Россельхознадзор: рыбы хватит всем
17 декабря 2013, 07:33, ИА Амител
Российское надзорное ведомство готово остановить поставки зараженной семги и форели из Норвегии, - об этом пишет Км.Ру.
Весной нынешнего года в США разразился грандиозный "рыбный скандал". Выяснилось, что в стране, расположенной на берегах двух океанов, граждане не знают, какую рыбу они едят. Вернее, поставщики и продавцы их элементарно обманывали: на этикетке указывали одно название, а в упаковку закладывали совсем другую рыбу, как правило, не такую породистую и дорогую.
Глядя на американское безобразие с примитивной пересортицей, наш Россельхознадзор решил проверить, какую рыбу едят россияне. Тоже выяснилось много интересного. Последние 20 лет на европейской части территории России доминирует продукция норвежских рыбаков. Семга и форель – к праздничному столу, треска и морская щука – на каждый день. Цены не кусаются, а производители уверяли, что вся рыба прошла тщательную проверку. Тем более что основная часть норвежских лососевых выловлена не в море, а вскормлена под надзором ветеринаров в многочисленных рыбных хозяйствах с проверенным рационом питания. Казалось бы, удачный пример торгового сотрудничества. По итогам 2012 года в Россию из Норвегии было экспортировано более 320 000 тонн мороженной и охлажденной рыбы и рыбной продукции на 7 миллиардов евро.
Однако первая же проверка норвежских поставок, проведенная Россельхознадзором в ноябре текущего года, выявила, что в печени трески и морской щуке содержатся личинки гельминтов или паразитических червей. В просторечии их называют глистами. Россельхознадзор выяснил и такой вопиющий факт: пользуясь тем, что российская сторона всецело доверяет контроль над качеством продукции своим давним партнерам, норвежцы, по сути дела, устранились от проверок. Многие партии рыбы и морепродуктов не досматривались вовсе – ни визуально, ни с помощью проведения необходимых лабораторных анализов.
В Осло полетело грозное письмо о том, что норвежская государственная ветеринарная служба утратила доверие. Экспорт печени трески и щуки был прекращен, а по поводу поставок лососевых начались консультации. В итоге решили, что в Норвегию для проверки крупнейших рыбных хозяйств страны приедет комиссия из Россельхознадзора, которая оценит, как выращивают рыбу, и посмотрит, насколько бдительно ветеринарная служба северной страны надзирает за качеством продукции.
По непонятным пока причинам условия инспекционной поездки, которые заранее обговорили, были нарушены. Специалистов Россельхознадзора не допустили на некоторые хозяйства. Российское ведомство вполне справедливо обиделось и объявило, что с конца декабря может вообще остановить поставки рыбы из Норвегии.
"Папа может", – поется в известной рекламе продукции Останкинского мясокомбината. "Папа" запретов на поставку в Россию продуктов питания из-за рубежа Геннадий Онищенко недавно поменял свои суровые должности руководителя Роспотребнадзора и главного санитарного врача России на скромное звание помощника премьер-министра РФ, но дело его живет! И угроза прекратить поставки – не пустой звук. Должны понимать это и в Норвегии, для которой Россия – один из главных торговых партнеров.
Понимают это и в России, где на рыбные поставки от северного соседа ориентированы многочисленные перерабатывающие предприятия в центральной части страны. По словам исполнительного директора отечественного Рыбного союза Сергея Гудкова, около 30-40% продукции крупных предприятий России производится из норвежского сырья. А почти вся рыба лососевых пород в магазинах от Калининграда до Урала – из Норвегии, поскольку возить ее с Дальнего Востока далеко и дорого. Гудков считает, что запрет на норвежскую рыбу ударит и по российскому бизнесу. "Без семги и форели в ассортименте ни одна сеть продукцию не возьмет", – говорит Гудков.
Но помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко считает, что уступать в этом споре нельзя. По его словам, в преддверии новогодних праздников российские потребители не будут ощущать дефицит красной рыбы, даже если экспорт из Норвегии будет запрещен. "Ее завезли более чем достаточно для удовлетворения новогоднего спроса", – сказал он.
Алексеенко полагается на здравый смысл норвежского бизнеса, который не будет идти на поводу у своей государственной службы ветеринарного контроля, а сам начнет решать имеющиеся проблемы. "Они тоже заинтересованы в стабильности поставок, и они будут искать возможность как-то исправить ситуацию в отношении государственных ветеринарных гарантий Норвегии", – сказал Алексеенко.
Россельхознадзор выразил готовность открыть доступ норвежским компаниям к своим информационным системам, чтобы производители напрямую отправляли свои данные лабораторных исследований по выращенной рыбе, сведения о применяемых кормах и лекарственных добавках. Для удобства пользователей могут даже перевести отдельные программы на норвежский язык.
Если же эти меры не помогут вернуть поставки в цивилизованное русло, в ведомстве готовы рассмотреть возможность экспорта рыбы из других скандинавских стран.
Комментарии 0