О долгах перед строителями, нехватке рабочих и росте объемов строительства рассказали в Главстрое Алтайского края

30 декабря 2014, 12:23, ИА Амител

О долгах перед строителями, программе "Жилье для российской семьи", нехватке рабочих, росте объемов строительства и других итогах работы строительной отрасли рассказал на пресс-конференции заместитель начальника Главстроя, начальник управления строительства и территориального планирования Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Андрей Геттих. Представляем читателям ИА "Амител" ознакомиться с полной стенограммой:

Андрей Геттих: Добрый день! Несколько слов о состоянии строительной отрасли, а также об итогах работы в строительной отрасли Алтайского края за 2014 год.

О крупных и мелких

Если говорить об общем состоянии отрасли, то ситуация здесь следующая: на начало 2014 года в крае числилось почти 3400 организаций, которые осуществляют деятельность в виде строительства. Из них, по нашим данным, только 8 можно отнести к крупным организациям, порядка 23 организаций относятся к средним и все остальные - это малые предприятия, организации, которые работают в строительстве. То есть, как вы понимаете, основная доля работающих сегодня на рынке в строительстве - это именно малые, небольшие организации, средняя численность которых составляет порядка 8 человек.

Крупные и средние организации, как правило, работают на серьёзных объектах, в основном на жилищном рынке. Небольшие организации, как правило, оказывают услуги населению или (работают) на субподрядах у крупных организаций.

За январь - ноябрь 2014 года за счёт всех источников финансирования по кругу крупных и средних предприятий освоено 36,5 млрд рублей инвестиций или 123,7% соответствующему периоду 2013 года. По виду деятельности строительства выполнено объёмов на 29,5 млрд рублей, что примерно соответствует уровню 2013 года. В среднем по Сибирскому Федеральному округу этот показатель за 10 месяцев текущего года составляет 96,5% от прошлого, то есть некоторое снижение на уровне наших соседей произошло.

С краевым финансированием

В рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы осуществлялось финансирование 86 объектов капитального строительства, в том числе выполнялись строительно-монтажные работы на 56 объектах и проектно-изыскательские работы на 30 (объектах). По концу 2014 года ожидается освоение подрядными организациями более 2,5 млрд рублей только на строительстве объектов социального назначения.

Сколько построено

Если говорить о жилищном строительстве, то за период по ноябрь включительно в Алтайском крае построено 9696 новых квартир площадью 663 тысячи квадратных метров. И если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то это почти на 16% больше. В сельской местности введено 204,6 тысяч квадратных метров или 31% от общего ввода. Здесь надо отметить, что эти цифры несколько ниже по сравнению с периодом прошлого года. Индивидуальными застройщиками введено почти 312 тысяч квадратных метров жилья или 47% от общего ввода по краю.

Пока у нас тенденция такова, что индивидуальное жилищное строительство является основной составляющей жилищного строительства. Но, тем не менее, снижение в этом плане тоже произошло на 3,5% к аналогичному периоду прошлого года. То есть рост жилищного строительства произошел за счет многоэтажного многоквартирного жилья.

Увеличен ввод жилья по сравнению с предыдущим годом в 28 муниципальных районах и 9 городских округах.

За уже 11 месяцев текущего года введено 663 тысячи квадратных метров жилья. До конца года мы ожидаем ввод не менее 680 тысяч квадратных метров при том, что мы планировали 675 тысяч. Но здесь, я думаю, показатель будет выполнен и превышен по отношению к предыдущему на несколько процентов. Мы не ставим себе задачу большого увеличения по сравнению с предыдущим годом. На мой взгляд, в этом году темпы существенно возросли, и жилья строилось весь год достаточно много: иногда превышение с определенными периодами прошлого года составляло до 40%. Но это ни о чем не говорит потому, что, в принципе, можно констатировать, что ввод жилья стал более равномерным в течение года. В предыдущие же годы основной ввод жилья всегда осуществлялся в конце года. Поэтому у нас в течение года процент был небольшой, а к концу мы резко прирастали. В этом году все получилось иначе. То есть мы шли равномерно. И поэтому к концу года мы выходим на плановые показатели, и по отношению к тем же периодам прошлого года выглядит, как будто мы снижаем ввод жилья. На самом деле никаких здесь проблем нет.

Жилье для российской семьи

С 2015 года в крае начнётся реализация программы "Жилье для российской семьи". В соответствии с соглашением, заключенным между Алтайским краем и Минстроем, мы взяли на себя обязательство построить не менее 50000 жилья эконом-класса по цене не более 30 000 рублей за квадратный метр. Условия участия в программе определены постановлением правительства №404, в котором установлены критерии участия и методика отбора участников. На сегодняшний день мы уже провели отбор, у нас определён один застройщик с заявленной площадью более 50 000 квадратных метров жилья и земельный участок на 25 000 квадратных метров. То есть у нас общие параметры программы уже обеспечены. Я думаю, что мы не остановимся на 50 000 и будем делать всё для того, что бы эту площадь ввода жилья эконом-класса увеличивать. В этой программе пока не участвует город Барнаул, но мы работаем с администрацией краевого центра по теме принятия участия в программе. В начале следующего года мы планируем совместно с администрацией Барнаула рассмотреть возможность проведения отбора земельного участка на территории города.

