Приватизация кладбищ: Сергей Кара-Мурза о столичном бизнесе на костях
06 сентября 2013, 12:18, ИА Амител
Формальный повод выглядит невинно: город хочет избавиться от долей во многих компаниях – управлять ими хлопотно, а бюджет нуждается в деньгах. В числе прочих на торги предложено выставить акции города в 15 предприятиях, обязанных оказывать ритуальные услуги по гарантированному перечню, на общую сумму 153,6 млн рублей (доля города от 15% до 26% в каждой из компаний). Почти 80% заказов выполняют две компании: "Стикс-С" (26% акций предлагаются за 29,06 млн рублей) и "Ритуал-Горбрус" (25,1% акций продаются за 44,9 млн руб.).
В Союзе организаций ритуального похоронного обслуживания столицы (СОРПОС, 60 тысяч похорон в год, занимает половину рынка ритуальных услуг в Москве) – напоминают о пункте 3 статьи 17 городского закона "О погребении и похоронном деле в Москве": "имущество, находящееся в собственности города и используемое в целях погребения и похоронного дела, не подлежит приватизации, не может быть внесено в качестве долей в уставный капитал любого вновь создаваемого юридического лица". Поэтому планируемая продажа муниципальных долей может быть оспорена в суде, а их покупатели рискуют потерять деньги, говорят в СОРПОС.
Впрочем, отцы города считают иначе. Газета "Коммерсант" цитирует заместителя руководителя департамента торговли и услуг Андрея Марсий: "Продаются доли в акционерном обществе, акции, и они не относятся к имуществу и не используются в целях погребения и похоронного дела". Поэтому, уверяет чиновник, продажа не противоречит действующему законодательству, а городу не выгодно дальнейшее участие в капитале бюро похоронных услуг: пропорциональные обороту компании дивиденды платят лишь пара компаний, а многие показывают резкое сокращение выручки. Да и обслуживаются в бюро с муниципальным участием все меньше клиентов: 38% в 2012 году, хотя еще несколько лет назад этот показатель превышал 57%.
В среднем ежегодное повышение расценок на похоронные услуги составляет около 10%. Планку по тарифам фактически диктует монополист ГУП "Ритуал", ведающий всеми 134 кладбищами столицы, а также крематориями. Однако ожидаемый приход в московский похоронный бизнес крупных инвесторов из Франции и Великобритании может быстро подтянуть расценки до привычных им уровней - а они многократно выше - и, кроме того, быстро растут каждый год даже в Западной Европе.
- Теперь похороны стали просто бизнесом на костях. Говорить о моральной стороне дела с сегодняшними "эффективными менеджерами" совершенно бесполезно, - комментирует профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) Российской академии наук Сергей Георгиевич Кара-Мурза. – Есть некоторая зацепка, связанная с тем, что, возможно, предстоящая продажа противоречит московскому законодательству. Однако юристы говорят о том, что нормы закона в данном случае могут трактоваться по-разному. Так что говорить о перспективе подачи протеста в суд нельзя однозначно. Но это обращение в судебные органы сегодня может быть только единственным способом приостановить нравственную деградацию.
"СП": - Антон Павлович Чехов писал о том, что в России судят по совести, а вот в Западной Европе – по букве закона. И потому Европа лишена души. Так и в нашей жизни краеугольным камнем, гвоздем на котором зиждется общественная жизнь, стала эта буква?
- Да, проблема-то в том, что и в суд не пойдут. Не приучено к этому наше население. И опыт имеет такой, что суд коррумпирован, решения принимает весьма странные. Хотя я и думаю, что это мнение преувеличено. Однако, попав в коридоры суда, человек может погрязнуть в вещах ему малопонятных, без сонма дорогостоящих адвокатов ему в них попросту не разобраться.
Суд стал первым из институтов, который пострадал от реформ в 1990-е годы. И суть этих реформ – вычеркнуть проблемы нравственности из судебной практики. А началось это с тезиса Андрея Сахарова, первым взявшим на вооружение лозунг "Что не запрещено формальными законами, то разрешено!"
Постепенная деградация моральных норм привела за четверть века после провозглашения этого лозунга к таким изменениям в быте, труде и потреблении россиян, которые нельзя принимать, которые парализуют нормальную жизнь человека. Плавной поступью каждый день эти перемены приходили в нашу жизнь, но общий вектор таков, что с жизнью эти перемены не совместимы. Но мы прячемся от этого вывода. Однако детям и внукам оставим худшую жизнь, чем от родителей ее сами получили.
И главное в том, что нет больше общепринятых моральных норм. Они распались в стране и обществе, сохранившись лишь в небольших группах – в кругу семьи, друзей. Только там возможно еще опереться на привычные когда-то нормы. А в обществе в целом ухудшение общего культурного и морального состояния следует признать как состоявшийся факт. Так что, подобно Гамлету на кладбище, сегодня следует задуматься о более масштабных вещах, которые позволили бы замедлить деградацию общества, общественных связей между людьми. Это иллюзия, что привычные нравственные нормы, внушавшиеся нам родителями в детстве и позднее учителями в школе, продолжают существовать сегодня. И от этой иллюзии лучше избавиться…
"СП": - В 1989 году академик Дмитрий Лихачев, описывая начало этих процессов, использовал слова короля Лира: "Распалась цепь времен!" В результате распада общественный организм более не работает как целое: руки – есть, ноги – тоже, а жизни в теле нет.
- И руки – самая активная, гипертрофированная часть этого организма, такие всюду проникающие загребущие руки…
И потому сегодня бессмысленно лечить уколами совести отдельные недостатки и нарушения, вроде нынешней попытки оптимизировать прибыльность похоронного бизнеса. Есть общая болезнь общества, выражаемая в его отходе от нравственных норм и небрежении даже и к формальным законам.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с ситуациями в быту, из опыта друзей и знакомых, которые невозможно исправить нормальными методами. Еще до того, как попасть на кладбище, мы сталкиваемся с нашим здравоохранением, в котором с января этого года взят жесткий курс на коммерциализацию государственных учреждений. Но ведь это тупик! Это фактическая ликвидация любого принципа в помощи больным людям, кроме коммерческой медицины. Всякое отношение, кроме торговли, вытравливается из отношения между доктором и больным, между человеком и государственным учреждением. Но думать об этом мы не хотим. Мы боимся себе признать, что когда-то это коснется и каждого из нас. Неизбежно коснется.
Теперь эта торговля будет сопровождать всякого человека повсеместно от родов в больнице до проводов на кладбище, будет каждодневно довлеть над ним всю его жизнь, не оставляя места для других отношений!
Комментарии 0