каждым
пятым заемщиком (20%). Это значит, что треть заемщиков (оставшиеся 30%
от 55%) допускали просрочку ранее, но изменили ситуацию и сейчас
исправно обслуживают кредит.
При этом до безнадежного
состояния обслуживание кредита доводила пятая часть заемщиков (22%) —
более трех месяцев подряд они не вносили ни одного платежа (просрочка
"90+"), что является основанием для признания такого кредита безнадежным
к взысканию. В настоящий момент уже более трех месяцев подряд платежи
по кредиту не производят 13% граждан, имеющих кредит. Выходит, что
оставшиеся 9% от 22%, даже оказавшись в безнадежной ситуации, все же
смогли из нее выбраться и вернуться впоследствии к установленному
графику платежей.
Для сравнения: в США, где институту бюро
кредитных историй более 100 лет, просрочку по кредитам допускали не
более 20% заемщиков. Как указал директор по инвестициям компании AGT
Invest Дмитрий Нужденов, примерно 10-15% от числа российских заемщиков,
которые не платят по кредитам, составляют мошенники, которые изначально
не планировали возвращать заемные средства. Около 30-40% приходится на
долю граждан, которые оказались в сложной ситуации, тем не менее
рассчитывают выплатить кредит в будущем, когда обстоятельства изменятся.
Примерно 50% штрафников составляют "неосмотрительные" заемщики, которые
не умеют планировать свой бюджет, в связи с чем у них и возникают
просрочки. При этом, говорит Нужденов, они могут не уплачивать взносы по
кредиту до тех пор, пока за них всерьез не возьмутся коллекторы.
—
Но не стоит обвинять российского заемщика в халатности, — указал
гендиректор бюро кредитных историй "Эквифакс" Олег Лагуткин. — Рынок
розничного кредитования тоже стал доступен массам максимум лет 10 назад.
Еще не успело сформироваться аккуратное отношение к заемным средствам и
тем более понимание того, что надо рассчитывать свои силы при
оформлении еще одного кредита.
К тому же россияне, говорят
эксперты, пока еще не в полной мере осознают важность кредитной истории,
на качестве которой сказываются нарушения сроков платежей по кредиту
(информация о просрочке платежа хотя бы на один день передается в бюро
кредитных историй и оставляет след в досье). Дело в том, подчеркнули в
Банке Хоум Кредит (один из ведущих игроков сегмента розничного
кредитования), в России пока не так много жизненных благ завязано на
кредитную историю в отличие, например, от стран Евросоюза. Здесь от
качества кредитной истории зависят многие сферы жизни граждан, в
частности смогут ли они арендовать недвижимость, купить машину или
квартиру в кредит под низкий процент, придется ли им платить залоги в
компаниях, оказывающих услуги ЖКХ, и проч.
— Примерно 73% от
совокупного объема европейского кредитования частных лиц занимает
ипотека. По ней просрочка составляет около 0,7%. Оставшиеся 27%
приходятся на потребительское кредитование. Тут доля просроченных займов
повыше и составляет порядка 2%, — отметил аналитик IFC Markets Дмитрий
Лукашов.
В то же время, указал замгендиректора ОКБ Николай
Мясников, в России наблюдается ухудшение входящей клиентской базы. Одним
из наиболее весомых показателей, по его словам, является
закредитованность заемщиков. По данным ОКБ, 45% заемщиков имеют больше
одного кредита, причем из них 18% одновременно обслуживают три и более
кредитов. По данным ЦБ, с начала года общая просроченная задолженность
по розничным кредитам выросла более чем на 10% до 731,9 млрд рублей.
—
Снижение платежной дисциплины свидетельствует о том, что люди не
справляются со своими кредитными обязательствами. Кроме того,
потенциально хорошие заемщики после увеличения ставок по кредитам не
торопятся идти в банки, обращаются только те, кто действительно в этом
нуждается, а это зачастую не самые лучшие клиенты, — добавил Мясников.
Комментарии 0