Вопрос: А кто участвует?

Андрей Геттих: Администрация города будет участвовать. Когда производится отбор земельного участка, здесь участвует муниципалитет. И если участок отбирается, то администрация города проводит аукцион, на котором уже выбирают застройщика. И здесь технология следующая: земельный участок предоставляется на условиях снижения стоимости квадратного метра. Не так, как традиционно проводится аукцион на арендную плату, а на снижение стоимости квадратного метра. Поэтому застройщики наши заинтересованы, с ними переговоры проводились. Нужна только провести работу, связанную именно с предоставлением земельного участка: требуется оформить такой земельный участок и уже тогда разыграть его на аукционе. Мы готовы провести такой отбор повторно, то есть мы не собираемся останавливаться.

Объемы инвестиций

В 2014 году отмечается существенный рост инвестиций в основной капитал в стройкомплексе. За 9 месяцев текущего года объем инвестиций составил 623 млн рублей, рост составил 30 процентов к предыдущему периоду. На предприятиях по производству стройматериалов объем инвестиций составил 473 млн рублей, что в 1,8 раза больше прошлогоднего уровня. Это говорит о том, что сегодня предприятия стройиндустрии активно вкладывают средства в развитие своего производства. Всего по краю инвестиции в основной капитал за 9 месяцев текущего года составили 64 млрд рублей, что на 25% больше прошлогоднего объёма. Надо отметить, что из этой суммы инвестиций в основной капитал на капитальное строительство идёт, примерно, 55%. Отсюда и показатели освоения в сфере строительства.

О стройматериалах

Производство стройматериалов, по данным Крайстата, за период по ноябрь текущего года включительно: индекс промышленного производства строительных материалов составил 108,2% к аналогичному периоду прошлого года. Выпущено 426 000 кубов железобетона, кирпича 144 миллиона штук, рост составил 9%. К сожалению, несколько снижена потребность в цементе, но это связано с общей ситуацией на рынке цементна сегодня. У нас открытый рынок, есть соседи, включая Казахстан, который активно на нашем рынке работает. Поэтому цементная промышленность наша находится в довольно жестких конкурентных условиях. Учитывая к тому же сложности с ростом энерготарифов. Но, тем не менее, отрасль держится, и по итогам года, я думаю, она может остаться на тех же позициях, что и в прошлом году.

О рабочих

Если говорить о сфере труда и заработной платы, то здесь следующая ситуация. Среднесписочная численность работников строительной индустрии составляет 25,4 тысяч человек, в принципе, стабильная за все последние годы цифра. В строительстве работает более 20 000 и в стройиндустрии чуть больше 5 000 человек. В 2014 году отмечено увеличение заработной платы в сфере строительства. Она достигла планки 19,1 тыс. рублей, то есть рост составил 7%. В стройиндустрии 18,3 тыс. рублей, 14% рост. Надо отметить, что речь идёт о среднестатистической цифре в сфере строительства. Но если говорить о крупных предприятиях и организациях, то здесь у нас средняя заработная плата составляет 25,6 тыс. рублей, что в принципе сопоставимо с уровнем зарплат в соседних регионах. У нас очень большая зарплата пока только в Омской области - выше, чем в других регионах Сибирского федерального округа.

Просроченной задолженности по заработной плате у нас в организациях строительного комплекса нет.

У нас сейчас существует достаточно большая потребность в кадрах. Спрос на рынке труда сегодня превышает предложение 2,4 раза.

О взаимозависимости

В целом можно итоги работы строительного рынка за год охарактеризовать положительно. Но, тем не менее, конечно, как любая другая сфера сегодня, строительный рынок так же имеет и проблемы, которые необходимо решать. И от того, как мы сможем преодолеть эти проблемы, будет зависеть дальнейшее развитие строительного рынка. Тем более, что именно строительный рынок у нас во многом является локомотивом и двигателем многих других отраслей, которые следуют за строительством. К примеру, производства мебели, отделочных материалов, металлов, цемента и т.п. Поэтому нам очень важно, чтобы у нас в сфере строительства сохранялась благополучная ситуация. И нам нужно выделить несколько проблем, которые, на мой взгляд, необходимо будет решать.

Об участии бюджета

Пока сохраняется зависимость развития строительного комплекса от бюджетных инвестиций и вообще социальной политики. Если сравнивать 2010 год и состояние текущего года, то у нас объём работ, выполненных по видам строительства, достаточно рос. Если в 2010 году он составлял примерно 21 миллиард, то уже в 2013 году это было 32 миллиарда. По этому году пока данных нет. Но я думаю, будет превышение показателей прошлого года.

