"Марш миллионов": добро или зло для граждан России
06 сентября 2012, 13:41, ИА Амител
Подробно о своих соображениях по теме специалисты рассказали в статье: "Марш миллионов": добро или зло для граждан Росси".
Когда-то политические акции
называли забастовками, стачками и демонстрациями. Сегодняшние
оппозиционные мероприятия именуют почему-то по сексменьшинскому или
неонацистскому шаблону: парады, марши… То ли идейная близость
тому причиной, то ли количественная – однако в общественном сознании
ассоциация устанавливается прочная. Впрочем, шаблон здесь действительно
присутствует – политтехнологический, или, если угодно, из сферы
политического PR.
Если мероприятие, осчастливленное несколькими десятками тысяч
участников, с самого начала называют "Маршем миллионов", возникает
вопрос об уровне образования организаторов. А знакомство с
лозунгами, девизами и прочей идейно-словесной продукцией агрессивной
российской оппозиции вызывает сомнения не только в арифметической, но и в
иных аспектах адекватности авторов этого политического креатива.
На 15 сентября российская оппозиция назначила проведение очередного
"Марша миллионов". Что это за "миллионы", куда и под какими лозунгами
они маршируют, чем это грозит России и как на всё это реагируют
российские граждане, - разбирались аналитики раздела "Новости России"
журнала "Биржевой лидер".
Обычно миллионы на экономику работают, а в России они маршируют
Некоторые социальные психологи утверждают, что в лозунгах, титрах,
слоганах и девизах содержится не столько рациональный смысл, сколько
проявления скрытых желаний, комплексов, стремлений. Возможно, название "Марш миллионов" свидетельствует о маскируемой гигантомании. Факт
в том, что, даже если считать гипотетические 50 городов, в которых
анонсирован марш, то вряд ли совокупное количество участников перевалит
за пару сотен тысяч. Например, в Екатеринбурге на встречу с лидерами оппозиции пришли 200 человек. А
в Челябинске – меньше ста. В Перми – и вовсе 45. Всегда, конечно, можно
сказать, что 1 сентября помешало; но ведь не исключено, что под счёт
попали и журналисты, и правоохранители. Сколько же придёт на сам
"марш"? Уж точно не миллион. Разве что в кошельках?
"Дай мильён, дай мильён!": почему проваливаются российские "паниковские"?
В таком количественном провале нет ничего удивительного, – утверждают
эксперты. Анализируя кадровую динамику оппозиционного движения, они
предполагают следующие причины столь низкой явки на "предмаршевые"
встречи:
1. Идейно-политическое банкротство большинства лидеров оппозиции. Наиболее
яркие персоны-вдохновители оппозиционных акций ничего не представляют
собой в политическом смысле. Немцов, Касьянов, Кудрин, Каспаров,
Удальцов и прочие не оказывают никакого влияния ни на российскую, ни на
мировую политику, несмотря на мелькание в СМИ и на зарубежных банкетах.
Соответственно, даже если люди недовольны современной Россией (а таких в
стране немало), они не готовы довериться перечисленным личностям и не
желают иметь с ними ничего общего.
2. Разочарование в политике как таковой. Для
значительной части российских граждан политика представляется сферой
совершенно чуждой. И касаться её граждане не желают. А, может, и
опасаются – не репрессий, а утраты уважения к себе. Некоторые
специалисты считают, что такое отношение – следствие разочарования в
конкретных оппозиционных лидерах.
3. Игровая усталость. Большая часть молодёжи, активно
участвовавшей в митингах на Болотной, в весенних массовых мероприятиях,
воспринимала происходящее как экстремальное развлечение. И теперь они
просто устали: уже не "цепляет", как сказал бы адреналиновый наркоман.
4. Преимущество власти перед оппозицией в PR. Очевидные
просчёты и проступки власти теряются на фоне унылого имиджа оппозиции.
Последняя использует одни и те же шаблоны и стандарты информационного
давления, не замечая, что они уже не привлекают, а раздражают граждан.
Ряд экспертов предполагают: если бы власть не пыталась препятствовать
"маршу" и "предмаршевым" мероприятиям, тем самым обеспечивая
дополнительный пи-ар, их посещаемость была бы ещё ниже.
5. Высокий, несмотря на снижение, уровень поддержки власти и минимальный уровень симпатий к оппозиции. По
данным ВЦИОМ, персональное доверие Путину и Медведеву в августе этого
года составило соответственно 46% и 24%. Для власти, против которой
ведётся мощная информационная война, это – очень хороший результат.
