В настоящее время вследствие политики ГТК РФ, внешнеторговые отношения Алтайского края с Китаем практически "заморожены".

16 мая 2001, 10:59, ИА Амител

Сотрудничество Алтайского края с КНР получило динамичное развитие с 1996 года. Наиболее интенсивные торгово-экономические отношения сложились с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, которые 25 февраля 1999г. были закреплены соглашением о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, подписанным в г. Москва между Администрацией Алтайского края РФ и Народным Правительством СУАР КНР в рамках визита Премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи.

В соответствии с подписанным соглашением прорабатываются и в определенной степени реализуются предложения по торгово-экономическому, научно-техническому и образовательном сотрудничеству с СУ АР.

На сегодняшний день в Алтайском крае зарегистрировано 40 российско-китайских предприятии и 10 предприятий со 100%-м китайским капиталом, основная деятельность которых направлена на производство упаковочного материала, переработку сельскохозяйственной продукции, производство стройматериалов, а также закупку и реализацию товаров народного потребления. В деятельности этих предприятий занято более четырехсот человек. Китайские рабочие в край не привлекались.

Внешнеторговый оборот Алтайского края с КНР в 1999 году составил 21227,8 тыс. дол, США, в том числе объем экспортных операций составил 3205,8 тыс., импортных -18022,0 тыс. дол. США, и увеличился в сравнении с 1998 годом на 9%. В 2000г. внешнеторговый оборот составил 26929 тыс. долларов (9,3% общего товарооборота края), экспорт - 8548,9 тыс. долларов, импорт - 18380,1 тыс. долларов.

Основными статьями экспорта в Китай являются: лесоматериалы, лом черных и цветных металлов, рельсы, удобрения. Закупаемая в КНР продукция отражает потребности Алтайскою края: полимерные материалы, табачное сырье, ткани, строительные материалы, овощи и фрукты, продукты питания.

В 1999-2000гг. Алтайский край посетили 35 делегаций из СУАР. Основная цель визитов - изучение возможности сотрудничества в области переработки сельскохозяйственной продукции, совместной заготовки и обработки древесины, налаживание контактов в сфере научно-технического сотрудничества, а также птицеводства и животноводства.

На приобретенном в Китае оборудовании в крае было организовано производство полипропиленовых мешков для сыпучей продукции. В июле 2000г. в г. Барнауле был открыт оптовый рынок, на котором представлен широкий ассортимент китайских товаров. АО "Аэрофанс" с 08.07.99г. организован регулярный еженедельный чартерный рейс авиакомпании "Сибирь" Барнаул - Урумчи.

В связи с повышением товарооборота и увеличением грузопотока между регионами Западной Сибири и КНР возникла реальная необходимость в строительстве прямого автомобильного перехода между Россией (территория Республики Алтай) и КНР (территория Алтайского округа СУ АР) в районе озера Канас на участке государственной границы КНР и России. По мнению специалистов, строительство автомобильного перехода является перспективным для обеих сторон, как в геополитическом, так и в торгово-экономическом плане. Наличие данного перехода кардинально решило бы проблему транспортировки продукции между регионами Западной Сибири и КНР, минуя территорию Казахстана, и значительно снизило транспортные расходы.

Сдерживающим фактором в развитии всестороннего сотрудничества между регионами является отсутствие консульской точки РФ в Западном Китае и консульского пункта КНР в Западной Сибири.

В настоящее время вследствие политики ГТК РФ, серией приказов и распоряжений ужесточившего с января 2001 года подход к оформлению грузов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, внешнеторговые отношения Алтайского края с Китаем практически "заморожены".

Приказом ГТК РФ N 25 от 15 января 2001г. установлены 2 железнодорожных и 1 автомобильный пункт ввоза товаров на таможенную территорию в зоне действия алтайской таможни, что явно не соответствует реальному положению дел. В связи с тем, что растаможивание груза проводится через Москву и Екатеринбург, наблюдается резкое падение объемов грузоперевозок, их отток в Казахстан с последующим ввозом на территорию России используя контрабандные каналы.

Отменен чартерный рейс авиакомпании "Сибирь" Барнаул-Урумчи и рейсы китайских компаний в г. Барнаул и г. Новосибирск. Грузовые авиаперевозки в. регионы Западной Сибири признаются китайской стороной нецелесообразными, учитывая позицию ГТК по вопросам таможенного оформления.

По предварительным оценкам потери в 2001г. по налогам, таможенным пошлинам и платежам и иным поступлениям во внешнеторговых операциях с Китаем по Алтайской таможне составили 6-8 млн. долларов.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров