В РФ появится Госсистема коллективной кибербезопасности
Совет безопасности России поручил Центробанку запустить работу Центра борьбы с киберугрозами (FinCERT) в срок до 1 мая 2015 года Читайте далее: http://izvestia.ru/news/584647#ixzz3VpPF9gnt
30 марта 2015, 09:33, ИА Амител
Совет безопасности России поручил Центробанку запустить работу Центра
борьбы с киберугрозами (FinCERT) в срок до 1 мая 2015 года: поручение
поступило в ЦБ в середине этого месяца, рассказал "Известиям" источник,
близкий к ЦБ. Уже через месяц при Банке России должна будет
аккумулироваться информация о кибератаках на банки и их клиентов,
потенциальных киберугрозах, а собранные данные — рассылаться банкирам.
Как пояснил источник, к исполнению поручения также привлечены
Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД)
и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
По
словам собеседника "Известий", МВД и ФСБ будут проводить расследования
киберпреступлений в рамках своих полномочий и выявлять преступников (в
первом случае — если речь идет о мошенничестве главным образом на
территории России, во втором — если речь идет о мошенничестве
международного масштаба). ФСТЭК будет отвечать за межведомственное
взаимодействие и координировать действия ЦБ, МВД, ФСБ и банков. По сути с
мая заработает государственная система предотвращения киберугроз.
Задача FinCERT — минимизировать несанкционированные списания с карт
граждан. Еще одной задачей центра будет разработка рекомендаций по
отражению хакерских атак и попыток мошенничества. Участие банков в
работе центра будет добровольным.
Источник пояснил, что
вмешательство государства в проблему хищений средств с карт банковских
клиентов обусловлено масштабами проблемы. По данным ЦБ, киберпреступники
в 2014 году пытались вывести с банковских счетов 6 млрд рублей;
количество подобных инцидентов в банках РФ выросло примерно на 30% до 64
тыс. атак — атаки шли как на клиентов банков, так и на сами кредитные
организации. Представители МВД в 2014 году заявляли, что цифры ЦБ
занижены более чем в 10 раз. Если бы речь не шла о таких объемах,
говорит собеседник, решить вопрос ЦБ мог бы самостоятельно.
По
словам источника, за работу FinCERT будет отвечать Главное управление
безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), которое по ряду
вопросов подчиняется непосредственно председателю ЦБ Эльвире
Набиуллиной. В настоящее время в рамках создания FinCERT решается вопрос
привлечения технических и человеческих ресурсов — к 1 мая,
соответственно, должен быть решен вопрос с организацией системы сбора
информации о кибератаках, а также подключением к ней как минимум ЦБ,
ФСБ, МВД. Банки будут подключаться к ней постепенно в силу их количества
— по состоянию на март в РФ работает около 800 банков.
—
Создание такого FinCERT, безусловно, выгодно и даже необходимо банкам, —
отмечают в компании Digital Security. — С его помощью они смогут в
реальном времени отслеживать угрозы и своевременно реагировать на них.
Также работа такого центра облегчит госконтроль банковской сферы. В
настоящее время проблему оперативного информационного оповещения и
реагирования на угрозы в области информационной безопасности частично
решает объединение банков, куда входит около 500 банков. Также есть
структура для решения аналогичной задачи при поддержке Ассоциации
участников MasterCard. Но в существующих структурах нет звеньев в виде
ЦБ и правоохранительных органов.
Как признаются сами
представители банков, сейчас они неохотно делятся друг с другом
информацией о кибермошенниках, поскольку нет единой площадки высокого
уровня, зато есть есть существенные репутационные риски: никто из банков
не хочет афишировать свои проблемы. Поэтому можно предположить, что
если банк сумел самостоятельно предотворатить кибератаку, он не станет
рапортовать об этом регулятору, а от замалчивания страдают клиенты и
другие банки. О планах по созданию структуры, которая будет
аккумулировать данные о киберугрозах и кибратаках, представители ЦБ не
раз заявляли в 2014 году. При этом они отмечали, что банки не должны
проводить оперативно-розыскную деятельность, поэтому на первом этапе
работы Центра будет достаточно наладить мониторинг, взаимодействие и
координацию между участниками рынка.
ЦБ сейчас собирает с
банков информацию о кибератаках в режиме отчетности. Ежемесячно
предоставлять регулятору сведения о выявленных инцидентах при
осуществлении перевода денежных средств, в частности в виде кражи (в том
числе несостоявшейся), банки должны с лета 2012 года.
В мире
уже существует большое количество центров реагирования на компьютерные
инциденты (CERT) — как национальных, работающих при поддержке
госструктур, так и частных. Как правило, все они работают в тесном
сотрудничестве с правоохранительными органами. В России работают
несколько CERT. Это RU-CERT (создан НИИ развития общественных сетей),
Gov-cert.ru (создан ФСБ) и частный CERT-GIB (принадлежит Group IB).
—
Повсеместное использование информационно-телекоммуникационных
технологий в кредитно-финансовой сфере создает риски, связанные с
несанкционированным вмешательством злоумышленников в работу компьютерных
систем, программного обеспечения и информационных сетей, —
прокомментировали в пресс-службе ЦБ. — Эффективное выявление,
профилактика, пресечение и предупреждение подобной противоправной
деятельности невозможны без оперативного межведомственного и
межбанковского взаимодействия. Совет Безопасности РФ отмечает
необходимость организации такого взаимодействия, являющегося одной из
мер государственной политики информационной безопасности. Банк России
поддерживает рекомендации Совета Безопасности, и проводит мероприятия, в
том числе организационно-штатного характера, по созданию Центра
мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой
сфере.
Представители регулятора перечислили основные цели
создаваемого центра ФинЦМиР/FinCERT: мониторинг инцидентов, связанных с
обеспечением защиты информации в кредитно-финансовой сфере; сбор и
анализ информации о выявленных уязвимостях в обеспечении защиты
информации, в первую очередь, в автоматизированных системах и
приложениях, используемых организациями кредитно-финансовой сферы;
анализ и прогнозирование рисков и проблемных ситуаций, связанных с
обеспечением защиты информации в кредитно-финансовой сфере;
организационная и методическая помощь в локализации инцидентов,
связанных с обеспечением защиты информации в кредитно-финансовой сфере;
организация оперативного взаимодействия с правоохранительными органами. В
пресс-службе ЦБ также заверили, что сотрудничество нового центра с
банками не потребует от банков дополнительных расходов.
В
феврале 2015 года США объявили о создании "кибер-ЦРУ" (CTIIC). Новое
ведомство будет заниматься отслеживанием потенциальных киберугроз,
анализом разведданных об этих угрозах, а также служить центром обработки
информации от разных правительственных ведомств и центром координации
действий в случае кибератаки. Новое ведомство организовано по образцу
Национального центра по борьбе с терроризмом, созданного после событий
11 сентября 2001 года. Поводом к созданию того центра стала тогда резкая
критика в адрес правительства, которое из-за отсутствия обмена
необходимой информацией не смогло заблаговременно раскрыть планы
"Аль-Каиды". Штат сотрудников CTIIC будет состоять из 50 человек. В этом
году на работу ведомства планируется использовать имеющиеся в бюджете
средства, а на 2016 год будет сделан запрос на выделение для CTIIC из
бюджета $35 млн.
Как отмечает гендиректор Digital Security
Илья Медведовский, перед банковским сообществом РФ уже не один год стоит
колоссальная проблема, связанная с необходимостью координации действий
для борьбы с кибермошенниками.
— Сегодня фактически каждый
банк самостоятельно ведет борьбу со злоумышленниками по своему
усмотрению, — поясняет Медведовский. — Он может обратиться в МВД
(Управление "К"), но основные технические усилия по отражению и
предотвращению атак он должен предпринимать самостоятельно. В случае же
масштабной атаки на банки сегодня в принципе не существует единого
органа, который способен оперативно анализировать и координировать
процесс отражения атаки и блокировки украденных денежных средств. Банки в
настоящее время в принципе лишены законной возможности общения и обмена
информацией для предотвращения угроз.
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов считает, что в первое время статистика по несанкционированным списаниям с карт существенно не изменится.
— Ощутимых результатов работы следует ожидать не ранее
чем через полгода-год после запуска CERT, — уверен Ульянов. — По оценкам
аналитиков Zecurion, суммарный ущерб от мошенничества с банковскими
картами в 2014 году составил порядка 5-8 млрд рублей.
Руководитель
направления предотвращения и расследований инцидентов информационной
безопасности Group-IB Дмитрий Волков настроен скептично и говорит, что
объем несанкционированных списаний с карт клиентов может не снизиться, а
наоборот, увеличиться.
— Рынок киберпреступности не статичный
и постоянно меняется. Многое будет зависеть от активности и
изощренности злоумышленников, — объясняет Волков. — По данным Group-IB,
русскоязычным хакером за прошлый год удалось похитить $425 млн. Самым
действенным методом для снижения уровня инцидентов является привлечение
злоумышленников к ответственности, а это не работа FinCERT.
FinCERT будет эффективен лишь в том случае, если банки будут делиться информацией, заметил исполнительный директор компании InfoWatch Всеволод Иванов. Кроме того, по его словам, нужно выработать четкий механизм получения им информации об инцидентах от банков.
— Банки должны
быть уверены, что предоставляемая информация о кибератаках не утечет
вовне и не будет использоваться против них в дальнейшем, — говорит
Иванов. — Главное, это должен быть независимый институт, нейтральная
организация. Есть аналог — кредитное бюро, содержащее данные о
неблагонадежных заемщиках. Банки охотно им пользуются и пополняют его
базу своей информацией. Нужно скопировать эту модель, она уже
зарекомендовала себя и вызывает доверие.
Как отмечает Ульянов, суммы порядка $5 млн, максимум $10 млн, будет достаточно для создания и работы FinCERT в первые пару лет.
—
За это время можно не только запустить полноценную работу CERTa, но и
разработать качественную методологическую основу для борьбы с
высокотехнологичными угрозами в банках. Штат центра сильно зависит от
задач и целевых показателей, которые будут поставлены перед CERTом. 30
человек будет достаточно для запуска и полноценного функционирования. В
США ситуация немного другая: более развита финансовая система (в разы
больше банков), более развито и расследование компьютерных преступлений,
и, наконец, выше стоимость квалифицированной рабочей силы. Поэтому не
стоит удивляться разнице в бюджетах.
Директор центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет" Игорь Ляпунов указывает, что его организация потратила на создание аналога FinCERT — JSOC — 120 млн рублей.
— Поэтому мы считаем, что на старт нужно
примерно столько же, — прикидывает Ляпунов. — На начальном этапе работы
центра потребуется задействовать 5-7 человек, когда же центр перейдет в
режим работы 24/7, понадобится от 20 человек.
Ульянов отмечает, что банковская сфера является одной из самых зарегулированных отраслей, поэтому в перспективе у банков появится обязанность подключаться к FinCERT.
— Ничего удивительного в этом нет, просто
ещё одна форма отчетности, — говорит Ульянов. — Анализ собранной
информации по инцидентам может быть весьма полезен для раскрытия
совершенных и предотвращения новых киберпреступлений. Так что сами банки
тоже могут быть заинтересованы в сборе информации.
Комментарии 0