От князя Мышкина к Иисусу Христу: в Барнауле сняли игровое кино о Ленине
29 мая 2009, 08:00, ИА Амител
Главным режиссером "Зоба" стал преподаватель философии АлтГУ Вячеслав Корнев, председатель клуба интеллектуального кино и редактор литературного альманаха "Ликбез".
Вячеслав, как бы вы смогли объяснить идею фильма тем зрителям, которые не смогут попасть на премьеру?
Революционер Эйген Левине на суде, приговорившем его к расстрелу, сказал: "Революционер – это мертвец в отпуске". Эту знаменитую фразу можно считать эпиграфом к нашему фильму (не случайно главная музыкальная тема картины обыгрывает мелодию из фильма Джармуша "Мертвец". И речь не только о революционерах – людях особой человеческой закваски, идеалистах, героях, гениях… Дело еще в том, что все мы в этом мире бесприютные странники, и потому, даже сидя где-то в Барнауле на диване у телевизора, нужно понимать, что ты находишься в пути, обрывающемся внезапно и почти бессмысленно. А все окружающие на вещи – лишь декорации вселенского театра абсурда. Таково, наверное, главное ощущение нашего фильма.
На какого зрителя рассчитан фильм?
На человека, знакомого с авторским кино. Равно как и на человека, смотревшего советскую лениниану и способного сравнить "Зоб" с этим каноном. Ясно, что человек, воспитанный на телесериалах или идиотских новорусских фильмах, не наш зритель. И поскольку "Зоб" – произведение независимого кинематографа (выпущенного студией антибюджетного кино "Ликбез", мы можем позволить себе такую роскошь – обращаться к умному и проницательному зрителю, редкому во все времена.
Хорошо, если при просмотре фильма в сознании зрителя не сработают избитые клише: жанровая принадлежность, идеологическая окраска, установка на линейный сюжет, дешевый психологизм. "Зоб" сознательно разрушает штампы восприятия и образы известных исторических лиц (Ленин, Крупская, Сталин, Троцкий и др.).
Главным героем вашего фильма является Ленин. Почему вы обратились к его образу?
Сразу скажу, что я считаю себя коммунистом. Поэтому я ненавижу фильмы наподобие сокуровского "Тельца" и вообще все современные фильмы с установкой на обязательное "разоблачение" исторического героя. Но мой Ленин вместе с тем – это не иконописная догма, не однотонная картинка. Сначала наш Владимир Ильич выглядит как классический герой ленинианы или даже народных анекдотов – с тем же знакомым акцентом, шуточками, трогательно нелепыми словами и поступками. Но дальше, ближе к финалу, образ Ленин наполняется совсем другими красками. Мы видим и несвоевременного мыслителя, и разочарованного в учениках учителя, и просто одинокую, но сильную личность… Надеюсь, наш зритель за два часа экранного времени тоже переживет некоторую внутреннюю эволюцию, итогом которой станет переоценка все тех же идеологических штампов и мифов.
Таким образом, Ленин как персонаж в фильме – парадоксальный синтез серьезного и смешного, умного и глупого, реального и воображаемого... Один ключ к образу – это князь Мышкин, другой – Христос (не случайно центральной сценой фильма является пародийная Тайная вечеря). Третий слой образа – чистая мифологема, культурный герой. Лично я воспитан на детских книжках о Ленине, в которых тот писал молоком тайные строки и затем съедал чернильницы из хлеба, получал нелегальную литературу в валенках, подставлял при обыске табуретку глупому жандарму. Отсюда наш Ленин – художественный конструкт, текст на полях чужого текста. Кстати, еще одна краска к образу Ленина – рокер, бунтарь, маргинал, наподобие героя фильма "Игла" с Виктором Цоем, финал которого мы обыгрываем в последних кадрах "Зоба". Это наиболее близкий мне смысл сюжета.
А как эта история соотносится с реальным историческим лицом?
В "Зобе" используются реальные письма Ленина, написанные в период ссылки в Шушенское. Текст используется без иронии и правки. Мне очень интересно, что переживал, думал и чувствовал молодой человек (ему не было еще и тридцати), выступивший против системы, оказавшийся во внутренней иммиграции, на выселках в какой-то сибирской дыре, в деревушке, которую он называл Шу-шу-шу. Поскольку сам я себя чувствую таким маргиналом, не находя, правда, в себе настоящей революционной решимости, я искренне хочу понять психологию бунтаря. Один из моих кумиров – Эрнесто Че Гевара, тоже превратившийся уже в чистый миф. И в том и другом случае мне интересно подлинное человеческое содержание, скрывающееся за лакированной оболочкой исторического героя.
Зудилово-pictures
Как вам удалось снять антибюджетный фильм?В убыток режиссеру и актерам. Хорошо еще, что с камерой нам помогла Лига студентов Алтайского государственного университета. Расходные материалы (пленка, реквизит, провиант для актеров) обеспечивал я со своей нищенской зарплатой преподавателя вуза. Зато права на окончательный монтаж, весь отснятый материал и возможность распоряжаться судьбой фильма принадлежат его создателям, а не паразитам-продюсерам, как в 99 процентах случаев в мировом кинематографе. Например, в США только Джим Джармуш имеет право собственности на оригиналы своих фильмов.
Как фильм может увидеть рядовой зритель?
На "лицензионных" DVD. На премьере фильма, которая состоится 30 мая в актовом зале корпуса "С" АлтГУ, на сеансе киноклуба в АлтГУ, в Интернете. Кто ищет, тот всегда найдет.
Где снимался "Зоб"?
Большинство сцен снимались на даче моей мамы в Зудилово, за что ей большое спасибо. Благодаря этому одним из героев фильма является прекраснейший зимний лес. А сцену Тайной вечери мы тайно снимали в ДК "Трансмаш". Там же мы нашли мрачные подвалы для сцены смерти и воскрешения Троцкого.
Кто вас обеспечивал костюмами и реквизитом?
Все энтузиасты, входившие в съемочную группу, озаботились тем, чтобы привлечь к делу любые необходимые ресурсы. Например, Василий Сыроежкин раздобыл в своем родном Троицком музее аксессуары XIX века. Я, как бывалый коллекционер старинных книг и монет, тоже нашел необходимое. Каждый исполнитель продумал образ персонажа, которого играл, со всей тщательностью. Когда в самый первый день съемок я увидел в руках у своих актеров огромные баулы, набитые костюмами и прочими "прибамбасами", я понял, что фильм получится.
Трудно ли было найти актеров для фильма?
Как честный человек, я проводил открытый кастинг. В роли Ленина снимался талантливейший поэт, музыкант, разносторонне одаренная личность – студент философского факультета АлтГУ Василий Сыроежкин. Впрочем, Вася стал истинным соавтором фильма, поскольку тоже руководил постановкой, придумывал массу занятных эпизодов и реплик прямо по ходу дела. В других ролях – замечательные, умные и интересные ребята, студенты: Ирина Рак, Андрей Кузькин, Яна Бубнова, Алексей Боровец, Иван Шабалин. Оригинальную музыку к фильму написали лидеры двух интересных городских рок-групп - "Партизаны" и "Beauty sleep" - Алексей Боровец и Александр Жулин.
В вашем фильме нет профессиональных актеров, да и вы, по сути, впервые серьезно взялись за режиссуру. Не боитесь обвинений в любительстве?
Есть режиссеры, которые намеренно работают только с непрофессиональными актерами, считая, что профессионал поневоле лишь имитирует эмоцию, а не проживает ее. Возможно, есть актеры, которые предпочитают явно уступающих им в опыте режиссеров – с целью быть фактическими авторами фильма. В нашем случае выходит радикальный вариант с любительским актерским и режиссерским симбиозом. Странно было бы мне самому оценивать результаты такой работы, но зато принципом ее были постоянный поиск и импровизация. Так что картина очень живой получилась. Ну а огрехи актерской игры убираются монтажом. И лишь косяки моего монтажа исправлять уже некому.