Если сравнивать именно освоение бюджетных средств, то здесь ситуация следующая. С 2010 года этот рост идёт, пусть и не столь большой. И если в 2010 году у нас бюджетных средств было освоено 4,3 млрд, то в текущем году мы ожидаем 5,2 млрд. Но при этом надо отметить, что у нас был всплеск бюджетного финансирования в 2011 и в 2012 годах. По сути, это очень существенно сказалось на состоянии именно строительной отрасли. Допустим, в 2011 году у нас объём освоения бюджетных средств составил более 11 миллиардов, сравните с почти 10 миллиарами в 2012 году. Это было связано с реализацией программы "75х75", краю дали достаточно большие ресурсы на реализацию программы "Молодая семья" и так далее… Как раз был большой объём привлечения средств федерального бюджета. Конечно, это в свою очередь сказалось и на состоянии рынка жилья потому, что сама по себе социальная политика, поддержка отдельных категорий граждан, привела к тому, что выросло количество выданных ипотечных кредитов. Причем это связано не только с "Молодой семьей", но и вообще с другими программами (поддержка бюджетников, жилье для ветеранов, для военных и так далее).

Об ипотеке и переориентации строителей

Если говорить об объёме выданных ипотечных кредитов, то если в 2010 году количество выданных ипотечных кредитов было 7 200, а сумма эта составляла 5,8 млрд, то в 2013 году было уже почти 15 680 кредитов, а сумма составила уже 18 млрд рублей. По итогам 10 месяцев текущего года у нас выдано почти 13 000 кредитов (если точно - 12943) на сумму 15 миллиардов 676 миллионов. То есть видите, что рост сохраняется, но такого прироста уже нет, он (объем кредитов) где-то на уровне прошлого года будет зафиксирован. Это сказывается социальная политика, (которая) существенно подтягивает спрос на жилье. Поэтому у нас произошла некая подвижка. И сегодня основная деятельность строительных организаций переместилась именно в сферу жилищного строительства. Объём инвестиций в жилище в 2010 году был примерно 7,2 млрд, в 2013 году он уже составлял 20,2 млрд, в текущем году (пока у нас за 9 месяцев данные) - примерно 13,8 млрд. Я думаю, что мы за оставшиеся месяцы выйдем на уровень прошлого года. Зависимость строительного комплекса от бюджетных инвестиций и социальной политики очень сильно прослеживается.

О земле

Есть и другие проблемы, конечно. Вот скажем, развитие жилья, естественно, не может осуществляется без наличия земельных ресурсов. Сегодня у нас в этом отношении всё более или менее стабилизировалось. По крайней мере, проблем острых нет. Но, тем не менее, все застройщики постоянно испытывают некий дефицит. Дело в том, что сам по себе инвестиционный цикл строительства, как правило, включает в себя период в 2,5 - 3 года. То есть от начала работы до завершения строительства. А начало работы – это получение земельного участка. Поэтому данный период для организаций очень важен в плане планирования своей деятельности. Для этого мы уже несколько лет назад наметили, что мы должны предоставлять. У нас вообще потребность земельных ресурсов по краю за год составляет около 350 - 400 га. Но из этой суммы, примерно 60 га - это многоэтажное жилищное строительство. Всё остальное - это малоэтажки, частное и индивидуальное строительство. Но, тем не менее, мы из года в год идём с приростом по выделению земельных участков. Сравнивая 2010 и 2014 годы, могу сказать, что всего земельных участков в 2010 году было 332 гектара предоставлено, в 2013 году - уже 402 гектара. То есть на 70 гектар приросли у нас земельные ресурсы. Это произошло ещё из-за того, что мы практически с 2012 года начали реализовывать земельную политику, в том числе по предоставлению земли для многоквартирного жилья. Вы помните, что до того времени у нас в основном строительство шло точечно. То есть строились отдельные объекты, которые погоды не делали. И поэтому земли выделялось крайне мало.

Под многоквартирное жильё в 2012 году у нас было предоставлено 77 га, а в 2011 году - 11 га, в 2010 году вообще ничего не предоставлялось. То есть рост резко пошел именно с 2012 года. В 2013 году было 72 гектара предоставлено под жилищное строительство. В текущем году на период за 9 месяцев уже предоставлено 62 гектара. Я говорю о многоквартирном жилье, то есть о том основном локомотиве, который у нас формирует жилищный рынок.

В г. Барнауле, кстати, цифры тоже впечатляют, потому, что за этот период (2012-2013 гг) было предоставлено более 70 гектар земли, а в 2014 году уже 40 гектар. По нашим оценкам общая годовая потребность в Барнауле - не менее 40 гектар нужно вовлекать в оборот, чтобы обеспечить необходимые темпы жилищного строительства.

