Госкомпании обяжут использовать ГЛОНАСС
24 января 2013, 09:17, ИА Амител
По замыслу авторов, реализация мероприятий программы позволит к 2020 году довести объем налоговых и иных платежей от навигационной индустрии в доход федерального бюджета до 23,4 млрд рублей и нарастить объем рынка навигационно-информационных систем, устройств и услуг с использованием ГЛОНАСС на автотранспорте до уровня более 300 млрд рублей. При этом доля российских продуктов и услуг с использованием ГЛОНАСС составит к 2020 году 7,3% от общемирового объема навигационных технологий.
Руководителем программы авторы предлагают назначить вице-премьера и руководителя аппарата правительства — Владислава Суркова, курирующего развитие ГЛОНАСС.
Координатором программы НП "ГЛОНАСС" предлагает определить Минтранс, поскольку основное развитие телематические сервисы в ближайшие годы получат именно на транспорте. В связи с этим НП "ГЛОНАСС" предлагает поручить Минтрансу совместно с федеральными и местными органами власти подготовить проект комплексной программы в срок до 30 марта этого года.
Головной организацией по реализации этой программы предлагается сделать НП "ГЛОНАСС". На его базе хотят создать консультационно-аналитический центр, который будет собирать и анализировать данные по навигационным технологиям, вырабатывать рекомендации по внедрению, консультировать и по необходимости строить телематические системы.
Дополнительных средств из бюджета на мероприятия программы не потребуется, утверждают авторы письма к Суркову, достаточно будет предоставить в распоряжение НП и Минтранса все те бюджеты, которые уже выделены ведомствами, региональными администрациями, федеральным бюджетом (в рамках ФЦП "ГЛОНАСС" на 2012–2020 годы) и компаниями с госучастием на оснащение навигационным оборудованием и телематические сервисы. В сводной таблице, приложенной к письму, сумма всех бюджетов, на которые претендует НП "ГЛОНАСС", на 2013 год составляет 20 млрд рублей. Из них 6,4 млрд рублей — это средства из федерального бюджета (предусмотрены ФЦП "ГЛОНАСС" и программой создания системы "ЭРА-ГЛОНАСС"), 1,2 млрд — средства региональных бюджетов и 12,3 млрд — внебюджетные средства, то есть деньги компаний с участием государства. На 2014 год запланирована сумма 18,23 млрд рублей — уменьшение обусловлено снижением финансирования по федеральным программам.
Одной из основных задач программы в НП "ГЛОНАСС" считают разработку единой технической политики в области внедрения программно-аппаратных средств. В этих целях предлагается разработать международные и региональные стандарты по использованию ГЛОНАСС и унифицировать автомобильное оборудование. Разумеется, одной из целей реализации программы провозглашается содействие разработке и производству отечественного навигационного и телематического оборудования.
Среди мер по стимулированию реализации крупных проектов в НП "ГЛОНАСС" предлагают установить требования к госкорпорациям и акционерным обществам с участием государства по "использованию и поддержке использования навигационно-информационных технологий ГЛОНАСС". В тексте письма Суркову упомянуты "Газпром", "Транснефть", ФСК ЕЭС, "Ростелеком", "Почта России", Сбербанк, ВТБ, страховые компании. В НП "ГЛОНАСС" "Известиям" пояснили, что упомянутые компании имеют программы внедрения навигационных технологий и было бы уместно их унифицировать и реализовывать скоординированно.
Для стимулирования развития рынка ГЛОНАСС-технологий в регионах некоммерческое партнерство предлагает обязать регионы сформировать региональные целевые программы (РЦП) и выделять субъектам федерации субсидии только при условии разработки РЦП, финансирующихся в том числе из внебюджетных источников.
Александр Гурко, глава НП "ГЛОНАСС", выступил с инициативой по пересмотру действующих программ по внедрению ГЛОНАСС осенью прошлого года. Тогда Гурко написал краткое письмо Суркову, заострив внимание на том, что федеральный бюджет в достаточном объеме финансирует спутниковый компонент ГЛОНАСС, а в развитие наземных навигационных технологий и создание оборудования потребителей средств вкладывается недостаточно. Сурков в ответ поручил НП "ГЛОНАСС" подготовить предложения по изменению ситуации, что и было сделано.
В Роскосмосе инициативу некоммерческого партнерства оценивают сдержанно.
— Если посмотреть на внедрение GPS, то вряд ли кто-то из ведущих мировых разработчиков и производителей аппаратуры просил о выделении им денег из бюджета на разработку, производство и оснащение гражданских потребителей, — подчеркивают в Роскосмосе. — Уже ясно доказано, что использование спутниковых навигационных технологий в экономике приносит ощутимую выгоду, и поэтому рынок оперативно реагировал на это. В последние годы появилось немало примеров, когда ГЛОНАСС включается в состав аппаратуры массового применения самими разработчиками аппаратуры без малейшего давления со стороны российского правительства. Трудно заподозрить Apple, Nokia, Samsung и других в том, что их кто-то заставил включить ГЛОНАСС в свои устройства. Другое дело, что базовые чипы во всех этих устройствах иностранного производства. И как поведут себя производители, когда глобальных навигационных систем будет несколько, трудно сказать. В пользу политических причин многие иностранные производители могут отказаться от ГЛОНАСС в пользу "своей" системы. Поэтому ФЦП "ГЛОНАСС" предусматривает целый блок мероприятий по созданию перспективных базовых чипов отечественной разработки, которые должны быть конкурентоспособны на мировом рынке.
Реакция Владислава Суркова на предложения НП ГЛОНАСС пока неизвестна — в его секретариате не смогли прокомментировать ситуацию.
Комментарии 0