Общественники просят ужесточить закон о торговых сетях
Проект, ограничивающий права ритейлеров в отношениях с поставщиками продуктов питания, предлагают распространить на хозтовары и косметику
27 мая 2015, 14:42, ИА Амител
Общественная палата (ОП РФ) направила обращение автору нашумевшего законопроекта о торговых сетях, председателю комитета Госдумы по безопасности Ирине Яровой с просьбой разработать ко второму чтению положения, регулирующие поставки непродовольственных товаров: бытовой химии, косметических товаров и пр. (письмо есть в распоряжении "Известий"). Проект в текущей редакции ограничивает права ритейлеров в отношениях с поставщиками продуктов питания — в частности, предполагает уменьшение ретробонуса с 10% до 3% и сокращение сроков платежей за поставки. Общественники полагают, что в условиях экономического кризиса эти поправки должны быть распространены и на хозтовары. Один из инициаторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков пообещал отстаивать интересы производителей непродовольственных товаров.
Напомним,
Госдума 19 мая приняла в первом чтении законопроект Ирины Яровой,
регулирующий взаимодействие между торговыми сетями и поставщиками в
отношении продовольственных товаров. Поправки в закон "О торговле"
ограничивают выплаты ретробонусов (это вознаграждение, которое поставщик
платит ритейлеру за объем закупки) — максимальный размер будет уменьшен
с 10% до 3% от суммы поставки, а также запрещают любые дополнительные
выплаты сетям — например, за рекламные услуги. Также сокращается срок, в
течение которого сети должны расплатиться с поставщиком: с 10 до 5 дней
— для продовольствия со сроком годности менее 10 дней, с 30 до 20 дней —
для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней и пр.
В
заключении ответственного комитета Госдумы по экономической политике
говорится, что реализация законопроекта "позволит существенным образом
повысить добросовестность ведения торгового бизнеса и улучшить ситуацию
во взаимоотношениях поставщиков и торговых сетей. В частности, введение
запрета на выплату всех видов вознаграждений торговым сетям… позволит
серьезно ограничить произвольные действия и злоупотребления со стороны
торговых сетей".
При
этом ритейлеры отнеслись к законопроекту крайне негативно, заявив, что
он приведет к росту цен, поскольку торговые сети будут вынуждены
компенсировать неполученные вознаграждения за счет увеличения торговой
наценки, а также к сужению ассортимента и замедлению развития бизнеса
производителей: ограничение услуг по продвижению товара снизит спрос на
новые продукты.
Как
отмечает председатель комиссии по социальной политике, трудовым
отношениям и качеству жизни ОП РФ Владимир Слепак, предлагаемые
изменения касаются исключительно производителей продовольственных
товаров. "Такой подход дает очевидные преимущества только одной
категории поставщиков предприятий потребительского рынка", — говорится в
обращении к Яровой.
По
мнению общественников, поправки следует распространить на регулирование
деятельности по поставкам непродовольственных товаров — бытовой химии,
косметической продукции, сопутствующих товаров и пр. В связи с этим ОП
РФ просит Яровую ко второму чтению в Госдуме "рассмотреть возможность
разработки и внесения поправок в проект ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного
регулирования и обеспечения продовольственной безопасности". Комиссия
готова принять участие в подготовке текста поправок и проработать
конкретные категории товаров, на деятельность которых стоит
распространить гарантии.
Слепак
подчеркнул, что предложение имеет особую актуальность в условиях
экономического кризиса и соответствует позиции президента РФ Владимира
Путина о системной поддержке отечественного производителя, которую он
выразил в ежегодном послании к Федеральному собранию.
Один
из соавторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по аграрным
вопросам Николай Панков согласен с тем, что производители
непродовольственных товаров также нуждаются в защите.
—
Буду отстаивать продвижение этой идеи. Поправки, которые предлагаются,
не ухудшат норму законопроекта, главное, чтобы они соответствовали
интересам покупателей, способствовали тому, чтобы качественная продукция
всегда была на прилавках — будь то продовольственные товары или
косметика, — говорит он. — Можно будет подготовить поправки ко второму
чтению или разработать отдельный законопроект.
Исполнительный
директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации, член
президиума правления Торгово-промышленной палаты Владимир Салев
рассказал, что проблемы взаимоотношений между сетями и производителями
касаются не только группы продовольственных товаров.
—
Сейчас баланс между поставщиками и ритейлерами нарушен, особенно в том,
что касается продвижения продукции. Сети, мягко говоря, немного
"жируют". Недавно на заседании союза потребителей России два десятка
отраслевых ассоциаций, которые производят потребительские товары,
поддержали идею о необходимости регулировать условия поставки. Даже
неважно, на сколько, например, будет снижен ретробонус, главное, что это
верное направление. А впоследствии, может быть, нам удастся его
опустить даже ниже 3%, — говорит он. — Новые компании с инновационными
продуктами, бренды которых не раскручены, сталкиваются с входными
барьерами на рынок. Сети должны помогать им, провести какую-то акцию, а
они, наоборот, не позволяют двигаться.
В
то же время исполнительный директор Ассоциации компаний розничной
торговли Андрей Карпов считает, что такая инициатива может негативно
отразиться на всех участниках рынка.
— На рынке уже сложились определенные отношения — любые изменения приводят к некоторой нестабильности, которая продолжается еще около года. Вообще сомневаюсь, что Госдума рассмотрит предложение общественников, поскольку поправки, касающиеся продовольственных товаров, обсуждались в течение последних полутора лет, — говорит Карпов. — Мы в целом относимся негативно к любому госрегулированию в нашей сфере и не видим необходимости вносить какие-либо дополнительные изменения в отношении непродовольственных товаров.
Комментарии 0