Сегодня у нас с землёй практически проблем нет, но учитывая то, что строительные организации должны планировать деятельность на много лет вперед, они, конечно, должны иметь и задел земельный. Поэтому предоставление земельных участков должно быть стабильно, постоянно и без каких-то срывов. Тогда будет обеспечиваться возможность организациям планировать свою деятельность. В том числе в какой-то краткосрочной перспективе.

О госзакупках

Есть проблемы, связанные с государственными муниципальными закупками. С этого года у нас действует закон 44-ФЗ, который в какой-то степени стал более лояльным, но, тем не менее, усложнил некие процедуры. Сегодня, я думаю, этот закон пока ещё отрабатывается, туда будут вноситься изменения, но, тем не менее, он не снял основных проблем в сфере закупок, именно в сфере строительства. То есть какие (проблемы) у нас были в 94-ФЗ, они сохранились и здесь. Практически невозможно контролировать сегодня, условно говоря, понимать, кто выйдет на рынок и кто получит эту закупку. Она по-прежнему сегодня очень сложна и забюрократизирована. Это в свою очередь приводит к тому, что на рынок выходят не всегда те организации, которые способны выполнять заказы. И мы сталкиваемся с проблемами низкого качества работ, срыва сроков исполнения контрактов.

Об административных барьерах

Ещё одна проблема связанная с административными барьерами. Здесь у нас, я думаю, есть уже некий прогресс. Во-первых, нам существенно удалось в крае снизить количество процедур и сроки (их) прохождения. Вы, наверное, помните, в феврале 2014 года было принято постановление администрации края и была утверждена дорожная карта улучшения предпринимательского климата в сфере строительства в регионе. Сегодня эта дорожная карта реализуется. Она включала в себя многие мероприятия, которые были направлены именно на сокращение административных барьеров. И нам удалось существенно сократить количество этих процедур. Если раньше количество процедур доходило до сотни и даже больше, то на сегодняшний день нам удалось сократить их количество до 30. Срок прохождения – до 320 дней.

Но, тем не менее, тут всё равно есть проблемы. Проблемы носят скорее характер ведомственный, потому, что есть моменты, связанные с прохождением разрешительных процедур в конкретных отраслях или сферах, где внутри есть еще свои регламенты, сохраняется прохождение документов и где-то не всегда выдерживаются эти сроки. Но в целом жалоб со стороны застройщиков, по крайней мере, в городе Барнауле, сегодня меньше. Они сохраняются скорей у предпринимателей, у небольших организаций, которые занимаются строительством непостоянно. У них отсутствуют квалифицированные кадры, и (поэтому) они не всегда знают, как нужно действовать.

Вы знаете, что сегодня уже действуют многофункциональные центры, которые позволяют оформлять документы, не сталкиваясь напрямую с чиновниками. Поэтому проблемы здесь снимаются.

Еще должен сказать, что в этом году мы внесли в наш закон 120-ЗС "О градостроительной деятельности в Алтайском крае" изменения, которые касаются тех объектов, на которые не требуется разрешение на строительство. Мы туда внесли норму, которая позволяет без разрешения строить сети электроснабжения напряжения до 20 киловольт, если эти сети возводятся в соответствии с договорами технологического присоединения или с инвестиционными программами развития сетей. Поэтому это существенно, на мой взгляд, сократит сроки строительства таких объектов и снизит затраты на технологическое присоединение. Это большой плюс. Дальше мы будем работать в направлении принятия подобных же норм в отношении других объектов , что так же позволит снизить административные барьеры.

Есть еще одна проблема, которая касается внутренних проблем самой отрасли. Это проблема саморегулирования и закредитованности организаций, и вообще недоступности кредитных ресурсов, их дороговизна. Все эти моменты складываются и, естественно, влияют на развитие строительной отрасли.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Вопрос от "Алтайского строительного портала": Вы сейчас говорили о сокращении административных барьеров, о том, что жалоб от застройщиков больше не стало. Жалоб нет, наверное, нет, потому, что хуже просто не стало. Те решения, которые были предложены Госстройнадзором недавно, после того, как уже президент Путин заговорил о сокращении сроков согласования, пока ни к чему не привели: количество пунктов сократилось за счет объединения нескольких пунктов в один, а кол-во бумажек осталось то же. Работа по сокращению административных барьеров в строительстве началась еще при Мишустине, когда совместными усилиями был разработан и утвержден на уровне администрации края некий план действий, который потом так и не был реализован из-за реструктуризации ведомства. Вопрос: существует ли на сегодня какой-то рабочий орган с участием застройщиков, представителей Госстройнадзора, Главстроя, который намерен заниматься решением этой проблемы. Будут ли использоваться старые наработки, которые так и не удалось реализовать, или всю работу придется вести с нуля?

