Минфин проведет ревизию налоговых льгот
11 июня 2013, 10:53, ИА Амител
Министерство финансов при подготовке проектов бюджета на очередной финансовый год будет делать оценку эффективности налоговых льгот и преференций. Идея принадлежит Счетной палате, которая считает, что растущий объем льгот не увязан с их эффективностью, и предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс с тем, чтобы закрепить в нем новую обязанность финансового ведомства.
Идея переосмысления системы существующих налоговых льгот возникла у аудиторов Счетной палаты (СП) по результатам анализа резервов доходов федерального бюджета, проведенного аудитором Игорем Васильевым. В налоговом законодательстве по-прежнему не прописано четко само понятие льготы, отметил он в отчете (есть в распоряжении "Известий"), но, несмотря на это, объем предоставляемых государством льгот растет: в 2011 году их было 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м.
— Применение ряда налоговых льгот является неэффективным, экономически неоправданным, повышает затраты на осуществление налогового администрирования, приводит к налоговым спорам и судебным искам, — пояснил Васильев в отчете.
Как пример неэффективных льгот он привел право налогоплательщика на уменьшение базы в текущем периоде на сумму убытка за прошлый период. Есть вопросы и по особым экономическим зонам, где действует особый порядок по налогу на прибыль организаций-резидентов и есть возможность переноса их убытков на будущие налоговые периоды. Кроме того, в Счетной палате отмечают, что остается актуальной проблема недобросовестных плательщиков: за 2011 год неправомерно было заявлено почти 3 млрд рублей налоговых преференций.
Власти, предоставляя льготы, рассчитывают на их стимулирующий эффект. К примеру, обычной практикой является предоставление преференций новым инвесторам: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда льготы напрямую увязаны с будущими инвестициями, заявили аудиторы СП.
Льгота по налогу на прибыль (в 2011 году общая сумма составила 162 млрд рублей. — "Известия") работает плохо, соглашается юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Мануйлов. Региональные правительства имеют право снизить ставку по этому налогу для отдельных категорий плательщиков, делается это в основном для стимулирования и развития общественно важного бизнеса.
— Однако на практике оказывается, что предоставление таких льгот не приносит тех результатов, которые ожидались. Причиной тому могут быть недостаточно четкие требования к тем организациям, которые претендуют на уменьшение налога, — пояснил собеседник "Известий". Это позволяет компаниям получать экономию на налоге и ничего не вкладывать в общественно необходимые дела. Не стоит отменять эту льготу совсем, скорее следовало бы прописать в законе перед потенциальными льготниками конкретные требования под использование механизмов снижения налоговой базы.
Как рассказали "Известиям" в СП, идею обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции контрольное ведомство выдвинуло еще в прошлом году и тогда же направило свои предложения по разработке методики оценки эффективности в правительство, которое, в свою очередь, поручило заняться ими Минэкономразвития и Минфину.
Сейчас Минэкономразвития подготовило черновой вариант методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, который направлен для апробации в Минфин. Оттуда документ уйдет в правительство, правда, сроки пока не уточняются.
— Суть подхода, который отражен в методике, состоит в проведении экспертной оценки, дополненной при необходимости расчетами бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности, — пояснили "Известиям" в Минэкономразвития. Применяться методика будет на начальной стадии оценки льгот, когда необходимо "по-крупному" оценить, какие льготы однозначно можно отнести к неэффективным, а какие — к эффективным. После такой "сортировки" может быть проведен более глубокий анализ с применением балльного метода, добавил собеседник издания в ведомстве. Он подчеркнул, что непосредственная экономия бюджетных средств — лишь одна из целей методики, но не единственная.
Оптимизация существующей системы льгот и преференций могла бы стать важным резервом дополнительных бюджетных доходов. Например, по расчетам Минфина, отмена льготы по экспортной пошлине только для одного Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения пополнит бюджет за 2012–2014 годы на 35,7 млрд рублей.
Депутат-единоросс, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров относит к неэффективным всё налоговые льготы, приходящиеся на долю иностранных компаний.
— Наша налоговая система должна поддерживать отечественный бизнес, а они (представители зарубежного бизнеса. — "Известия") должны опираться на поддержку своих государств, — считает Федоров.
Предложения СП он назвал хорошими и предположил, что они с большой долей вероятности будут поддержаны нижней палатой парламента.
Комментарии 0