Между тем из всех лидеров оппозиции никто не даёт подобного показателя:
более всех имеет Зюганов – 8%, Прохоров – 6%, Явлинский – 2%. Лидеры
агрессивной оппозиции не пользуются популярностью даже 1% населения –
каждый в отдельности. Российская власть, при всех её немалых
недостатках, по-прежнему многими связывается со стабильностью. Именно
стабильность считают главным достижением власти люди самых разных
социальных слоёв. Граждане слишком хорошо помнят 90-е годы – и уж точно
не хотят их возвращения. Даже если стремятся к изменениям.
Марш миллионеров
Большинство людей, даже недовольных властью, не желают присоединяться к бунту сытых. В
самом деле: те россияне, которые ежедневно сталкиваются со сложнейшими
бытовыми, финансовыми проблемами, не могут чувствовать единство со
светскими львицами и миллионерами в отставке. Они разборчивы в средствах
и союзах. Им не нужны "любые" изменения "любой" ценой
Кроме того, абсолютным большинством участников агрессивной
оппозиции предлагается та или иная разновидность либеральной модели
развития общества. Даже формально "левый" Удальцов – это, в первую очередь, лево-либерал. А говорить о социальной актуальности этой модели для россиян нельзя. Исследования
группы АКСИО, например, показали, что чисто либеральные идеи
"десталинизации" и "десоветизации", поддерживаемые в своё время
президентом Медведевым, вызывают крайнее недовольство почти 80%
населения. Откуда при таких показателях взять "миллионам на марше"?
Впрочем, миллионы всё-таки маршируют. Это миллионы в кошельках организаторов и вдохновителей "протестных акций". И Касьянов, и Каспаров, и Немцов вполне тянут на "миллионеров".
Некоторые считают, что это делает смешными обвинения со стороны власти в
адрес оппозиции, что, мол, она куплена Госдепом. Да, тот же Гарри
Каспаров вряд ли работает за деньги: их у него и так достаточно. Но
разве это делает невозможным заинтересованность зарубежных
"дестабилизаторов" в деятельности оппозиции? "Не Госдепом единым"; есть
ведь ещё "лондонский олигархат" во главе с Березовским.
В чём серьёзные ошибки PR российской оппозиции?
Вы усомнитесь: так уж все это понимают! Вот по Удальцову не скажешь, что
он миллионер. И по другим тоже. Как же недовольные властью россияне
разбираются, что с ними лучше "не маршировать"? Очень просто: по
лозунгам и девизам. Ряд экспертов в области политического PR считают,
что политический имидж российской оппозиции конструируется крайне неграмотно:
- Во-первых, информационные атаки на власть выглядят бессмысленными. Власть обвиняют просто в том, что она – власть. Этот приём характерен для деструктивного PR; аудитория может этого не понимать, но чувствует раздражение. Так и потенциально оппозиционные россияне чувствуют, что ими пытаются манипулировать, не объясняя, в чём ошибки власти, а "программируя" против власти как таковой. При этом ничего внятного взамен не предлагая.
- Во-вторых, значительная часть организаторов не скрывает своего "элитаризма". Достаточно вспомнить знаменитых "дельфинов" и "анчоусов". Организаторы и вдохновители оппозиции постоянно противопоставляют "элиту" "быдлу". В последнее автоматически записываются все, кто не согласен с оппозиционной "элитой". Естественно, такое высокомерие раздражает людей
- В-третьих, на виду постоянно находятся одиозные и дискредитировавшие себя фигуры. Конечно, CNN и New York Times могут называть Собчак следующим президентом России, но россияне уверены, что её место – в "Доме-2". Касьянов и Немцов тянут за собой "хвост" негативных ассоциаций. Каспаров, возможно, вызывает уважение как шахматист, но срабатывает стереотип: каждый должен заниматься своим делом. Всего этого и многого другого не учитывают пи-ар-менеджеры российской оппозиции.
- В-четвёртых, лозунги и девизы оппозиционных акций не вызывают отклика у россиян. Например, "Марш миллионов" сопровождается требованиями отставки Путина и проведения перевыборов парламента и президента. Однако эти требования не имеют никаких оснований, они так же бессмысленны, как и все информационные атаки оппозиции. На что можно рассчитывать, призывая к отставке президента, чей уровень популярности даже в таких негативных условиях не опускает ниже 45%? Самое же главное: эти лозунги попросту надоели. Как надоели многочисленные обнажённые фотографии светских львиц в Твиттере. Это – перебор, это – скучно. Скука для PR смертельна.
Опрос на ИА "Амител":
Вы поддерживаете "Марш миллионов"? | |
да | 954 чел. |
нет | 447 чел. |
затрудняюсь с ответом | 58 чел. |
Всего проголосовало: 1459 чел. |
Комментарии 0