«Лёд без кадров бесполезен». Почему на Алтае не развивается фигурное катание и нет своих Валиевых

У руководителя Федерации фигурного катания Евгения Трошина есть свой ответ на этот вопрос

11 марта 2022, 07:21, Вячеслав Кондаков

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Фигурное катание в последние годы — один из самых популярных видов спорта в мире. Выступления наших потрясающих фигуристов и их впечатляющие победы из года в год привлекают всё больше новых зрителей, а трансляции Олимпиад и чемпионатов мира по фигурному катанию опережают рейтинги футбольных и хоккейных матчей. Однако в Алтайском крае этот красивый вид спорта не развивается: наши спортсмены практически не выступают на соревнованиях за пределами региона, а последний крупный турнир в Барнауле проходил два года назад. При этом в крае работает сразу две крупные школы, где детей учат акселю, дупелю, двойному тулупу и другим видам прыжков. Корреспондент amic.ru Вячеслав Кондаков поговорил с президентом Федерации фигурного катания Алтайского края Евгением Трошиным и узнал, почему в регионе не появляются свои Камилы Валиевы, Алины Загитовы и Евгении Плющенко. Причина, прежде всего, — в отсутствии дешёвого льда и нехватке финансирования. При этом в крае работают сразу две школы по фигурному катанию, которые не могут договориться между собой.

«Фигурное катание — спорт для богатых родителей»

— Фигурное катание в последние годы является едва ли не самым популярным видом спорта в мире. Однако алтайские спортсмены не могут похвастаться громкими победами. Со стороны кажется, что фигурное катание в регионе вообще не развивается. Это так?

— Да, но на это есть объективные причины. Летом 2018 года в Барнауле закрыли единственное муниципальное отделение по фигурному катанию в школе имени Алексея Черепанова. Руководство города объяснило это отсутствием тренерских кадров и нехваткой финансирования. Тренеры этого отделения вынуждены были искать другие варианты работы, кто-то уехал в соседний Новосибирск, где руководство области активно вкладывает деньги в детский спорт. У нас же никто из руководства комитета по спорту Барнаула не связался и не попросил меня, как председателя Федерации, найти замену тренерам, если их не устраивали действующие тренеры. Видимо, не очень-то и хотели. Просто закрыли отделение, и все. Только за два последних года нашей федерации удалось привлечь на работу семь специалистов из других регионов страны. Мы предложили для этих тренеров неплохую по меркам региона зарплату от 50 до 100 тысяч рублей. Один из специалистов в настоящее время — Эдуард Александрович Феденев — сейчас работает в Академии фигурного катания г. Барнаула. Он приехал с семьей к нам из Владивостока. Другой специалист, Груздев Сергей, приехал из Санкт-Петербурга и тренирует сейчас группу спортсменов в Гимаев-Арене в Рубцовске. Чебанову Юлию Александровну вернули в этот спорт, как тренера с опытом работы. Каждую неделю на тренировки записываются все новые и новые дети. Эдуард Феденев, как и другие тренеры, перевез в Алтайский край свою семью. При этом, вы правильно заметили, что фигурное катание сегодня в регионе — пока только уровня физкультуры. Оно пытается зародиться в нашем крае, но активистов, желающих развивать этот спорт, останавливает непрофессиональный подход к развитию фигурного катания в нашем крае со стороны нашего Министерства Спорта.

— А сколько человек сейчас занимается фигурным катанием в крае?

— Важно понимать, что сейчас в крае работают спортивные клубы по фигурному катанию: из них наша Академия фигурного катания, которую открыли в 2019 году на базе нашей Федерации, есть частная, принадлежащая известному бизнесмену Михаилу Дроздову, и также клуб Сибирский лед. Могу говорить только о нашей Академии. В ней занимаются около 80 детей, хотя еще два года назад ее посещали только 40 детей. Однако количество не означает качество. Бывает, что дети приходят на несколько пробных занятий, а потом бросают тренировки. Причин может быть множество. В Алтайском крае есть талантливые дети, которые потенциально могут вырасти в звезд, и их немало. Но весь вопрос встает в финансовой возможности родителей. В основном развивается фигурное катание в Барнауле и в Рубцовске. Свой клуб есть в селе Бочкари, но там уже давно не могут найти хорошего тренера. Это беда всей страны. Я изучал опыт Мордовии, где в последние годы построили много ледовых площадок, но обучать детей фигурному катанию на них некому. Можно иметь болид «Формулы 1», но без пилота или механиков он не нужен. Также и в фигурном катании. Лед без кадров бесполезен. Сейчас в Алтайском крае он находится в частных руках Михаила Дроздова. С одной стороны это хорошо, а с другой — для нас заметно выросли тарифы на аренду льда, так как отсутствует конкуренция среди ледовых дворцов (все в одних руках) и мы вынуждены подстраиваться под рынок.

— Когда Дворец спорта был закрыт на реконструкцию, то фигуристы жаловались, что в «Карандин-Арене» самое лучшее время отдавали хоккеистам, которые тренировались за деньги. Дети же, занимающиеся фигурным катанием, были вынуждены заниматься в 6-7 утра. Сейчас, когда в Барнауле две арены, ситуация изменилась?

— Ничего не изменилось. Конечно, как раньше, в 6 утра никто на коньки не встает из детей, но нам дают утренние и дневные временные слоты, когда дети должны быть в школе. Вечером в «Карандин-Арене» по-прежнему в основном играют в хоккей. Поэтому воспитанники нашей Академии занимаются на льду в ТРЦ «Галактика». Площадка там, конечно, маленькая, но для тренировок начинающих фигуристов достаточно. Однако, если ученик Академии показывает хороший результат и настроен выступать на престижных соревнованиях, то нужна площадка большего размера. А профессиональной базы для занятий фигурным катанием в крае просто нет. Ситуация не улучшается. В 2015 году был бум интереса к этому виду спорта, многие родители приводили своих детей в клубы, но льда для тренировок не хватало. После закрытия отделения в школе Алексея Черепанов и «Титов-Арены» на реконструкцию стало совсем тяжело. Сейчас мы не можем выйти из пике. «Титов-Арена» полностью занята хоккеистами. Мы бы и рады покупать там лед, но стоимость аренды высокая — 12 тысяч рублей в час. Государство нам не помогает, а родители потянуть аренду самостоятельно не могут. Тем более, им еще надо покупать экипировку для детей, оплачивать поездку на соревнования в другие регионы. Это расходы на гостиницу, проезд, питание. Плюс, нужно оплачивать ежемесячный абонемент, который стоит от 3,5 до 13 тысяч рублей в месяц. При невысоком уровне жизни в Алтайском крае — огромные деньги. Фигурное катание — спорт для богатых родителей.

— Почему Федерация одного из самых популярных видов спорта в России не получает помощи от государства?

— К сожалению, помощь есть, но она мизерная. Мы просим поддержки у власти, но нас не слышат. С 2014-го мы получаем из краевого бюджета около 300 тысяч рублей в год. И эта сумма не меняется. На эти деньги мы можем провести только одни соревнования в год — Чемпионат Алтайского края. Поэтому выступать в других регионах наши спортсмены могут только за счет родителей. Последние крупные соревнования проходили в Барнауле в 2019 году. Потом нам помешала пандемия и другие обстоятельства. Поскольку в городе три клуба по фигурному катанию, то существует некая конкуренция. Но наши конкуренты из частного клуба Михаила Дроздова (клуб работает на безе «Карандин-Арены») не особо хотят с нами соревноваться. Мне непонятно, для чего заниматься спортом, если не участвовать в соревнованиях и, как известно, без конкуренции у спортсменов не будет результатов.

«Весь лед в Барнауле в частных руках»

— А как получилось, что в Алтайском крае появились клубы по фигурному катанию? И вообще: конкуренция помогает в спорте?

— Я стал руководителем Федерации фигурного катания региона в 2015 году. Тогда Дворец спорта еще принадлежал Крайсовпрофу, который предоставлял нам лед в аренду с 50% скидкой: всего за 6 тысяч рублей в час. Однако после строительства «Карандин-Арены» в 2017-м ее собственник Михаил Дроздов решил создать свой клуб по фигурному катанию «Динамо». И это логично. Для своих учеников он предлагал лед на льготных условиях. Я встретился с Михаилом Дроздовым и обсудил с ним дальнейшее сотрудничество. Подписали некий документ о развитии фигурного катания на Алтае. Однако, спустя некоторое время, он решил пойти своей дорогой. Мы же открыли свою Академию фигурного катания на базе Федерации.

— Но при этом ваши ученики все равно арендуют площадку в ТРЦ «Галактика», которая находится в частной собственности.

— А альтернативы у нас нет. Весь лед в Барнауле в частных руках. Двоевластие не идет на пользу нашему виду спорта. Сомневаюсь, что нам удастся в ближайшее время найти общий язык. Наши конкуренты уже подали заявку на создание своей Федерации фигурного катания, которой будет руководить Алексей Чемоданов — директор «Титов-арены».

— И какая федерация будет официальной? Это важно для получения финансирования из краевого бюджета.

— Сейчас официальной Федерации фигурного катания на Алтае нет. Этот статус до конца 2021 года был у нас. Однако министерство спорта края просто не поддержало нас и не отправило документы о пролонгации статуса в Федерацию фигурного катания РФ. Если ничего не изменится, то статус официальной Федерации получит клуб, который контролирует Михаил Дроздов. Министерство спорта делает все для этого. Уверен, что после этого, финансирование фигурного катания в Алтайском крае резко возрастет. Могу говорить откровенно: Алексею Перфильеву выгоднее сотрудничать с Михаилом Дроздовым. Оно и понятно: лед для родителей в школе «Динамо» очень дешевый, поэтому государству выгоднее поддерживать частный бизнес.

— Что делать тогда вашей Академии, если аккредитацию не продлили? Условия для тренировок не такие выгодные, как у конкурентов. Закрываться?

— Мне кажется, что ситуация не такая уж и плохая для нас. Повторюсь: главное, чтобы в Алтайском крае развивалось фигурное катание, а кто именно будет руководить — не так уж получается и важно. В плане качества тренеров, в нашей Академии намного более опытные специалисты, которые дают результат. Дети, которые пришли к нам год назад, уже выполняют элементы, которые обычно разучивают только через два-три года. Мы даем результат, а наши конкуренты — дешевый лед. Дальше родителям уже решать, что важнее: деньги или хороший уровень подготовки детей.

— А как удается приглашать на работу хороших специалистов из других регионов? В чем для них выгода переезжать на Алтай, если их воспитанники практически не ездят на соревнования?

— Мы тоже имеем спонсоров, готовы вкладывать деньги в развитие спорта в Алтайском крае. Понятно, что мы не имеем собственного льда и финансовых ресурсов, как Михаил Дроздов, но стараемся не экономить на зарплатах тренерам. Некоторые специалисты у нас сейчас получают около 100 тысяч рублей в месяц. Это в три раза больше, чем у конкурентов. Также, мы помогаем тренерам с жильем.

— При этом Михаил Дроздов мне в интервью говорил, что «Гимаев-Арена» приносит ему 500 тысяч убытков в месяц. Жители Рубцовска не могут позволить тратить по 3-5 тысяч в месяц на хоккей. С фигурным катанием также?

— Как раз наоборот: активно записываются в Академию фигурного катания к Эдуарду Феденеву, к Юлии Чебановой, в Рубцовске к Сергею Груздеву. Сейчас бум интереса к фигурному катанию в стране. Тем более, что заниматься им все равно дешевле, чем хоккеем или кёрлингом. Посмотрите на рейтинги Олимпиады в Пекине. Ни за одним видом спорта так пристально не следили, как за фигурным катанием. У нас самая сильная школа в мире. Дети смотрят на таких звезд, как Камила Валиева или Александра Трусова, и тоже хотят стать известными.

— Тем не менее, в Алтайском крае нет ни одного профессионального фигуриста. Почему?

— Если честно, не знаю. У нас были восходящие звезды в 2015 году, которые пробивались в финал чемпионатов России. Однако сейчас уровень спортсменов пока низкий. Мы просто не можем создать условия в крае для развития нашего вида спорта. Тут должны сойтись несколько факторов: доступный лед, профессиональные тренеры и хорошее финансирование. Чтобы участвовать в чемпионате России, алтайские спортсмены должны иметь минимум несколько ледовых дворцов только в одном Барнауле. Причем тренироваться спортсмен должен минимум 3-4 часа в день. Кто оплатит за родителей эти расходы? Это же космические цифры. Очень печально: каждый теперь в Алтайском крае знает, кто такая Камила Валиева, но чтобы достигнуть таких результатов и идти дальше любительского уровня, нужно проделать огромную работу всем участникам этого процесса. Можно сколько угодно приглашать к себе именитых тренеров, хоть даже Евгения Плющенко, но без льда и господдержки высоких результатов не добиться. Дети, которые только начинают хорошо кататься, уезжают в другие регионы, где для них созданы более выгодные условия. Такая наша реальность. К сожалению, власти не создают условия для спорта в Алтайском крае, а бизнес в одиночку сделать ничего не может.

— Получается, что перспектив у фигурного катания в Алтайского края вообще нет и о своем Алексее Ягудине нам можно не мечтать?

— Перспективы есть, но в настоящее время минимальны. Важно, чтобы бизнес в спорте не только стремился к зарабатыванию денег, но и был социально-ответственен. Сейчас этого не видно. Тренерская база у нас в крае хорошая. Только нужно создать для нее условия, а не так, как сейчас: 3 часа в неделю тренировок для детей на маленькой коробке в ТРЦ «Галактика». А спортсмену необходимо заниматься практически каждый день по несколько часов. Но для нашего края в ближайшем будущем это нереально, поэтому перспективные дети будут также уезжать делать карьеру в другие регионы страны.

Комментарии 1

Avatar Picture
Гость

07:47:30 30-08-2023

А смысл сейчас винить Перфильева, если он уже давно не министр?

  0 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров