Лидер Чечни предложил "камерный вариант дружбы народов"

30 января 2014, 10:07, ИА Амител

В российской правящей элите все чаще раздаются голоса сторонников силовых методов решения проблем в сфере межнациональных отношений. В своем интервью "Известиям" президент Чечни Рамзан Кадыров, к мнению которого обычно прислушивается Кремль, фактически также предложил федеральному центру придерживаться жесткой линии в этом вопросе.

По словам главы Чеченской республики, "не терроризм, а национальный вопрос опасен для России". В свою очередь его возникновение связано не столько с внутренними причинами (например, с коррупцией на всех властных уровнях или порочной моделью миграционной политики), сколько с активностью внешних сил. Рамзан Кадыров убежден, что межнациональные конфликты "провоцируют враги России". В числе последних "общественные организации, НКО, которые получают с Запада и из Европы финансирование, и они ведут борьбу против России". "Всех, кто выходит на националистические митинги, нужно сажать", предлагает Рамзан Кадыров. "Чего им не хватает? Ведь на митинге ничего не решается. Это значит, что за ними стоит кто-то извне", так аргументировал свою позицию глава Чечни.

Он также поддержал озвученную ранее представителями федерального центра точку зрения, согласно которой региональные власти должны нести прямую ответственность за эксцессы, связанные с участившимися межнациональными "пожарами" на местах. "У нас (в Чечне- прим. ред.) нет национального вопроса", уверяет читателей Известий Рамзан Кадыров. При этом он раскритиковал своих коллег из числа руководителей регионов, которые "чтобы не работать, создают такие проблемы". "Вот за это надо ставить и баллы, и наказывать жестоко — выгонять, если ты не смог защитить, примирить свое население", убежден Рамзан Кадыров.

Доктор политических наук Андрей Савельев напоминает, что лидер Чечни и раньше делал похожие заявлениями.

– Когда в Кондопоге взбунтовался народ, Кадыров пригрозил, что направит своих людей устанавливать конституционный порядок. Его выступление можно трактовать как угрозу русскому движению. Одно время Кадыров попытался установить с ним связь через некоторых не очень чистоплотных деятелей. Последние съездили к нему в гости. Видимо, теперь президент Чечни считает, что он будет указывать российским властям, как расширять репрессии.

"СП": – В чем корни конфликтов в межнациональной сфере?

– На мой взгляд, истинный виновник - это Кремль. Потому что национальная политика, которую проводит администрация президента и правительства, остается неизменной с начала 1990-х . Чиновники не хотят признавать, что Россия - это страна, которая создана русскими. Поскольку на них лежала основная ноша исторического творчества, а также функция организатора защиты от внешних нашествий. Реальная политика властей говорит о том, что русская культура, наука, общественная и государственная деятельность сознательно подавляются.

Возникающие в таких условиях этнократические режимы (в регионах – прим. ред.) способны разорвать страну на части. В позднесоветское время возникла аналогичная ситуация, когда в республиках происходили этнические чистки. Зачищали в том числе от русскоязычных.

"СП": – Чем объясняется особый пиетет федеральных властей по отношению к Кадырову?

– Видимо, взаимная симпатия связана с одинаковыми воззрениями. То, что высказывает Кадыров, по всей видимости, близко нашим властям. Последние просто не рискуют публично озвучивать некоторые тезисы, с которыми выступает глава Чечни. Это производило бы слишком вызывающее впечатление. Зато центр поддерживает Кадырова во всех его начинаниях и фактически закрепил за ним территорию, которая стала моноэтнической.

"СП": – Чеченский лидер платит за это лояльностью...

– У нас есть опыт распада СССР, где национальные элиты в течение долгого времени демонстрировали показную лояльность. Что не помешало им отречься не только от коммунистической доктрины, но и от верности единому государству. Даже силовые органы приняли участие в расчленении страны, хотя должны были этому противодействовать. Стоит пошатнуться нынешнему режиму, Кадыров будет действовать в соответствии со своей выгодой, а отнюдь не тезисами, которые он когда-то высказывал.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает вполне здравым предложение о введении ответственности глав регионов за состояние дел в сфере межнациональных отношений.

– Другое дело, что мне не совсем понятно, как можно реализовать эту идею. Сегодня губернаторов выбирает население. Возникает вопрос, какие санкции к ним можно применить? Хотя сама по себе идея верная – глава региона должен отвечать за то, что творится в субъекте РФ, которым он управляет. Однако механизм ответственности мне не понятен.

"СП": – Не просматривается ли в этой инициативе стремление назначить стрелочника?

– Конечно, миграционная политика разрабатывается наверху, но осуществляется в регионах. То же самое касается социально-экономической политики. Мне могут возразить, что силовые органы, которые отвечают за поддержание правопорядка, у нас вертикально выстроены. Однако исторически так сложилось, что та же милиция очень сильно ориентируется на губернатора (в отличие от ФСБ). Вот почему, что касается ответственности глав регионов, то она должна быть. Другое дело, не совсем ясно, каков ее механизм.

"СП": – А что касается ужесточения санкций в отношении участников митингов?

–У г-на Кадырова нет такого "движения сопротивления", как в русских регионах. Для него эта тема вообще не актуальна. В Чечне другая конфигурация власти и общества. Если вы ужесточаете ответственность, нужно ее более четко определить. Нельзя, чтобы борьба с экстремистами подменялась борьбой с населением. Нужны четкие юридические формулировки, которые не допускают двойного толкования. Если вы можете этого добиться, то есть предмет для разговора. Конечно, митинги это далеко не самый эффективный способ решения существующих проблем. Это больше выплеск эмоций. Я согласен с Кадыровым, что есть силы, как в нашей стране, так и за рубежом, которые это используют. Но трудно поверить в то, что все сводится к внешним силам.

В данном случае президент Чечни выступает не как нейтральный комментатор или арбитр в вопросе урегулирования межнациональных конфликтов, а как одна из их сторон. Такое мнение в разговоре с корреспондентом "СП" высказал президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

– Не секрет, что когда участниками конфликта оказываются представители чеченской диаспоры, то включаются все возможные механизмы защиты этих людей (как публичные, так и непубличные). Поэтому Кадыров смотрит на ситуацию с одной стороны баррикад. Очень удобно называть националистами тех, кто привлекает внимание к возникшим конфликтам. Например, к применению насилия со стороны представителей диаспор. При том, что те, кто образует организованные преступные сообщества, националистами и экстремистами уже не оказываются. А оказываются просто бытовыми преступниками. Это даже в уголовном смысле представляет более щадящую квалификацию. Не говоря уже о политическом.

Хотя на самом деле корень проблем находится не в сфере идеологии, а в области формирования этнических организованных сообществ и клановой экономики в отдельных регионах страны, а также в секторах бизнеса. В числе неформальных покровителей лидеров диаспор находится и Рамзан Кадыров. На мой взгляд, они несут ответственность за обострение ситуации в этой сфере. Их дело говорить о своей сфере ответственности, а не требовать санкций в отношении активистов, которые привлекают внимание к этой проблеме. В противном случае мы, по сути, видим призыв объявить вне закона публичное сопротивление этнической клановой преступности. Тем самым, развязав ей в максимальной степени руки.

"СП": – С чем связан традиционно высокий уровень информационной активности чеченского лидера?

– В первую очередь, я бы отметил, что этот уровень представляет опасность для самого Рамзана Кадырова. Потому что это вызывает раздражение. В интересах федерального центра было бы локализовать информационную активность и ограничить ее темой развития республики.

"СП": – С одной стороны глава Чечни говорит о том, что митинги ничего не решают, с другой призывает ужесточить санкции в отношении их участников. Нет ли в этом противоречия?

– Безусловно, определенное противоречие просматривается. На самом деле, на митингах многое решается. Мы видим, что государство реагирует на озабоченность местного населения, только когда оно участвует в сходах и митингах. Тогда это вызывает резонанс. И, наоборот, пока подобных выступлений не наблюдается, государство смотрит на угрозы, связанные с миграцией и этнической преступностью сквозь пальцы.

"СП": – Кого следовало бы включить в перечень сил, ответственных за эскалацию межнациональной напряженности?

– В первую очередь - это организаторы и пособники массовой миграции. В данном случае круг предельно широк. Это высшие чины и самые разные ведомства. Начиная от ФМС и заканчивая МИДом. Я уже не говорю о бизнесменах, которые работают в теневом секторе. Или об организованных преступных группах, которые контролируют каналы нелегальной миграции. Речь также может идти об элитах этнических регионов, а также представителях федеральных и региональных силовых структур.

"СП": – Насколько справедливо возлагать вину на региональные власти? Кадыров просто ретранслирует позицию федералов?

– Главный источник бед - это особенности миграционной политики, недостаточный пограничный контроль и дефицит эффективной работы правоохранительных органов. Это сфера ответственности федерального центра. Хотя на Северном Кавказе силовой контур политики действительно контролируется региональными властями. В такой ситуации назначать крайними губернаторов, как минимум, лукавство. Они просто лишены необходимых инструментов для решения этих проблем.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров