Почти треть российских школьников ничего не читают вне школы
22 сентября 2011, 08:00, ИА Амител
То, что подростки мало читают или не читают вовсе, лишь на первый взгляд может показаться естественным явлением, которое можно объяснить переходным возрастом. Чтение остаётся показателем культуры и образованности человека, а в России, по результатам прошлогоднего опроса ВЦИОМ, не читают никаких книг вообще 35% населения. Такое невозможно было представить ещё 20 лет назад.
Невозможно было представить и подростка, с трудом читающего по слогам. Однако сегодня такие не редкость в российской глубинке. Об этом порталу "Свободная пресса" рассказала заместитель директора по учебно-производственной работе одного из профессиональных училищ города Златоуста. А замдиректора одного из профессиональных лицеев города Кемерово призналась: "Безграмотны не только учащиеся из деревень или из семей алкоголиков. Многие выросли во внешне благополучных семьях в областном центре, но в силу разных обстоятельств не сумели более-менее освоить грамоту. Они не только не читают, но и не знают, как называется наша страна".
Наверное, нет надобности называть причины такой катастрофической безграмотности. Однако не только изуродованная система образования даёт такие результаты. Изменившиеся общественные ценности и приоритеты, а также весь сегодняшний образ жизни влияет на культурный и образовательный уровень людей, особенно молодёжи, которая другой жизни и не знала.
Исследования показывают, что дети читали бы, если бы было что. Внешне благополучная ситуация на книжном рынке на самом деле характеризуется низким качеством предлагаемой литературы. Содержание множества современных книг оторвано от реальной жизни, возможно и потому, что не каждый современный писатель способен объективно отразить эту жизнь, да ещё так, что это согласился бы напечатать издатель. А дети признаются психологам, что с удовольствием читали бы о жизни своих сверстников, о проблемах современных подростков. Но много ли действительно интересного, важного происходит сегодня в жизни молодых людей? Романтика, подвиги, высокие стремления остались в прошлом. На смену им пришли карьеризм, меркантильность, конкурентная борьба за выживание – всё это прививается детям с самого раннего возраста. Какая литература способна занимательно отразить подобные ценности? Да и нуждаются ли они в художественном изображении?
Наверное, стоило бы раскрыть детям жестокие реалии того общества, в котором они вынуждены жить – трагические и драматические судьбы детей и людей, которым не "посчастливилось" стать частью сегодняшней элиты. Но если скрывать глубинные причины таких драм и трагедий, получится не литература, достойная чтения, а суррогат, и читать такое о своих современниках дети больше не станут.
Так что удивляться и возмущаться тому, что школьники практически не читают, не стоит. Расчёт на то, что молодёжь можно заставить читать и это поднимет культурный уровень всего общества, несостоятелен. Прогрессивное общество само заинтересовано в повышении культурного и образовательного уровня своих членов. Оно же служит источником, из которого талантливые писатели черпают сюжеты и идеи, способные заинтересовать даже самого ленивого ученика.
Сегодня наши дети по-прежнему изучают литературу в школе. Однако, та же классика, которую читали когда-то их родители, воспринимается в современном контексте общественных ценностей совершенно иначе. И если для советских школьников классическая литература, освоение которой никогда не давалось легко, становилась основой их будущего интеллектуального развития, для сегодняшних подростков она является лишь бесполезной и тяжёлой школьной нагрузкой, которую приходится тащить на себе все годы учёбы, чтобы потом наконец сбросить и забыть о чтении навсегда, оставшись без основы, на которой только и возможна дальнейшая жизнь в полном смысле этого слова, а не проживание.
Комментарии 0