Как доказать, что товар куплен у конкретного продавца, если нет чека?

Как доказать факт приобретения товара у конкретного продавца, если не сохранены кассовый, товарный чеки или другой документ

22 ноября 2012, 14:11, ИА Амител

Как доказать факт приобретения товара у конкретного продавца, если не сохранены кассовый, товарный чеки или другой документ? На эти вопросы отвечают в материале, опубликованном на сайте управления Роспортебнадзора по Алтайскому краю.

Способы доказательства

Как указал Верховный Суд РФ, в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). В подтверждении факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Исходя из судебной практики, в случае отсутствия у потребителя документов, подтверждающих заключение договора купли-продажи,  свидетельские показания являются наиболее распространенным доказательством факта приобретения товара, хотя и не самым веским. Свидетельские показания оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

В соответствии со ст. 493 ГК РФ наряду с товарными и кассовыми чеками к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара, например к ним могут быть отнесены эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате, товарные чеки, гарантийные талоны, другие аналогичные документы. В конкретном случае это может быть первоначально выписанный товарный чек, товарный счет.

Исходя из судебной практики, при отсутствии кассового или товарного чека доказательствами приобретения товара именно в конкретном торговом месте могут служить: отметки о продаже в паспорте на товар; гарантийный талон; показания свидетелей. Допустимыми доказательствами также являются: заключение специалиста; заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах; заявление потребителя ответчику с соответствующими требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу; ответ на претензию; доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

Следует иметь в виду, что бремя доказывания того обстоятельства, что товар приобретен у конкретного продавца, по смыслу абз. 1 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ возлагается на покупателя. Оперативность самого потребителя в сборе доказательств приобретения товара у конкретного продавца служит ему на пользу и облегчает последующую работу в суде.

В связи с чем, рекомендуем покупателям при покупке товара (особенно на рынках, ярмарках, при выездной продаже) требовать товарного чека, иного документа, подтверждающего факт приобретения товара у конкретного продавца.

Сроки предъявления требований

Существенное значение в отношениях потребителя и изготовителя (продавца) приобретает решение вопросов о гарантийных сроках, поскольку в пределах указанных сроков потребитель зачастую вправе предъявлять требования относительно недостатков непродовольственного товара.

Как правило, требования, связанные с ненадлежащим качеством товара, заявляются потребителем в пределах гарантийного срока.

Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона о защите прав потребителей. Гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.

На практике продавец нередко устанавливает, что, к примеру, при гарантийном сроке 2 года в течение второго года потребитель вправе предъявлять лишь ограниченный круг требований (например, только о замене определенных деталей, на другие же детали гарантия заканчивается по истечении 1 года).

Однако такие условия гарантийных обязательств зачастую противоречат законодательству, поскольку права и обязанности продавца по поводу установления и соблюдения гарантийного срока четко определены Законом "О защите прав потребителей". Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Кроме того, продавец имеет право принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (так называемое дополнительное обязательство). Иными словами, продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем.

Тем самым потребитель оказывается в более выгодных условиях, и законодательство бесспорно допускает такие действия продавца. Другое дело, когда ситуация обратная, и продавец в нарушение действующих правил установит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель дает гарантию 6 месяцев, а продавец – 30 дней).

В этом случае независимо от установленного продавцом срока потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", если недостатки в товаре выявлены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем (в данном примере 6 месяцев), а для продавца, допустившего такое правонарушение, наступает административная ответственность по ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ, предусматривающая наложение штрафа на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает отсчитываться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и пр.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей (ст. 19 Закона "О защите прав потребителей").

Для Алтайского края эти сроки исчисляются следующим образом:

зима: с 15 октября по 15 марта;

весна: с 15 марта по 15 мая;

лето: 15 мая по 15 августа;

осень: 15 августа по 15 октября.

Помимо классического варианта, когда недостаток товара возник в пределах гарантийного срока, возможны также ситуации, когда на момент обнаружения (выявления) ненадлежащего качества товара гарантийный срок либо уже истек, либо вообще не был предусмотрен ни изготовителем, ни продавцом.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Имею право!

Обращаем внимание, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При нарушении Ваших прав Вы можете обратиться в Общественные приемные управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю и территориальных отделов.

Адрес управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю:

г. Барнаул, ул. М. Горького, 28, тел. 8 (3852) 66-54-27, факс 8 (3852) 24-99-59.

Также вы можете отправить сообщение на сайт управления -  http://22.rospotrebnadzor.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров