Российские экопродукты получат доступ в Европу
25 марта 2014, 11:06, ИА Амител
Комитет Госдумы по сельскому хозяйству подготовил законопроект "О производстве органической продукции", который впервые регламентирует нормы производства и проверки экопродуктов. При этом национальный стандарт будет соответствовать западным нормам — иностранные товары автоматически получат российский сертификат, если они уже прошли аналогичную проверку у себя на родине. Российские же продукты смогут рассчитывать на такое же признание за границей.
Фермеры рвутся на европейский рынок
В тексте законопроекта, с которым ознакомились "Известия", устанавливается список требований к органической продукции. В частности, должны использоваться только здоровые животные и растения, производство осуществляться без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов. Запрещается использование ГМО. Термин "органическая продукция" может применяться для маркировки, обращения на рынке и рекламирования продуктов только после получения сертификата соответствия процессов производства органической продукции и включения в госреестр производителей органической продукции.
Сейчас, по данным Союза органического земледелия, российские органические продукты практически не поставляются за границу. При этом интерес к отечественной продукции есть.
— У нас уже были встречи с Bioland — это одна из крупнейших немецких компаний, занимающихся продажей органики. Ее представители сказали, что готовы закупать в больших количествах российскую пшеницу, рапс, бобовые семена трав (клевер, люцерна), как только в России появятся надежные стандарты качества для органических продуктов. Также, по нашим данным, Китай готов закупать у России большие объемы сертифицированного меда, так как из-за экологических проблем у них вымирают пчелы. Многие страны заинтересованы закупать дикоросы — грибы, ягоды, а также оленину, — рассказывает Яков Любоведский, исполнительный директора Союза органического земледелия.
По мнению фермеров, введение подобной системы сертификации облегчит экспорт российских экотоваров.
— Развитие органического земледелия в России тормозило отсутствие регламентов для соответствующих продуктов. Поэтому, например, наша компания вынуждена использовать сертификат Евросоюза, если появится российский сертификат для органической продукции, соответствующий всем мировым нормам, мы на него с удовольствием перейдем, потому что он позволит нам продавать зерно в Европу, — сообщил Евгений Шуляк, директор ООО "Тракенен".
По мнению Якова Любоведского, законопроект создает условия для международного сотрудничества и делает рынок органики инвестиционно привлекательным, открытым как для крупных, так и для мелких и средних производителей, что важно для всей российской агропромышленности.
— Закон запускает механизмы масштабного производства органической продукции, она перестанет быть элитной и дефицитной едой. Цены на нее не будут превышать 50% по сравнению с промышленной, — уверен Любоведский.
Когда появится нормативно-правовая база, то, по подсчетам Союза органического земледелия, в течение пяти лет сертификацию пройдут порядка 15 тыс. сельхозпроизводителей. К 2020 году при создании условий рынок в России способен вырасти до 700 млрд рублей, что составит 10–15% мирового рынка, надеются в организации.
Стоит отметить, что в 2013 году Минсельхозразвития разработало законопроект "Об органическом земледелии", в котором также предполагалось ввести сертификацию для органических продуктов. Правда, при этом западные сертификаты не признавались — иностранным производителям органики, согласно тому законопроекту, пришлось бы проходить повторную экспертизу в России. Ряд экспертов, после того как законопроект был обнародован, заявили, что подобная редакция ведет к самоизоляции российского рынка органики. В Минсельхозе объяснили "Известиям", что они предложили подобный механизм для обеспечения продовольственной безопасности России и защиты российского рынка сельскохозяйственной продукции от иностранной экспансии. На данный момент ни один из этих двух законопроектов еще не был внесен в Думу.
Отсутствие ГМО станут подтверждать официально
Согласно депутатскому законопроекту, предполагается, что осуществлять сертификацию станут частные компании, получившие аккредитацию и контролируемые государством. Экоаудиторы будут инспектировать весь цикл производства органической продукции — начиная с периода конверсии земли (период очищения от химикатов), затем весь семенной материал, корма, условия содержания, производство, переработка, хранение, транспортировка. Аналогичные системы проверки уже действуют во многих европейских странах. Как сообщила Юлия Грачева, директор Санкт-Петербургского экологического союза, разработавшего собственную систему добровольной сертификации экопродуктов, средние расценки для проверки хозяйства площадью в 1 тыс. га составят €1,5–2 тыс.
Законопроект предусматривает значительный список требований к продукции, которая может получить экологический сертификат, в частности, недопустимо использование ГМО. Согласно существующим нормам, производитель обязан указывать на этикетке, что в продукте содержатся ГМО, однако на практике это никак не контролируется, поскольку на всю страну существует всего несколько лабораторий, способных провести соответствующую экспертизу. Маркетинговые пометки об отсутствии ГМО никак не контролируются и не проверяются. Таким образом, государственный сертификат станет единственной гарантией, что при изготовлении продуктов не использовались ГМО.
Если законопроект вступит в силу, то все остальные способы маркировки экопродуктов будут запрещены — но само обозначение органической продукции еще не разработано. По мнению Александра Ермакова, зампредседателя комитета по экономической политике, вопросам собственности и земельным отношениям Тульской областной думы, введение эталонов по органическим продуктам станет стимулом для развитие рынка экологически чистых продуктов и уберет с него недобросовестные компании.
— Фермеры отвечают на требования рынка. Всё больше людей сегодня думают о своем здоровье и стараются покупать натуральные продукты. При этом гарантии качества нет, многие недобросовестные производители используют в рекламе приставки "эко", не имея на это никаких оснований. Введение простого и понятного стандарта поможет решить эту проблему, — рассуждает депутат.
Комментарии 0