В Канны! Почему нет?
Какую ценность будет иметь фильм, снятый в Барнауле, для мирового кинематографа?
- В этом году произошел забавный случай: фильм, снятый дешевой видеокамерой томским бомжем, прошел в отборочный раунд Каннского фестиваля. Но дело даже не в том, что такие чудеса возможны (в конечном счете это лишь вариация мифа "американской мечты", где за одним пробившимся наверх живым примером угадываются сотни тысяч нереализованных и бесполезных судеб). Мировой стандарт сегодня, как ни странно, не показатель качества. Очевидно, что лучшие авторские фильмы снимаются не в Голливуде. Так что комплекса провинциальности я не испытываю. Мне абсолютно до лампочки претензии со стороны столичных, а хоть и местных снобов.
Может, и вам свой фильм в Канны отправить?
Сначала он отправится в разные города и веси нашей необъятной Родины. Многие иногородние знакомые или просто авторы "Ликбеза" давно уже выпрашивают диск с "Зобом". Кроме того, надо посмотреть, под какой формат фестивалей или конкурсов авторского кино наша картина подходит. Но это пока не первостепенная проблема.
Создавая фильм, вы ориентировались на каких-то конкретных режиссеров или вам удалось избежать влияния кинематографических авторитетов?
На мой взгляд, "Зоб" – вполне оригинальное явление. Подтексты и аллюзии при желании можно найти где угодно, но в нашем сюжете используются скорее иронические отсылки к некоторым известным текстам (больше к литературным источникам, чем к фильмам). Этот прием помогает избежать однозначности повествования и превращает историю действующих лиц то в драму, то в фарс, то в философскую притчу. А вот что конкретно вычитывать в каждом определенном фрагменте картины – не моя задача объяснять это зрителю. И не беда, если он не увидит этих дополнительных смыслов. Ведь зритель монтирует фильм у себя в голове прямо по ходу просмотра. Каждый уйдет с премьеры со своим вариантом "Зоба" в голове.
Какое еще кино вам хотелось бы снять?
Занятно, что я начинал снимать другой серьезный фильм, а "Зоб" задумывался как бонус к нему. Но как только у нас собралась творческая рабочая группа, а Сыроежкин с небывалой легкостью превратился в фонтанирующего каверзами и остроумием Владимира Ильича, стало ясно, что "Зоб" – наша общая судьба. Ну, а когда мы смолотили две сковородки подгоревших макарон по-флотски после первого трудового дня, чуть не упали в пятиметровую яму ночью в темном сыром Зудилово, увидели утром как по заказу выпавший снег и невероятно красивый, в инее лес… отступить от цели было уже невозможно. Так что тот, первый, фильм по-прежнему в глубоком простое, а мы, потратив восемь месяцев жизни на "Зоб", думаем уже о продолжении картины.
Алёна СИТКАЗИНОВА
Справка "ВБ"
Сюжет фильмаВ прологе картины этапируемый в Сибирь Ленин сбегает от конвоира и поселяется в заброшенном домике в селе Шушенское. Очень быстро дом наполняется его близкими, учениками (Крупская, Троцкий, Сталин, Бонч-Бруевич, Цеткин) и совсем посторонними людьми (Валентин Иванов). Общаясь друг с другом по законам театра абсурда, все персонажи "Зоба" умудряются, тем не менее, испытывать полноценные человеческие чувства: влюбляться, разочаровываться, срываться в истерики. Наконец, под покровом темноты кто-то убивает Троцкого, но Ленин на следующий день воскрешает своего ученика. Здесь становится окончательно понятно, что Ленин – реинкарнация Христа. И точно: в самое скорое время находится предатель, происходит Тайная вечеря, самая масштабная сцена "Зоба", построенная в точном соответствии живописному канону Леонардо Да Винчи. Заканчивается фильм повторной встречей Ленина и конвоира, который, кстати, заплатил предателю. Каков же результат этой встречи - узнает зритель на премьере "Зоба".
Комментарии 0