Андрей Геттих: Хорошо, я понял вопрос. Отвечу по порядку. То, о чём вы говорите, касается вот какого вопроса. Пункты, подпункты… Действительно, у нас есть процедура получения заключения Государственного строительного надзора. Согласно требованиям Государственного строительного надзора, по завершении строительства выдается свидетельство о соответствии построенного объекта проекту, проектной документации и техническим регламентам. У них есть требования, которые включают в себя определённый набор документов. Да, действительно, вы правы, мы уже много лет пытаемся с инспекцией проработать сокращение количества этих документов. Инспекция с трудом идёт на это, но какие то подвижки в этом направлении имеются. Я думаю, что мы этой работой займёмся именно в рамках наших Союза строителей и саморегулируемых организаций. У нас есть СРО, которые могут взять на себя эту работу. Мы уже договорились с Союзом строителей, что они создают рабочую группу, куда включат представителей застройщиков, саморегулируемых организаций. Мы со своей стороны будем там участвовать. И именно все пункты, касающиеся именно сокращения этого списка документов, который предоставляется для ввода объекта в эксплуатацию, будут в рамках этой рабочей группы прорабатываться. Но и не только эти вопросы, а так же все вопросы, которые влияют сегодня на административные барьеры.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": - Спасибо. Ещё вопрос. Со следующего года будут действовать уже две федеральные программы - "Жилье для молодой семьи" и "Жилье для российской семьи". Последняя предполагает компенсацию затрат на строительство инженерной инфраструктуры, но только при наличии "Схемы оснащения инженерной сети". Схемы эти делают муниципалитеты, но не везде и не всегда, и никто их заставить не может. К тому же до сих пор нет списков участников программы "Жилье для Российской семьи". В связи с этим такие вопросы:

Когда появятся списки участников программы? Как планируется заставлять муниципалитеты составлять эту "Схему оснащения инженерки"? Будут ли эти две программы как-то пересекаться между собой по ценам?

Андрей Геттих: Что касается схем. Вообще в программе "Жильё для российской семьи" у нас сегодня участвуют только два муниципальных образования, хотя мы пытались вовлечь в этот процесс ещё город Бийск. Но сегодня у нас участвует только Новоалтайск и планируем ещё Барнаул.

Бийск у нас вышел из программы в связи с тем, что у них сегодня активно реализуется программа переселения из ветхого аварийного жилья, и они очень большой объём жилья вынуждены строить именно под эту программу. У них просто не хватает своих внутренних ресурсов, чтобы сделать больше, чем им сегодня требуется именно под их программу.

Что касается схем, все муниципальные образования либо имеют эти схемы, либо разрабатывают их. Бийск имеет у нас программу-схему развития, Новоалтайск имеет, Барнаул имеет, кроме теплоснабжения. Так что в ближайшее время этот вопрос будет решён, потому что схема разработана и направлена в Минстрой на согласование. Поэтому здесь работа ведется.

Что касается списков семей. У нас есть постановление администрации края о порядке формирования этих списков. Здесь документ есть, основа есть. Но в соответствии с требованиями 404 правительственного постановления, начало работ по формированию списков осуществляется тогда, когда мы делаем отбор земельных участков и застройщика. У нас сегодня появился один застройщик, и мы с этого момента извещаем муниципалитеты о том ,где находится этот застройщик, что он планирует, каким образом он будет действовать. Короче говоря, дислокация этой площадки земельной, её параметры и прочее. И только с этого момента начнут формироваться списки. До этого говорить о списках бессмысленно: наши граждане не понимают, где и как он будет жилье это приобретать. Эта работа началась только сейчас, после того, как мы провели отбор.

Вопрос: Куда семьи должны обращаться?

Андрей Геттих: Это всё у нас прописано в постановлении администрации края, которое как раз определяет порядок формирования списка граждан. Обращаться они должны в муниципальные образования. Муниципалитеты принимают заявки. Какие документы, что они должны предоставить - прописано в постановлении и доведено до муниципальных образований. Они эту информацию должны до граждан довести. После того, как муниципалитеты соберут эти списки граждан, у нас оператором по ведению сводного реестра граждан, которые будут включаться в этот список, будет являться Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, наша, подведомственная главному управлению, организация. Она же и будет формировать сводный реестр, она же будет работать с гражданами в части предоставления им льготных ипотечных кредитов. Такая схема здесь определена. Мы только начали, поэтому в ближайшее время эта работа будет развёрнута.

Вопрос: Какой главный критерий для участников?

Андрей Геттих: Критерий для участников следующий: они должны относиться к тем категориям, которые определены нашим постановлением. Могу сказать, что это достаточно широкий спектр граждан, это более 11 категорий, в основном: бюджетники, военные, сироты, переселенцы, молодые семьи, многодетные семьи и т.д.. Любой человек, который себя к этой категории относит, может заявиться, но одно из условий участия в программе - это его возможность взять ипотечный кредит. Ипотечный кредит будет даваться на более льготных условиях. То есть здесь речь не идёт о бесплатном предоставлении жилья, здесь речь идёт о том, что граждане, которые будут включены в эти списки, они будут покупать жильё, но жильё будут покупать по цене фиксированной. Вот в чем разница: не по рыночной, а по фиксированной. И им будут опредёлённые создаваться преференции в части получения именно ипотечных кредитов. То есть, если семья или гражданин, отнесенные к этой категории в состоянии взять ипотечный кредит, то он может принять участие.

Он может заявиться и без проверки, то есть может просто заявится. Но в момент, когда он будет заключать договор долевого участия, а в этот момент нужно решать вопрос об оплате, ему придётся брать ипотечный кредит. Вот тогда может выясниться, что он не сможет взять ипотечный кредит (тут понимать надо, что ситуации могут быть разные), тогда он не сможет приобрести жильё по этой фиксированной цене.

Вопрос: Вопрос о компании "Партнёр". Вы же знаете, что прокуратура распространила сообщение о том, что сочла, что договоры долевого участия, которые застройщики составляли, были с нарушениями, нарушениями немалыми. В частности, там указывалось, что покупатели квартир и участники долевого строительства должны очень приличный размер работ делать за свой счёт. Им назначили штраф, предписание устранить эти нарушения. Вот хотелось бы ваше мнение по поводу этой ситуации услышать. И были ли у нас подобные случаи, когда застройщики в отношении покупателей действовали не очень красиво?

Андрей Геттих: Были. У нас сегодня на рынке, к сожалению, отсутствует единые правила для застройщиков. К сожалению, это не наши региональные проблемы, это проблемы в масштабах Российской Федерации. То есть у нас не зарегламентировано, не определено, в каком виде должно передаваться жилье. Сегодня, многие застройщики ограничиваются тем, что делают минимум работ, кстати, зачастую по согласованию с самим покупателем, и на этом останавливаются и сдают работу. То есть, если они в договоре долевого участия оговорили объём работ, если в проектной документации отражена именно такая ситуация, то оснований действовать иначе никаких нет. В отношении этого же "Партнёра", тот 16-этажный жилой дом, который он сдал, буквально недавно в городе Новоалтайске, там примерно об этом речь и шла. Да, там действительно они заключили договора и не включили в объёмы работ внутреннюю отделку, и не только внутреннюю отделку, но еще и электропроводку. Но это всё было подтверждено в проекте, в договорах долевого участия. Конечно, мы им указали на это, и более того, тот, кто будет участвовать в программе "Жилье для российской семьи", тот будет делать то, что мы ему скажем. Он будет обязан выполнить все условия, которые мы пропишем, а прописываем мы эти условия в договоре, который с ним заключаем. И мы туда обязательно пропишем те минимальные требования, которые он, как подрядчик, застройщик, обязан будет выполнить. И мы, конечно, не пойдем на то, чтобы вновь сданный дом, в котором идеально сделаны помещения общего назначения, лестница шикарная, есть же хоть мрамором отделанная… и когда по этой лестнице, по этим лифтам начнут возить стройматериалы для того, чтобы штукатурку делать, прочие работы проводить… Получается, что все это будет приведено, сами понимаете, в какое состояние. То есть нельзя этого допустить. Максимум работ, которые необходимо будет сделать для участников этой программы, подрядчика и застройщика, будет обязательно прописан. И мы за этим проследим.

Вопрос: Сейчас все отрасли обсуждают, что готовит 2015 год. Недавно, когда с Союзом строителей разговаривали, они говорили, что такой всплеск на рынке, потребительский всплеск, говорили, что это ни есть хорошо и за таким подъёмом, как правило, следует застой. И придётся он, похоже, на начало 2015 года. Плюс, на фоне этого банки поднимают процентные ставки по ипотеке, то есть она однозначно станет дороже. А у нас, как известно, больше половины жилья покупается за счёт ипотеки. В связи с этим вопрос: есть ли какая-то аналитика, как строительной отрасли в 2015 году жить, и ждёт ли её какой–то не хороший кризис?

Андрей Геттих: Вы правильно заметили, что сегодня внешняя ситуация, конечно, сказывается именно на жилищном строительстве. Здесь я могу только одно сказать: конечно, никакой аналитики пока мы не смогли сделать, пока слишком мало каких–то конкретных данных. Но поскольку сама по себе строительная отрасль несколько инертна, то есть она не может конкретно взять и остановится. 2015 год, если ничего не изменится ни в худшую, ни в лучшую сторону, мы пройдём ещё в нормальном темпе. Потом последствия, скорее всего, скажутся. Потому, что сокращение заключенных ипотечных договоров… Сегодня все жилье, которое сегодня строится, уже продано. Заключены договора, и сегодня это жилье по инерции будет сроиться, поскольку уже обязательства несет застройщик. Но вот на следующий год, по новым объектам, которые будут закладываться, здесь уже могут возникнуть проблемы. А новые объекты будут сдаваться не в 2015 году, сами понимаете. Они будут сдаваться в 2016 и позже. Поэтому, если ситуация будет сохраняться, то скорей всего эти последствия, конечно, возникнут.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": В этом году самая резонансная тема в строительной сфере - неоправданно дорогая земля под комплексную застройку, которой к тому же еще очень мало на торгах выставляется. Если два-три года назад руководитель Главимущества Алексей Неверов и тогдашний руководитель Главстроя Александр Мишустин регулярно проводили совместные встречи со строителями, вопросов по ценам на землю не стояло, то сегодня в Главимуществе уже третий ИО руководителя, никаких комментариев в СМИ не дает, и никто не знает, почему в Барнауле земля под комплексную застройку в три раза дороже, чем в Новосибирске. Планируете ли вы наладить взаимодействие или хотя бы диалог застройщиков и Главимущества с тем, чтобы цены были более адекватные или хотя бы понятные? Какие участки под комплексную застройку будут выставлены на торги в 2015 году, сколько их будет выставлено, будут ли стартовые цены на них так же задираться?

Андрей Геттих: Наверное, слишком высокие цены на землю связаны с тем, что сегодня на рынке существует большая конкуренция. У нас выходят новые игроки, у нас внешние из других регионов участники сегодня постоянно на этот рынок наш строительный выходят. То есть на строительном рынке, действительно, существует большая сегодня конкуренция. Конкуренция именно в жилищной сфере. А сегодня перемещение всей строительной деятельности идёт именно в жилищное строительство. Это основное, что сегодня строится. И поэтому, если говорить о большой стоимости, то скорее всего, выход здесь должен быть именно в увеличении объёмов предложений по земле. На мой взгляд, нам не стоит сильно уж ограничивать эти предложения, и не гнаться за дороговизной, (целью) как можно дороже продать этот земельный участок. Потому что в итоге это отразится на покупателях, покупатели должны будут за всё это заплатить. Ну а самое главное, мы же не ставим себе задачу заработать на этом. Всё-таки, я думаю, что основная задача - это построить жильё, то есть создать тот жилой фонд, который станет налогооблагаемой базой, источником пополнения бюджета. Поэтому, конечно, я думаю, что здесь надо проводить политику. На мой взгляд, это мое личное мнение, нужно больше предоставлять земельных участков.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": Есть какие-то мысли о том, как их предоставлять больше?

Андрей Геттих: Тут проблема немного другого плана. Дело даже не столько еще в том, будем или не будем. У нас пока земельные ресурсы есть, слава Богу. Скажем так, у нас вот это направление, Павловский тракт, другого пока нет, там еще есть земельные ресурсы на несколько лет. По моему мнению, на 5-7 лет. Я не говорю о тех землях, которые федеральные и предназначены под жилую застройку, это за улицей Просторной. В свое время Фонд развития жилищного строительства пытался привлечь туда застройщика.

Сегодня там другие проблемы. Там сегодня проблемы с отсутствием инфраструктуры и сложностью её строительства. То есть там, что бы земельные участки предоставлять, нужно иметь возможность подключить их к инфраструктуре. К сожалению, на каждом новом земельном участке, который сегодня мы предоставляем, этот вопрос всё сложнее и сложнее решается. То есть исчерпываются те резервы, которые есть, а новых возможностей пока не обеспечено. Особенно острая, на мой взгляд, там проблема связана с теплоснабжением. То есть наличие ТЭЦ-3 поблизости, казалось бы, могло бы решить эту проблему, но для этого необходимо, во-первых, строить новые магистрали тепловые, а во-вторых – модернизировать ТЭЦ, чтобы она имела больший ресурс.

Это одна проблема: сети. А вторая проблема – та, с которой мы все сталкиваемся каждый день. Развиваясь в направлении Павловского тракта, мы должны развивать другую инфраструктуру городскую, в первую очередь - транспортную. Если мы этого делать не будем, то завтра туда ни один застройщик вообще не пойдёт. Потому, что люди не будут покупать там ничего. Если мы в пробках будем стоять часами, никому это не понравится. Поэтому, конечно, для властей, в первую очередь городских властей, эта проблема связана с двумя этими факторами. И без их решения сложно сегодня говорить о том, как эту землю можно больше предоставлять. Просто землю предоставлять, не обеспеченную инфраструктурой и с транспортными проблемами? Я думаю, что проблема эта комплексная, и ее нужно решать не только на уровне края, но и города. И не просто землю предоставлять, а еще и решать инфраструктурные задачи.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": Вы в своём выступлении, перед тем, как мы начали задавать вопросы, говорили ещё о развитии отрасли строительных материалов. У нас в крае практически все они производятся, и начительная часть из местного сырья. Не так давно была анонсирована тема о поддержке местных производителей стройматериалов, чтобы всё, что строится в Алтайском крае, строилось из местного сырья. Производители стройматериалов говорят о том, что поддержки пока никакой не почувствовали. В этом плане какие то действия будут предприниматься?

Андрей Геттих: Да, вы правы. Был объявлен в своё время губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным такой тезис, что всё, что производится в сфере строительства на территории нашего края, необходимо по максимуму использовать. Мы этой идеологии стараемся придерживаться. По крайней мере, при строительстве социальных объектов максимально учитываем эти вещи, составляя техзадания. Но, к сожалению, влиять на коммерческих застройщиков, которые строят жильё, другие объекты коммерческого назначения, практически нам невозможно. Поэтому, хотя работа такая и ведётся, проблемы эти остаются. Но думаю, что здесь будем в дальнейшем работать, хотя бы, по крайней мере, в сфере социального строительства, что бы мы через эти объекты могли задействовать наши предприятия. Но сам по себе факт, что эти предприятия выпускают продукцию и она пользуется спросом за пределами региона, не так уж и плох. Гораздо хуже, когда мы закупаем за пределами региона и везем сюда. Поэтому, да, проблема обоюдная: ведь если кто-то не покупает у своих – значит, он привозит из вне. И здесь бы желательно свести этих покупателей и поставщиков. Могу сказать только то, что в социальной сфере мы над этим работаем. Может у нас пока что недостаточно информации, если у вас есть конкретные факты, то мы готовы по каждому факту проработать. Так что если дадите нам их, то мы и с поставщиками поработаем ,и потребителями нашими, доведём информацию. Все, кто к нам обращается сегодня из производителей стройматериалов, мы их информацию всегда доводим до предприятий, организаций и пытаемся, чтобы они с этими поставщиками работали.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": Известно, что ряд крупных алтайских застройщиков до сих пор не получили средств из краевого и муниципальных бюджетов за строительство объектов по программам "75х75" и "80х80". Даже не смотря на наличие судебных решений. При этом общий долг измеряется десятками миллионов рублей. Удастся ли до конца года его погасить или какая -то часть перейдёт на следующий год?

Андрей Геттих: Скорее всего всю задолженность погасить не удастся. Потому что, как вы понимаете, задолженность не края перед застройщиками. Это задолженность муниципальных образований. Эта задолженность формировалась по разным причинам, в основном, конечно, из–за дефицита средств в местных бюджетах. У нас ещё есть объекты, на которых, несмотря на то что работы завершены, именно по причине не завершения оплаты, они даже ещё не все введены, должным образом не оформлены. Поэтому, эта работа ведётся активно, и по мере того, как это документально будет оформляться, я думаю, вопрос оплаты будет тоже решён. По крайней мере, насколько я знаю, основные объекты, где такая проблема существовала, в этом году пытаются закрыть, то есть на это средства из краевого бюджета в помощь муниципальным образованиям выделяются.

Вопрос от "Алтайского строительного портала": Вы говорили о том, что у нас серьёзная нехватка рабочих строительной специальности. Сами строители пытаются этот вопрос решить, то есть создали ресурсный центр на базе 16 училища. Будет ли со стороны администрации края вестись какая-то работа по популяризации рабочих специальностей?

Андрей Геттих: Тема интересная, я согласен, что популяризацией нужно заниматься, наверное, это та сфера, которой мы пока ещё мало уделяем внимания. Может это и потому, что до сего времени были, наоборот, у нас был избыток, а не дефицит. Ситуация эта переломилась, буквально, в прошлом году: в первый раз мы превысили этот показатель. Я согласен, что тема о популяризации молодёжи рабочих специальностей должна быть. Работа эта, конечно, ведётся, не могу сказать, что вообще ничего не делается. Вот уже не первый год у нас проводятся конкурсы среди рабочих специальностей. Эти конкурсы проводятся под эгидой нашего Союза строителей. Здесь активно участие принимают саморегулируемые организации, в частности НОСТРОЙ. У нас конкурсы среди рабочих профессий проводятся и на федеральном уровне, и на региональном мы проводим их ежегодно. Может этого и недостаточно, потому что это относится больше к тем, кто в этой сфере работает, по крайней мере, уже зашёл в неё. Согласен, что не охваченой остаётся та часть молодёжи, которая сегодня ещё в школе. Этой темой надо нам позаниматься, подумать совместно с главным управлением образования и молодёжной политики.

Вопрос от Алтайского строительного портала: Управление образования уже продумывает очередной проект эту тему, совместно с Алтайскими строителями, пытаются организовать что то вроде конкурса для журналистов, в котором они смогли бы освоить какую–то из рабочих специальностей. Если вами это будет поддержано, то это вообще будет замечательно.

Андрей Геттих: Нами всегда поддерживается то, что на пользу дела.

+++

"Алтайский строительный портал"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров