Легко ли подростку приобрести спиртное в Бийске?
04 февраля 2009, 07:32, ИА Амител
"Легко ли подростку приобрести спиртное в Бийске?", - как выяснила корреспондент газеты "Бийский рабочий" Наталья Каршева, легче легкого.
Выпить бутылочку пива или вскрыть жестянку джина для "поднятия настроения" как-то постепенно стало нормой для многих. И молодежь здесь скорее правило, чем исключение. Хотя лет двадцать назад даже самый отъявленный малолетний хулиган едва ли мог подумать о том, чтобы прийти на занятия навеселе. Сегодня подобные случаи на слуху у многих. Возникает закономерный вопрос: кто продает спиртное несовершеннолетним? Ведь закон четко говорит: нельзя.
Рейд по незлачным местам
Есть такая поговорка: "Не поверишь, пока не проверишь". Проверяем: вооружив тринадцатилетнего Илью диктофоном, ценными указаниями и деньгами, направляем его в суровые будни - в магазин. Задача - купить бутылку пива.
Час дня - вполне подходящее время, в небольшой магазинчик то и дело заглядывают покупатели, обращать внимание на крутящегося у витрин подростка у продавца времени нет. Когда очередь доходит до несовершеннолетнего покупателя, на вопрос: "Тебе чего?" - Илья без малейшей закомплексованности отвечает, что ему надо бутылку пива такой-то марки. Стоящая рядом покупательница тихо бросает: "Совсем обнаглели". Впрочем, замечания женщины не особо смущают продавщицу. "Вот, держи", - после глубокого вздоха раздраженно отвечает она и подает бутылку. Покупатель с довольным видом уходит, но эксперимент продолжается.
Идем в похожий магазин. Задача усложнилась - покупаем водку, но на сей раз обеспечиваем нашего "разведчика" легендой - дескать, за покупками его послали родители. Даже список необходимых приобретений дали. В этом магазине - никого. Илья подходит к прилавку, деловито разворачивает исписанный листок. Продавщица, глядя на него, умиленно улыбается. К слову, подростка мы выбрали на редкость домашнего вида, никакого намека на социально неблагополучную семью и бурную жизнь в подворотне. Медленно продиктовывая, что ему нужно, где-то между солью и макаронами Илья просит подать бутылку водки и без вопросов получает ее. Вот и все! Айда праздновать начало третьей четверти. "Вы что, водку ребенку продали?" - возмущенно спрашивает зашедшая минуту назад в магазин женщина (мама Ильи). "Да он не для себя, - отвечает улыбчивая продавщица, - сразу же видно. Родители в магазин прислали". "Но вы-то откуда знаете? И потом законы же есть", - покупательница все еще пытается воззвать продавца к совести. "Да какие законы, я вас умоляю, кто по ним живет, по этим законам? Нормальный хороший мальчик, каждый день к нам ходит. Станет он у меня для себя водку брать? Мы с его мамой подруги" - "Да что вы говорите?!". Удивительная изворотливость! Как-то особенно грустно на этом фоне выглядит неброская круглая наклейка: "Мы не продаем алкоголь и сигареты лицам моложе восемнадцати лет. Это закон!".
Признаться, когда этот эксперимент только затевался, поставленные цели, разумеется, не казались чем-то недостижимым, но то, что достижимыми они окажутся с такой легкостью, даже не приходило на ум. Были предположения, что совершить откровенно незаконную покупку удастся где-нибудь в мелком киоске, но уж никак не в магазине. Однако, судя по всему, продавцы чувствуют свою безнаказанность и пользуются ей вовсю.
Последняя надежда - отдел самообслуживания крупной торговой сети. К счастью, ожидания не обманули. Когда наш "засланный казачок" пристально разглядывал продукцию соответствующей витрины, к нему подошел молодой сотрудник магазина с вполне логичным вопросом: "Ну, и что ты тут делаешь?" "Выбираю что купить", - не растерялся Илья. "Ты тут один?" - "Да" - "Тогда ставь бутылку обратно и вали отсюда. Детям до шестнадцати не продаем" (Поправочка: вообще-то, по закону - до восемнадцати, но и на этом спасибо.) - "Но я же не для себя - меня папа на стоянке ждет", - не теряет надежду подросток. "Вот пусть он сам и приходит. Слушай, пацан, сходи себе мороженое купи", - менеджер торгового зала расставил все точки над i, спорить было бесполезно.
"Не мы такие, жизнь такая..."
