Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией
31 января 2013, 15:17, ИА Амител
— В этом
двигателе на основе изделия Тутаевского моторного завода мы не видим
смысла. Он предназначен для Т-72, которому нет места в планах по
модернизации бронетанковых войск. Основными танками Вооруженных сил
России будет семейство Т-90А и перспективные "Армата", для которых
разрабатываются собственные двигатели, — сообщил источник в ГАБТУ.
Для
Т-90А и Т-90АМ уже есть двигатель В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с., а
вскоре его заменит перспективный двигатель 1,13–1,2 тыс. л.с. разработки
Челябинского завода на базе дизеля В-2, продолжил он.
Особенность
ТМЗ-866.10 в том, что он оснащен автоматической трансмиссией ESM-350
французской фирмы RENK. Мощность — 1–1,1 тыс. л.с. Военное ведомство
заказало и открыло финансирование проекта еще в мае 2010 года. В тот
момент это объяснялось большими проблемами с мощными двигателями.
Российские
танковые дизели В-46 для Т-72, а также В-84 и В-92 для Т-90 имеют
механическую трансмиссию с отдельным от блока машины расположением. В
случае повреждения или неполадки необходимо снимать сначала двигатель,
потом отдельно трансмиссию. В ТМЗ-866.10 трансмиссия и двигатель
составляют единый блок, и его можно поменять за 30 минут.
Собеседник в ГАБТУ считает, что движок выглядит замечательным на бумаге, а на практике есть вопросы.
— Тутаевцы заявили большие технические показатели, но не объяснили, как это будет реализовано, — сомневается он.
В
Тутаеве позицию ГАБТУ восприняли с недоумением и обидой.
Высокопоставленный представитель завода заявил "Известиям", что работа
над изделием завершена, есть готовые экземпляры и в прошлом году их
испытали во Франции на заводе RENK. Правда, выявились некоторые
недостатки, так как в Тутаеве всегда производили капотные автомобильные
двигатели, а танковый движок находится в моторном отсеке и имеет малые
габариты.
— Поэтому
возникли проблемы с тепловым режимом и охлаждением, но это всё
поправимо. К марту этого года мы готовы отправить дизель на повторное
изучение во Францию. На доработку и запуск в серию хватит 2–3 млрд, и
нам удивительно, что ГАБТУ отказывает. В Челябинске делают мотор
аналогичной мощности, им выделили 25 млрд, — сетует он.
Права
на Т-72, для которого предназначен ТМЗ, принадлежат нижнетагильскому
"Уралвагонзаводу". Уральцы тоже имеют претензии. Представитель завода
сообщил "Известиям", что тутаевские инженеры не согласовывали с ними
тактико-технические характеристики.
— Есть определенный
регламент. Техзадание на двигатель нужно сначала согласовать с главным
конструктором изделия — в данном случае с нашим КБ, затем провести
испытание, которое должно показать прирост мощности и улучшение других
показателей, и только после этого можно вести речь о закупках или
установках на серийные машины. Здесь ничего такого не было, это чистой
воды самодеятельность, — пояснил представитель завода.
Он
добавил, что УВЗ не закрывает двери для новых разработок, готов
рассматривать предложения от двигателестроителей, но в "утвержденном
порядке".
Главный редактор отраслевого журнала
"Арсенал Отечества" Виктор Мураховский говорит, что двигатель типа ТМЗ
нужен только для экспортных машин, и то если решить вопросы с гарантией
производителя.
— Т-72 в ближайшие годы постепенно сойдут в утиль, и новый
двигатель им не нужен. А вот для проданных ранее за рубеж машин эти
двигатели вполне можно поставлять, — заявил эксперт "Известиям".
Впрочем,
представители Тутаевского двигательного завода не слишком расстроены
отказом военных. Там говорят, что их дизели востребованы в гражданском
хозяйстве, так как у предприятия "очень хорошая репутация". Собеседник
"Известий" напомнил, что постоянные победители ралли "Дакар" — "КамАЗы" —
оснащены именно тутаевскими моторами.
Комментарии 0