Виртуальный Бийск (Обзор местно­го IT- рынка)

20 апреля 2007, 16:42, ИА Амител

На фоне глобальной информатизации других городов, самый крупный науко­град России – Бийск - по-прежнему выглядит "белой вороной". Такой вывод делает газета "Деловой Бийск", журналист которой исследовал рынок интернет-ресурсов, к которым приложили руку бийчане.

Предлагаем ознакомиться с выдержками из этой любопытной статьи.

Интернет в Бийске существует уже более десяти лет. За этот срок изменилось немало, однако значимого скачка в его развитии так и не произошло. Интернет-эйфория 1990-х тихо сошла на нет, а на фоне глобальной информатизации других городов Бийск, самый крупный науко­град России, по-прежнему выглядит "белой вороной". На вопрос, почему так происходит, есть разные ответы.

"Нормальным развитием Интерне­та считается подключение хотя бы деся­ти процентов от потенциально возмож­ной клиентуры, - считает начальник Бийского узла Интернет-связи алтайс­кого филиала ОАО "Сибирьтелеком" Геннадий Устинов. - Мы до этой цифры пока не дошли. К сожалению, еще не подросло поколение, для которого ком­пьютер стал бы неизменным спутником жизни, то есть Интернет в нашем городе еще не вошел "в массы". Однако мак­симально использовать его возможнос­ти позволят новые высокоскоростные технологии передачи данных. Это по­зволит удешевить доступ к ресурсам Сети. "В настоящее время, - добавляет Геннадий Устинов, - услуга доступа к местным ресурсам становится более дешевой. И весь вопрос в том - кто создаст эти ресурсы и насколько они будут востребованы?"

"В данной проблеме я вижу два момента, - делится мнением Вячеслав Замятин, заместитель проректора по информатизации Бийского технологи­ческого института. - Во-первых, в горо­де отсутствуют специалисты, способ­ные к реализации IT-проектов высокого уровня. Они попросту уезжают из горо­да. Другая проблема - это слабая вос­требованность городских Интернет-ре­сурсов. Продукция местных производств не ориентирована на город, а их руководители, видимо, еще не доросли до осознания важности информационных технологий.

В основном Сеть использу­ют фирмы, которые занимаются прода­жей компьютерной техники и программ­ным обеспечением. Другой фактор, сдерживающий развитие местного рын­ка Интернет-услуг - это сравнительно высокая стоимость трафика, что про­диктовано, с одной стороны, удаленно­стью Бийска от магистральных кана­лов, с другой - политикой компании-монополиста - ОАО "Сибирьтелеком", которая не позволяет развиваться аль­тернативным провайдерам. В конечном итоге, - заключает Вячеслав Замятин, -чтобы быть дешевым, Интернету нужна массовость. Любой провайдер покупа­ет трафик исходя из объемов, куплен­ных извне. И чем больше он "накачает", тем дешевле сможет распределить его среди своих абонентов".

"Технологически процесс переда­чи данных в Сети происходит в два этапа, - говорит директор ООО "Сибнет" (торговая марка "Ё-лайн") Ольга Кудряшова. - Первый - это доставка трафика в город. Сейчас эта проблема решается. Следующий этап заключает­ся в так называемой "последней миле" - передаче трафика до конечного потре­бителя. Появилось масса предложений, обеспечивающих широкополосный до­ступ в Интернет. Главным образом, это технологии высокоскоростной связи DSL, радиодоступ, оптоволоконные го­родские магистрали. Уже сейчас, - от­мечает Ольга Кудряшова, - среди по­ставщиков услуг выросла конкуренция. А это значит, что цены будут снижаться. Конечно, здесь позиции провайдеров неравноправны. И, прежде всего, бла­годаря монопольному диктату "Сибирьтелекома". Тем не менее, развитие бий­ского Интернета - процесс необрати­мый. В частности, в нынешнем году наш бийский Интернет-провайдер ООО "Фирма "Сотрудник плюс" выиграла конкурс на строительство общегородс­кой информационной сети. Этот проект объединит ресурсы муниципальных и учебно-образовательных учреждений Бийска. С нынешнего года у наукограда появился собственный сайт и домен, что стало одним из этапов его информа­тизации".

С такой точкой зрения солидарен директор ООО "Киролан" и член Сове­та по информатизации Бийска - науко­града Олег Гончаров. "Сейчас, - сооб­щил он "ДБ", - мы стоим на пороге качественного скачка. Уже в ближай­шие год-два в Бийске будет создана технологическая инфраструктура, ко­торая в разы увеличит объемы местно­го IT- рынка. Причем главную роль в этом процессе сыграет муниципали­тет". По словам Олега Гончарова, при­влекаемые возможности настолько широки, что позволят реализовать це­лый ряд высокотехнологичных проек­тов, связанных с использованием Ин­тернета. В первую очередь, это цифро­вое телевидение (IP-TV), электронные системы расчетных платежей, Интер­нет-биржи и т.д.

Впрочем, наряду с оптимистичны­ми, звучат и более сдержанные прогно­зы. Ведь ничто не бывает бесплатно. А уж развитие и поддержка IT - техноло­гий в особенности. Как выразился один из наших собеседников, "дешевый Ин­тернет требует недешевых вложений". Это касается всех каналов связи - и кабельных, и беспроводных. По раз­ным оценкам, строительство общегородской IT-инфраструктуры потребу­ет не один миллион инвестиций.

Но это в перспективе. А пока мес­тные операторы видят выход в развитии собственных ресурсов. Надо сказать, что до недавнего времени виртуальный Бийск представлял довольно унылое зрелище. Десятки одиозных сайтов, со­зданных еще в первую волну интернети­зации, практически не обновляются. А вновь создаваемые порталы пока не снискали большой популярности у пользователей.

"Местные web-ресурсы могут со­здаваться при условии, если они будут дешевле иногородних аналогов, - счи­тает координатор проекта "Интранет -Бийск" Геннадий Устинов. - Сейчас до­статочно предпосылок для создания об­щегородских медиа-проектов. Появи­лось понятие INTRANET, то есть внут­ренняя сеть, которая объединяет техни­ческие возможности местных провай­деров и их ресурсы".

"Постепенно мы идем к тому, что­бы плата за Интернет базировалась на соотношении входящего и исходящего трафика, - говорит директор ООО "Сиб-нет" Ольга Кудряшова. - То есть среди провайдеров платить будет тот, кто боль­ше скачал. В этом отношении внутриго­родской контент должен быть более привлекательным. С другой стороны, размещение страниц в Интернете - это скорее имиджевая вещь. А сайты, со­здаваемые на провайдерских порталах, включая фотогалереи, форумы и чаты, служат больше для привлечения новых и удержания уже имеющихся клиентов. Здесь есть своя аудитория, тусовка и субкультура в некотором роде".

Тот факт, что в Бийске фактически нет крупномасштабных интернет-проектов, никого не удивляет - это прерогатива крупных финансовых и культурных центров, к которым наш город, пока, к сожалению, не относится. А среди имеющихся ресурсов по-настоящему "живые" сайты можно пересчитать по пальцам.

В их рейтинге наиболее популярны развлекательные порталы - игровые зоны, медиа-архивы форумы, чаты. По мнению опрошенных нами наблюдателей, наибольшим спросом у бийчан пользуются форумы "Intra-Biysk.ru" и форум на "Yourline.ru". Из новостных порталов достаточно удачным примером является сайт городской администрации (gorod.biysk.ru) предлагающий пользователям интерактивный канал общения с представителями власти в рубрике "вопросы ответы".

Весьма амбициозно смотрится "новорожденный" электронный про­ект издательского дома "Альвамедиа". К успешным медийным Web-проектам также можно отнести сайты городских СМИ - "Молодой Бийск", "ТРК РИФ". Бурное развитие Интернета в городе возможно, если число его пользовате­лей увеличится как минимум втрое. Тог­да, вероятно, и перспективы электрон­ного Бийска станут более глобальными

Особое мнение

Алексей Зарецкий, главный редактор газеты "Деловой Бийск":

- Создание онлайновой версии свое­го бизнеса: газеты, ТВ-канала или лю­бого другого, не обязательно медийно­го продукта - кажется поначалу хоро­шей идеей, которая даст вам дополни­тельное преимущество перед вашими конкурентами, которые до сих пор та­кой проблемой не озабочены. Казалось бы, найди хорошего специалиста по Web-дизайну, создай свой сайт в Ин­тернете, объяви об этом всему городу и ты получишь...

А что ты реально получишь? Имид­жевое преимущество? Эфемерное по­нятие, ведь как подсчитать это преиму­щество и в каких величинах, никто не знает. А вот затраты реальны: поддер­жка сайта, его обновление, расходы на техническое оборудование. А что вза­мен? Как заработать или хотя бы вер­нуть затраченное? Русские пользовате­ли Интернета, как люди небогатые, не любят платить за Интернет. Поэтому практически любой русскоязычный плат­ный сайт, тем более локальный, мест­ный обречен на провал.

Еще несколько лет назад у "Делово­го Бийска" был свой сайт. Самыми активными его посетителями были наши бывшие сограждане, которые ныне жи­вут в Германии и Израиле. Люди лечили ностальгию, получая информацию с родины, но нас это мало радовало, так как онлайн-версия газеты была в пер­вую очередь рассчитана на бийчан, живших нашими, местными проблема­ми, а не мечтавших о земле обетован­ной. Но и здесь нас ждало сплошное разочарование. Поместив на сайт раз­дел бесплатных объявлений, мы полу­чили ситуацию, когда читатели переставали покупать газету, а скачивали с сайта нужную рубрику и совершенно задаром находили себе квартиры, дачи, машины, детские коляски... После это­го вообще было непонятно, зачем ну­жен нам сайт в Интернете? Привлечь рекламодателей?

Ситуацию с Интернетом разреши­ла моя поездка в США в составе деле­гации российских региональных изда­телей и редакторов по приглашению Государственного Департамента США. В ходе визита были запланированы две встречи с американскими СМИ, кото­рые продвигали свои интернет-сайты. Это были уважаемая в США газета "Вашингтон Пост" и городской сайт города Питтсбурга - pittsburg.com. На , мой вопрос вице-президенту "Вашинг­тон Пост": "Насколько успешна он­лайн версия Вашей газеты и как Вы оцениваете перспективы медиа -бизне­са в Интернете", он ответил достаточно прямо: "Наши убытки в текущем году от запуска и поддержки интернет-вер­сии газеты составили более 10 милли­онов долларов. Перспективы в дальней­шем весьма туманны".

И он объяснил, почему. В Америке любое средство массовой информации предоставляет своим рекламодателям сведения о ха­рактеристиках своей читательской ауди­тории: пол, возраст, род занятий, се­мейный и личный доход, состав семьи, хобби и увлечения, предпочтения торго­вых марок, предполагаемые покупки в текущем году. Вся эта информация собирается в результате маркетинго­вых исследований, проводимых соб­ственными силами, и покупается у ком­паний, которые специализируются на сборе сведений о покупателях. Учиты­вая прозрачный американский налого­вый учет и развитость рынка, эти сведе­ния достаточно легко добываются.

Ни одна уважающая себя компания в США не будет тратить деньги на рекламу в газете или телеканале, если СМИ не может в цифрах показать ха­рактеристики своей аудитории. Ауди­тория бумажной версии газеты - это обычно читатели, живущие в этом горо­де или в соседних районах, сведения о которых собираются достаточно легко по технологиям, описанным выше. Дру­гое дело - читатели он-лайн версии газеты или телеканала. Интернет ин­тернационален и во многом анонимен. Как узнать, кто является посетителем вашего сайта? Откуда он? Из России или из Бразилии? Американец он или пуэрториканец? Каковы его доходы, состав семьи, предпочтения? В Амери­ке рекламодатель не готов платить деньги за неизвестную аудиторию. Поэтому "Вашингтон Пост" терпел многомил­лионные убытки от своего сайта. А в Питтсбурге была вообще комичная си­туация, когда главный редактор сайта объявил нам, что сайт закрыт из-за нерентабельности и его встреча с рус­скими - последнее общение в этой должности, после которой он идет ис­кать другую работу.

Вернувшись домой, я узнал, како­ва численность бийской аудитории пользователей Интернета. Оказалось, не более нескольких тысяч пользовате­лей. Было с чем сравнивать. Если число читателей всех бийских и краевых газет составляет еженедельно около 100 тысяч человек, по сравнению с этим аудитория Интернета ничтожно мала. После чего сайт "Делового Бийска" был закрыт.

Конечно, за прошедшие несколь­ко лет ситуация в Америке измени­лась. Я думаю, что сайты в США стали прибыльными и успешными. Просто рынок Интернета там развивается ог­ромными шагами. А ситуация в Бийске мало изменилась. Пока Интернет в нашем городе не станет дешевым, пока пользователей не станет больше 30-50 тысяч, не видать нам рента­бельных сайтов. До тех пор всемирная Сеть в Бийске останется уделом продвинутой молодежи и узкого круга специалистов.

Станислав Москаленко (Деловой Бийск №16 от 18.04.07)

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров