На волосок от смерти: прически пророков и вождей
20 апреля 2014, 18:00, ИА Амител
Когда Северная Корея решает продемонстрировать миру свою силу, она обычно запускает ракеты. Однако в последний раз настоящий взрыв произвела новость меньшего, на первый взгляд, калибра. Молодой вождь Ким Чен Ын издал указ, предписывающий всем студентам мужского пола сменить прически на такую, какую носит он сам. Это коротко выбритые виски и разделенный пробором "блин", прикрывающий верх головы. Как рассказал BBC северокорейский беженец, жители страны иронично называют эту немодную стрижку "китайский контрабандист". Парикмахерский декрет вступает сейчас в силу, и хотя каждую приходящую из Пхеньяна новость стоит воспринимать с осторожностью, как раз эта, если принимать во внимание предыдущие идеи режима, кажется правдивой.
Еще в 2005 году отец нынешнего лидера Ким Чен Ир запустил кампанию по преследованию длинных волос, которая сопровождалась лозунгом "Стригитесь в духе социалистического стиля жизни" и была направлена на то, чтобы унифицировать стрижки народа. Сам диктатор, обладавший очень низким ростом, славился прической "помпадур": его тщательно уложенные и закрепленные лаком волосы должны были служить тому, чтобы их владелец казался выше и серьезнее, но становились, скорее, поводом для насмешек.
Новый указ — это продолжение политики, начатой больше года назад. В 2013 году руководство Северной Кореи обнародовало список из 28 официально разрешенных стрижек. Длина волос у мужчин (в особенности молодых) не должна была превышать пяти сантиметров, а стричься предписывалось раз в 15 дней. Фотографии с изображением разрешенных моделей вывесили в парикмахерских по всей стране. А сейчас Ким Чен Ын хочет, чтобы молодые корейцы выглядели так же, как он.
Новый указ кажется абсурдным, но представляет собой проявление ограничения прав человека и его свобод в их самых мелких, личных аспектах. Северокорейский диктатор вовсе не одинок в своих идеях. Строгие требования относительно внешнего вида мужчин существуют сейчас как минимум в нескольких странах и воплощаются жизнь с пугающей последовательностью
Парикмахерские запреты и предписания
Длинные волосы и бороды не приветствовались в Азии уже в 70-е годы. Премьер Сингапура Ли Куан Ю решил тогда, что буйная растительность — это символ декадентской культуры Запада и проявление бунта против государственного порядка. Он ввел контроль для въезжающих в страну: в аэропорту Сингапура открыли парикмахерские, где владельцев пышных бакенбард, бород и волос, которые спускались ниже воротника, принудительно стригли, а в случае отказа аннулировали въездную визу.
Упорство премьера привело даже к дипломатическому инциденту. Когда однажды насильно постригли трех малазийцев, в Куала-Лумпур вспыхнули студенческие протесты, и Ли Куан Ю пришлось отменить запланированный официальный визит в Малайзию.
По его следам (хотя контроль там не был столь суров) пошли другие страны региона: Филиппины, Цейлон (сейчас Шри-Ланка) и Таиланд. А также Лаос, куда съезжались нестриженые хиппи, которых манила перспектива легального употребления опиума. Государственное руководство признало их наплыв угрозой для общественного здоровья и порядка.
В то же самое время абсолютный запрет на ношение бороды принял в тоталитарной Албании Энвер Ходжа (Enver Hodża). Прежде чем взяться за бороды, он запретил, в частности, исповедовать какую-либо религию, владеть автомобилями и выезжать за границу. Взамен он гарантировал народу полную изоляцию от мира и 800 бетонных бункеров.
В тоталитарной фантазии с ним мог сравниться Сапармурат Ниязов, который правил Туркменистаном с середины 80-х годов до самой смерти в 2006 году. Он также стремился установить полный контроль над поведением и выбором людей. В 2004 году гладко выбритый и коротко постриженный Туркменбаши (так он велел себя именовать) появился на государственном телевидении, чтобы сообщить мужчинам о запрете на ношение бороды и длинных волос. До этого в стране запретили курить на улице сигареты, слушать радио в машине и ставить на сцене оперу.
Религиозный hairstyle
Сейчас во многих странах драконовские законы, касающиеся внешнего вида, мотивируются в основном религиозными мотивами и встречаются обычно в государствах с исламским политическим руководством. Аналогичный северокорейскому список разрешенных стрижек в 2010 году разработали в Иране. Его обнародовали во время государственного фестиваля Чистоты. Разрешенные модели, как говорил руководитель фестиваля Халед Ходайар, были вдохновлены иранской культурой, религией и исламским правом. Закон должен был остановить "волну декадентских западных стрижек".
Все разрешенные модели были похожи друг на друга: бритые виски и шея, выше — волосы длиной максимум несколько сантиметров с пробором или без. Было разрешено в умеренных количествах пользоваться гелем для волос. Все это было объявлено в Тегеране, где мужчины любят экспериментировать с прическами, а в моде были, например, конские хвосты, необычные челки и модели "коротко спереди, длинно сзади". Внедрить указ в жизнь оказалось сложно: иранцы до сих пор увиливают от дисциплины во внешнем облике.
Зато серьезные последствия за несоблюдение диктаторских законов грозят жителям Афганистана, например, в долине Сват, где государственные структуры, собственно, не функционируют, и преобладает влияние талибов. Спустя десятилетие после падения их режима (1996 - 2001) в некоторые части страны вернулись суровые законы. С 2009 года в долине сначала закрыли и уничтожили все школы для девочек, а потом мужчинам запретили бриться или стричь бороду.
Там, куда в Афганистане дотянулась власть талибов, парикмахеры и брадобреи подверглись давлению и были обязаны повесить в своих заведениях таблички с надписью "Бритье запрещено". В долине Сват непокорных били, убивали или разрушали их бизнес. За следованием закону следит одетая в черное полиция нравов.
Эта структура стала продолжательницей дела сеявшего страх Департамента поощрения добродетели и осуждения порока, который был создан талибами в 90-х. В нем работало около 30 тысяч сотрудников, которые разбивали телевизоры, ломали запускаемых ради развлечения воздушных змеев, били женщин за демонстрацию каких-либо частей тела, а мужчин — за недостаточную длину бороды. Ее до сих пор измеряют, собирая волосы на подбородке в кулак: они должны торчать из-под пальцев.
Похожей одержимостью темой волос отличаются шиитские бандформирования в Ираке. В 2012 году они убили как минимум 88 молодых мужчин, следовавших стилю эмо (субкультура, связанная, в частности, с модой на прилизанные волосы средней длины и темную одежду). Иракское МВД обнародовало текст, в котором оно объявляло, что "феномен эмо, или, другими словами, почитателей сатаны, находится под наблюдением полиции нравов, которой выдано разрешение на ликвидацию этого явления, поскольку оно представляет угрозу для общества".
Результатом стали жестокие убийства молодых людей, которые носили затейливые прически или модную одежду. Типичные нападения, которые описывали иракские СМИ, начинаются с закидывания на улице камнями и заканчиваются расплющиванием черепа между бетонными плитами. Необычная прическа оказывается достаточным поводом для того, чтобы признать кого-то прозападно настроенным гомосексуалистом и убить на глазах свидетелей.
Одновременно руководство Ирака старается укреплять авторитет власти, дистанцируясь от религиозных символов. Поэтому в 2013 году солдатам и полицейским запретили на службе носить бороду. Власти полагают, что гладко выбритый сотрудник будет лучше служить общественному благу, не ассоциируясь с каким-либо вероисповеданием.
Бороды под пирамидами
Поразительные перемены в отношении к бородам произошли в последнее время в Египте. Во время правления свергнутого Хосни Мубарака носить их запретили всем госслужащим от министерских работников до пилотов авиакомпании Air Egypt. Борода ассоциировалась с принадлежностью к оппозиционным "Братьям-мусульманам", а египетские тайные службы первыми использовали такой метод унижения своих политических противников, как принудительное бритье после ареста. Аналогичный метод в отношении задержанных лидеров ХАМАС используют спецслужбы Палестинской автономии и сирийские повстанцы в отношении захваченных солдат армии президента Асада. Лишение бороды равнозначно лишению силы и достоинства.
После арабской весны 2011 года бороды во всем своем разнообразии вернулись на египетские улицы, превратившись внезапно в символ гражданских прав и свободы выборов. Но очень скоро с ростом разочарования "Братьями-мусульманами" обладание бородой стало проблематичным. Противники вышедшего из этого движения президента Мухаммеда Мурси скандировали на каирских улицах: "Сбрейте Мурси бороду, и получится Мубарак!"
Неоднозначное впечатление производил назначенный в 2012 году премьер-министром Хишам Кандиль: с одной стороны технократ, а с другой — обладатель бороды, намекающей на симпатии исламским радикалам. Поскольку на должность премьера прочили, скорее, лауреата Нобелевской премии мира эль-Барадеи, по интернету разошлась присказка: "Только в Египте лучше иметь бороду, чем Нобеля".
Во всем исламском мире борода является важным социальным отличительным признаком, а также символом статуса принадлежности к одной из религиозных школ. Большинство авторитетов в сфере ислама и интерпретации Корана считают, что бороды не относятся к фундаменту религии и должны быть не обязательными, а лишь рекомендуемыми. Обычно они считаются проявлением религиозности и богобоязненности.
Те, кто как талибы, считает бороду необходимым атрибутом, находятся в меньшинстве. Они объясняют обязательность ношения бороды содержанием некоторых хадисов, а также тем, что пророк Мухаммед носил длинную нестриженую бороду, хотя брил усы. Повторение его образа, по мнению радикалов, это демонстрация должного уважения к пророку. Помимо религиозного аспекта важен также аспект общественный и мужской. Ухоженная внушительная борода вызывает восхищение, считается показателем зрелости, мудрости и жизненных сил.
Насколько серьезную роль играет борода в этой части мира, иллюстрирует сцена, которая разыгралась во время внеочередной встречи представителей арабских стран в 2003 году. Мир в Персидском заливе висел на волоске, переговоры были очень напряженными. Вышедший из себя советник Саддама Хусейна крикнул представителю Кувейта: "Да будут прокляты твои усы!"
Челка по уставу
Более и менее серьезные правители много столетий подряд пытаются религиозным и политическим клинком обрубить личные свободы. Насильственная унификация внешнего вида призвана облегчить управление, уменьшая ощущение индивидуальности. Шаблонная одежда и прическа ликвидируют проявления самостоятельного независимого мышления, а также фантазии — главной угрозы каждого режима. Лишение человека права свободно распоряжаться собственным телом наносит удар по самой интимной сфере свободы и приносит ежедневное осязаемое ощущение ограничения прав. Таким образом, сфера телесного становится для вождей и диктаторов путем к человеческим разумам.
Они подвергаются террору. Там, где недопустимый внешний вид наказывается тюремным заключением, избиением или смертью, эстетический код превращается в дословное визуальное проявление победы над непокорными. Определенные законом формы челок и усов символизируют очередные деревни и регионы, где правит страх. Унификация вида мужчин — это аналог запрета на демонстрацию женщинами волос, лиц, всего тела. Как женщины становятся "невидимыми" в общественном пространстве, с хиджабом или паранджой, так мужчины с одинаковыми прическами и растительностью на лице сводятся к монолитной массе. В этом есть еще один полезный эффект: бунтовщиков и вольнодумцев легче выделить из толпы. Именно о таком преступлении ума и волос думал перед смертью автор "Утопии" и покровитель нынешних индивидуалистов Томас Мор (Thomas More), который посмел пойти против английского короля Генриха VIII. Когда Мор клал голову на плаху, он осторожно сдвинул на бок свою длинную бороду и произнес: "Она не повинна ни в каком предательстве".
Оригинал публикации: Fryzury proroków i przywódców
Комментарии 0