Виртуальный Бийск (Обзор местного IT- рынка)
20 апреля 2007, 16:42, ИА Амител
На фоне глобальной информатизации других городов, самый крупный наукоград России – Бийск - по-прежнему выглядит "белой вороной". Такой вывод делает газета "Деловой Бийск", журналист которой исследовал рынок интернет-ресурсов, к которым приложили руку бийчане.
Предлагаем ознакомиться с выдержками из этой любопытной статьи.
Интернет в Бийске существует уже более десяти лет. За этот срок изменилось немало, однако значимого скачка в его развитии так и не произошло. Интернет-эйфория 1990-х тихо сошла на нет, а на фоне глобальной информатизации других городов Бийск, самый крупный наукоград России, по-прежнему выглядит "белой вороной". На вопрос, почему так происходит, есть разные ответы.
"Нормальным развитием Интернета считается подключение хотя бы десяти процентов от потенциально возможной клиентуры, - считает начальник Бийского узла Интернет-связи алтайского филиала ОАО "Сибирьтелеком" Геннадий Устинов. - Мы до этой цифры пока не дошли. К сожалению, еще не подросло поколение, для которого компьютер стал бы неизменным спутником жизни, то есть Интернет в нашем городе еще не вошел "в массы". Однако максимально использовать его возможности позволят новые высокоскоростные технологии передачи данных. Это позволит удешевить доступ к ресурсам Сети. "В настоящее время, - добавляет Геннадий Устинов, - услуга доступа к местным ресурсам становится более дешевой. И весь вопрос в том - кто создаст эти ресурсы и насколько они будут востребованы?"
"В данной проблеме я вижу два момента, - делится мнением Вячеслав Замятин, заместитель проректора по информатизации Бийского технологического института. - Во-первых, в городе отсутствуют специалисты, способные к реализации IT-проектов высокого уровня. Они попросту уезжают из города. Другая проблема - это слабая востребованность городских Интернет-ресурсов. Продукция местных производств не ориентирована на город, а их руководители, видимо, еще не доросли до осознания важности информационных технологий.
В основном Сеть используют фирмы, которые занимаются продажей компьютерной техники и программным обеспечением. Другой фактор, сдерживающий развитие местного рынка Интернет-услуг - это сравнительно высокая стоимость трафика, что продиктовано, с одной стороны, удаленностью Бийска от магистральных каналов, с другой - политикой компании-монополиста - ОАО "Сибирьтелеком", которая не позволяет развиваться альтернативным провайдерам. В конечном итоге, - заключает Вячеслав Замятин, -чтобы быть дешевым, Интернету нужна массовость. Любой провайдер покупает трафик исходя из объемов, купленных извне. И чем больше он "накачает", тем дешевле сможет распределить его среди своих абонентов".
"Технологически процесс передачи данных в Сети происходит в два этапа, - говорит директор ООО "Сибнет" (торговая марка "Ё-лайн") Ольга Кудряшова. - Первый - это доставка трафика в город. Сейчас эта проблема решается. Следующий этап заключается в так называемой "последней миле" - передаче трафика до конечного потребителя. Появилось масса предложений, обеспечивающих широкополосный доступ в Интернет. Главным образом, это технологии высокоскоростной связи DSL, радиодоступ, оптоволоконные городские магистрали. Уже сейчас, - отмечает Ольга Кудряшова, - среди поставщиков услуг выросла конкуренция. А это значит, что цены будут снижаться. Конечно, здесь позиции провайдеров неравноправны. И, прежде всего, благодаря монопольному диктату "Сибирьтелекома". Тем не менее, развитие бийского Интернета - процесс необратимый. В частности, в нынешнем году наш бийский Интернет-провайдер ООО "Фирма "Сотрудник плюс" выиграла конкурс на строительство общегородской информационной сети. Этот проект объединит ресурсы муниципальных и учебно-образовательных учреждений Бийска. С нынешнего года у наукограда появился собственный сайт и домен, что стало одним из этапов его информатизации".
С такой точкой зрения солидарен директор ООО "Киролан" и член Совета по информатизации Бийска - наукограда Олег Гончаров. "Сейчас, - сообщил он "ДБ", - мы стоим на пороге качественного скачка. Уже в ближайшие год-два в Бийске будет создана технологическая инфраструктура, которая в разы увеличит объемы местного IT- рынка. Причем главную роль в этом процессе сыграет муниципалитет". По словам Олега Гончарова, привлекаемые возможности настолько широки, что позволят реализовать целый ряд высокотехнологичных проектов, связанных с использованием Интернета. В первую очередь, это цифровое телевидение (IP-TV), электронные системы расчетных платежей, Интернет-биржи и т.д.
Впрочем, наряду с оптимистичными, звучат и более сдержанные прогнозы. Ведь ничто не бывает бесплатно. А уж развитие и поддержка IT - технологий в особенности. Как выразился один из наших собеседников, "дешевый Интернет требует недешевых вложений". Это касается всех каналов связи - и кабельных, и беспроводных. По разным оценкам, строительство общегородской IT-инфраструктуры потребует не один миллион инвестиций.
Но это в перспективе. А пока местные операторы видят выход в развитии собственных ресурсов. Надо сказать, что до недавнего времени виртуальный Бийск представлял довольно унылое зрелище. Десятки одиозных сайтов, созданных еще в первую волну интернетизации, практически не обновляются. А вновь создаваемые порталы пока не снискали большой популярности у пользователей.
"Местные web-ресурсы могут создаваться при условии, если они будут дешевле иногородних аналогов, - считает координатор проекта "Интранет -Бийск" Геннадий Устинов. - Сейчас достаточно предпосылок для создания общегородских медиа-проектов. Появилось понятие INTRANET, то есть внутренняя сеть, которая объединяет технические возможности местных провайдеров и их ресурсы".
"Постепенно мы идем к тому, чтобы плата за Интернет базировалась на соотношении входящего и исходящего трафика, - говорит директор ООО "Сиб-нет" Ольга Кудряшова. - То есть среди провайдеров платить будет тот, кто больше скачал. В этом отношении внутригородской контент должен быть более привлекательным. С другой стороны, размещение страниц в Интернете - это скорее имиджевая вещь. А сайты, создаваемые на провайдерских порталах, включая фотогалереи, форумы и чаты, служат больше для привлечения новых и удержания уже имеющихся клиентов. Здесь есть своя аудитория, тусовка и субкультура в некотором роде".
Тот факт, что в Бийске фактически нет крупномасштабных интернет-проектов, никого не удивляет - это прерогатива крупных финансовых и культурных центров, к которым наш город, пока, к сожалению, не относится. А среди имеющихся ресурсов по-настоящему "живые" сайты можно пересчитать по пальцам.
В их рейтинге наиболее популярны развлекательные порталы - игровые зоны, медиа-архивы форумы, чаты. По мнению опрошенных нами наблюдателей, наибольшим спросом у бийчан пользуются форумы "Intra-Biysk.ru" и форум на "Yourline.ru". Из новостных порталов достаточно удачным примером является сайт городской администрации (gorod.biysk.ru) предлагающий пользователям интерактивный канал общения с представителями власти в рубрике "вопросы ответы".
Весьма амбициозно смотрится "новорожденный" электронный проект издательского дома "Альвамедиа". К успешным медийным Web-проектам также можно отнести сайты городских СМИ - "Молодой Бийск", "ТРК РИФ". Бурное развитие Интернета в городе возможно, если число его пользователей увеличится как минимум втрое. Тогда, вероятно, и перспективы электронного Бийска станут более глобальными
Особое мнение
Алексей Зарецкий, главный редактор газеты "Деловой Бийск":
- Создание онлайновой версии своего бизнеса: газеты, ТВ-канала или любого другого, не обязательно медийного продукта - кажется поначалу хорошей идеей, которая даст вам дополнительное преимущество перед вашими конкурентами, которые до сих пор такой проблемой не озабочены. Казалось бы, найди хорошего специалиста по Web-дизайну, создай свой сайт в Интернете, объяви об этом всему городу и ты получишь...
А что ты реально получишь? Имиджевое преимущество? Эфемерное понятие, ведь как подсчитать это преимущество и в каких величинах, никто не знает. А вот затраты реальны: поддержка сайта, его обновление, расходы на техническое оборудование. А что взамен? Как заработать или хотя бы вернуть затраченное? Русские пользователи Интернета, как люди небогатые, не любят платить за Интернет. Поэтому практически любой русскоязычный платный сайт, тем более локальный, местный обречен на провал.
Еще несколько лет назад у "Делового Бийска" был свой сайт. Самыми активными его посетителями были наши бывшие сограждане, которые ныне живут в Германии и Израиле. Люди лечили ностальгию, получая информацию с родины, но нас это мало радовало, так как онлайн-версия газеты была в первую очередь рассчитана на бийчан, живших нашими, местными проблемами, а не мечтавших о земле обетованной. Но и здесь нас ждало сплошное разочарование. Поместив на сайт раздел бесплатных объявлений, мы получили ситуацию, когда читатели переставали покупать газету, а скачивали с сайта нужную рубрику и совершенно задаром находили себе квартиры, дачи, машины, детские коляски... После этого вообще было непонятно, зачем нужен нам сайт в Интернете? Привлечь рекламодателей?
Ситуацию с Интернетом разрешила моя поездка в США в составе делегации российских региональных издателей и редакторов по приглашению Государственного Департамента США. В ходе визита были запланированы две встречи с американскими СМИ, которые продвигали свои интернет-сайты. Это были уважаемая в США газета "Вашингтон Пост" и городской сайт города Питтсбурга - pittsburg.com. На , мой вопрос вице-президенту "Вашингтон Пост": "Насколько успешна онлайн версия Вашей газеты и как Вы оцениваете перспективы медиа -бизнеса в Интернете", он ответил достаточно прямо: "Наши убытки в текущем году от запуска и поддержки интернет-версии газеты составили более 10 миллионов долларов. Перспективы в дальнейшем весьма туманны".
И он объяснил, почему. В Америке любое средство массовой информации предоставляет своим рекламодателям сведения о характеристиках своей читательской аудитории: пол, возраст, род занятий, семейный и личный доход, состав семьи, хобби и увлечения, предпочтения торговых марок, предполагаемые покупки в текущем году. Вся эта информация собирается в результате маркетинговых исследований, проводимых собственными силами, и покупается у компаний, которые специализируются на сборе сведений о покупателях. Учитывая прозрачный американский налоговый учет и развитость рынка, эти сведения достаточно легко добываются.
Ни одна уважающая себя компания в США не будет тратить деньги на рекламу в газете или телеканале, если СМИ не может в цифрах показать характеристики своей аудитории. Аудитория бумажной версии газеты - это обычно читатели, живущие в этом городе или в соседних районах, сведения о которых собираются достаточно легко по технологиям, описанным выше. Другое дело - читатели он-лайн версии газеты или телеканала. Интернет интернационален и во многом анонимен. Как узнать, кто является посетителем вашего сайта? Откуда он? Из России или из Бразилии? Американец он или пуэрториканец? Каковы его доходы, состав семьи, предпочтения? В Америке рекламодатель не готов платить деньги за неизвестную аудиторию. Поэтому "Вашингтон Пост" терпел многомиллионные убытки от своего сайта. А в Питтсбурге была вообще комичная ситуация, когда главный редактор сайта объявил нам, что сайт закрыт из-за нерентабельности и его встреча с русскими - последнее общение в этой должности, после которой он идет искать другую работу.
Вернувшись домой, я узнал, какова численность бийской аудитории пользователей Интернета. Оказалось, не более нескольких тысяч пользователей. Было с чем сравнивать. Если число читателей всех бийских и краевых газет составляет еженедельно около 100 тысяч человек, по сравнению с этим аудитория Интернета ничтожно мала. После чего сайт "Делового Бийска" был закрыт.
Конечно, за прошедшие несколько лет ситуация в Америке изменилась. Я думаю, что сайты в США стали прибыльными и успешными. Просто рынок Интернета там развивается огромными шагами. А ситуация в Бийске мало изменилась. Пока Интернет в нашем городе не станет дешевым, пока пользователей не станет больше 30-50 тысяч, не видать нам рентабельных сайтов. До тех пор всемирная Сеть в Бийске останется уделом продвинутой молодежи и узкого круга специалистов.
Станислав Москаленко (Деловой Бийск №16 от 18.04.07)
Комментарии 0