Губернатор Александр Карлин в своем блоге рассказывает о трехтомнике, изданном к юбилею его профессиональной деятельности
25 апреля 2012, 15:58, ИА Амител
Я принадлежу к числу тех, кому посчастливилось еще в ранней юности из огромного числа интересных, нужных людям профессий избрать ту, которая достойно ведет меня по жизни четыре десятка лет.
40-летие профессиональной деятельности я отметил изданием и презентацией трехтомника, куда вошли мои работы в области гражданского, трудового, административного и арбитражного процессуального права, прокурорского надзора. Своеобразный отчет о деятельности, ставшей значительной частью жизни. Первые два тома – научные работы, созданные во время деятельности в органах прокуратуры, Министерстве юстиции, Администрации Президента России.
Уже на первом курсе института я определил для себя, что буду работать в прокуратуре. Не потому, что жаждал преследовать и карать. Прокуратура всегда ассоциировалась для меня с правозащитной функцией, ориентированной на интересы простого человека, его нужды и чаяния. Никогда о своем выборе не пожалел.
Так получилось, что параллельно с работой юриста-практика я всегда занимался наукой. Склонность к теоретическим исследованиям проявилась достаточно рано. На последних курсах Свердловского юридического института собрался в аспирантуру, однако жизнь распорядилась по-своему: я начал заниматься сугубо практической работой в правоохранительной системе. Но стремление к научной деятельности не пропало – поступил в заочную аспирантуру юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
Я благодарен судьбе за то, что никогда не был "кабинетным ученым". Имел возможность изнутри видеть процессы и явления, которые анализировал в научных статьях и монографиях. Это были тесно связанные между собой две стороны единой профессиональной деятельности. Как правило, к научным поискам меня подвигало стремление более глубоко и всесторонне подойти к решению вопросов, возникающих в прокурорско-следственной и судебной практике. Не все мои изыскания носили сугубо прикладной характер, но и абстрактными они никогда не были.
К тому же в разные годы мне посчастливилось заниматься целым рядом очень интересных направлений деятельности, непосредственно участвовать в исторических для российского права событиях. Например, быть свидетелем и участником зарождения нового этапа в истории прокурорского надзора в конце 1980-х – начале 1990-х годов. В это время выстраивалась совершенно новая модель экономики, под которую необходимо было адаптировать традиционные прокурорские подходы, ориентировать прокурорский надзор на новые правовые и экономические реалии. С одной стороны, пресекать грубые нарушения закона, с другой – не стоять на пути прогресса. Все это требовало определенного теоретического осмысления. Я занимался вопросами надзора в сфере экономики, проблематикой соблюдения законности во внешнеэкономической деятельности, разрабатывал очень интересное, новое для прокурорской системы направление – участие прокуроров в арбитражном производстве. Приятно, что по сей день подготовленные мной методические рекомендации, статьи называют востребованными и помогающими в практической работе.
Я горд тем, что был напрямую причастен к началу функционирования арбитражных судов – а они недавно отметили 20 лет со времени появления. Мы с коллегами участвовали в первом заседании Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, где вопрос понимания роли и сущности прокурорского участия в арбитражном процессе рассматривался одним из главных. Перед нами стояла задача: осмыслить и грамотно инкорпорировать прокурора в новый формирующийся тип процесса. Задача исключительной практической сложности, непростая с теоретической точки зрения. Не убежден, что она и сегодня решена в полной мере.
Необходимость исследований проблем в законотворческой деятельности возникла во время работы в Министерстве юстиции. И здесь колоссальную помощь и поддержку по широкому кругу вопросов оказало наследие великого реформатора России, величайшего юриста Михаила Михайловича Сперанского. Автора свода законов Российской империи, гениального систематизатора и кодификатора отечественного законодательства. Михаил Сперанский занимал очень интересную должность – "товарищ министра юстиции". Тогда так называли заместителей. К его личности приходилось неоднократно обращаться, когда мы с подразделениями аппарата Правительства формировали новую модель законотворческой деятельности.
Интересной страницей научной биографии стала тема института саморегулирования. Впервые в российской истории мы создавали механизм взаимодействия организаций саморегулирования и государственных структур. Впервые в российской истории союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих был создан под эгидой Министерства юстиции. Мне пришлось заниматься этим не только практически, но и формировать, в том числе, нормативно-правовую базу.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ставшая темой моей докторской диссертации, – отдельная, исключительно интересная и многоаспектная. Не случайно защита проходила по двум специализациям – гражданское и административное право. Это усложнило процесс защиты не только потому, что добавило мне еще одного оппонента. Гражданское и административное направления не всегда "дружили", поэтому пришлось согласовывать оба научных подхода, не ссоря их между собой, а органически увязывая. Как во всех моих научных изысканиях, эта теоретическая работа сопровождала практический процесс, поскольку мы с коллегами готовили и проводили в жизнь новую редакцию Закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Подобно минерам, прокладывающим путь перед наступлением, мы создавали теоретические предпосылки для решения важных проблем правоприменения в рыночной экономике.
Позднее, во время работы в Администрации Президента, опять же впервые в истории мы принимали Закон о системе государственной службы в Российской Федерации. Этот процесс тоже требовал научного сопровождения.
Третий том собрания – это своеобразный отчет об управлении регионом. Он содержит мои статьи, интервью, комментарии по актуальным проблемам развития края. Не все из них относятся к "юридическому жанру" в его традиционном виде. Но я работу в качестве главы региона считаю вполне закономерным продолжением своей юридической карьеры. При всем разнообразии проблем и вопросов, которые приходится решать в этом качестве, для меня их объединяет одно: принятое решение должно основываться на принципах и нормах права. Только такой подход обеспечит достижение максимальной экономической и социальной эффективности деятельности региональной власти. Юридическая чистота принимаемых управленческих решений делает власть понятной людям, позволяет гражданскому обществу осуществлять действенный контроль ее работы.
В третьем томе - осмысление того, что мы все вместе делали с 2005 года. Поэтому я считаю, что это не авторская уже, а коллективная работа. Мы "писали" третий том все вместе – мои коллеги, все жители Алтайского края. Он также свидетельствует, что многие наши идеи были воплощены впервые за всю историю края. Не хочу утверждать, что мы все делали идеально правильно. Но знаю точно, что работали и работаем, руководствуясь самыми благими намерениями, бесконечно любя свою Родину и стараясь делать ее все лучше и краше. Что получилось – то получилось. Если что-то не нравится – давайте вместе делать лучше, давайте продолжать работать дальше. Чтобы день за днем, год за годом преображался родной Алтайский край, чтобы жилось в нем людям комфортнее.
Комментарии 0