Тамара, продавец того самого продуктового магазина, в котором наш герой приобрел бутылочку пива, после заверений полной анонимности, с неохотой, но все же согласилась рассказать корреспонденту "БР", как чаще всего "детишки" покупают алкоголь:
"Не надо думать, что приходят какие-то невменяемые качающиеся школьники, которым мы насильно "впариваем" бутылки. Таких, которых сразу видно, что из неблагополучной семьи, их не так уж и много. Не знаю, может, они в других местах покупают, на рынках тех же - там, наверное, дешевле. Чаще всего приходят хорошо одетые ребята, лет тринадцати-шестнадцати - купят пиво или тоник. Но они же не алкоголики. Никто еще под дверью не валялся. Бывает, и водку покупают. Но это уже компаниями. Собственно, что в этом такого? - не понимает Тамара. - Легко рассуждать, когда ты взрослый. Но себя школьниками вспомните - не выпивали перед дискотекой, на дне рождения под столом потихоньку не разливали?
Приходят школьники. Вон школа неподалеку - у них урока нет, они начинают по округе кружить. Зайдут к нам, шоколадку, чипсы, мармелад купят и коктейльчик, чтоб запить. А потом те же школьники, бывает, и с родителями заходят: хлеб, молоко покупают. А три часа назад он у меня портвейн с сигаретами брал.
И потом, сегодня такие "детки" пошли, что ему и в четырнадцать меньше двадцати не дашь: сам под два метра, щетиной зарос и голос, как у Деда Мороза. Ну согласитесь, не паспорт же у него проверять. Да и если у нас не купит, что ему надо, - неужели другие не продадут? А нам тоже выручка нужна. У нас с хозяином уже был разговор - продавать - не продавать подросткам. Он сказал, что все так делают. И правда, все. Да, полезного мало, но вы в аптеки зайдите, там наркоманам шприцы продают. И прекрасно знают, зачем. Это бизнес. Сейчас жизнь такая".
Что говорит закон?
Старший инспектор отделения УВД города Бийска по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке Сергей Караваев:
"Нарушение правил продажи алкогольной продукции - это административное правонарушение, статья 1416, часть 3. Штрафные санкции при этом могут быть применены как непосредственно к продавцу, так и к юридическому лицу - то есть к предприятию или магазину, в зависимости от того, кто является субъектом административного правонарушения. Если предприятие ознакомило продавца с правилами торговли, с тем, что он обязан продавать алкогольную продукцию только совершеннолетним, то ответственность будет нести продавец. Если таких мер предпринято не было, отвечать будет предприятие, - говорит Сергей Леонидович. - При этом сумма штрафа для продавца - от 3 до 4 тысяч рублей, в то время как юридическое лицо накажут на 30-40 тысяч. Однако сложность в том, что все это трудно задокументировать. В 2008 году внепроцессуальные проверки предприятий попали под запрет. Теперь запрещены провокации продавцов со стороны прокуратуры, и мы не имеем права посылать несовершеннолетних за подобной продукцией. Раньше, когда проходили подобные "контрольные закупки", этим занималась комиссия по делам несовершеннолетних, попадались в основном нерадивые продавцы. То есть претензии, как правило, к отдельным продавцам, а не к торговым предприятиям. Дело в том, что в 2007 году произошло укрупнение предприятий, занимающихся реализацией алкогольной продукции. Таким образом, продукции меньше не стало, а вот юридических лиц, занятых в этом бизнесе, поубавилось, и с ними мы неоднократно общались по вопросам продажи несовершеннолетним, так что они знают о последствиях".
Совет один: следите за детьми
Марина Лесунова, детский психолог, объясняет влечение подростков к алкоголю как тягу к чему-то "взрослому": "У 12-14-летних мальчишек еще сильно понятие "слабо?". Никто не хочет выглядеть маменькиным сынком. Пиво, водка, тоники - все это кажется круто, потому и в одиночку начинают пить, чтобы привыкнуть ко вкусу алкоголя и потом "со всеми" не морщиться от неприязни. Кстати, так чаще всего поступают подростки из хороших, благополучных семей. Мама с папой, как всегда, все последними узнают. Родители должны понимать и быть начеку: важно, чтобы ребенок в этом возрасте не оказался в дурной компании".
По словам Марины Юрьевны, в тех семьях, где родители пьют, все куда как страшнее. В таких семьях у детей намного выше риск получить алкогольную и психическую зависимость. "Именно дети из подобных семей зачастую спиваются, хотя, к счастью, бывают и такие случаи, когда они, напротив, отворачиваются от алкоголя на всю жизнь", - заметила психолог.
Не обошла вниманием Марина Лесунова и такой мощный фактор воздействия на детей, как телевидение: "Телевизор прицельно бьет по молодежи - посмотрите все эти реалити-шоу, которые в первую очередь ориентированы на подростков: они же наизнанку все моральные принципы выворачивают. Водку с кокаином чуть ли не в красный угол ставят, постоянно звучат фразочки типа: "Ну, мы напились", "Он вообще бухой был", "Мы под мухой такого натворили"... И это все кумиры молодежи! Конечно, дети на них хотят быть похожими. Это тоже интерес к выпивке подстегивает. Совет только один: надо следить за своими детьми, знать, с кем они общаются, где бывают, что смотрят".
Комментарии 0