Владимир Познер: «Никто не знает, за кого я голосую»
29 июня 2012, 08:08, ИА Амител
— Насколько я знаю, ваш итальянский вояж отличается по концепции от американского и французского.
—
Подход другой. Америку я знал, и мы ехали по стопам Ильфа и Петрова.
Францию я тоже знал и прекрасно понимал, что надо рассказать и показать.
Италию мы с Ваней Ургантом оба не знали и долго ломали голову, какой
ход придумать. В разговорах родилась идея: написать список из 10–15
известных итальянцев — от Дольче и Габбана и Моники Белуччи до Франко
Дзеффирелли и все еще сохранившихся аристократов, договориться заранее
об интервью, а во время съемки всем задать два вопроса: если бы я мог
посетить в Италии одно-единственное место, куда путь держать? И если бы я
смог съесть одно-единственное итальянское блюдо, какое бы вы
посоветовали и где его лучше всего готовят?
Таким нехитрым
образом мы получили географию нашей поездки. И закономерно назвали
программу "Их Италия". Получился, на мой взгляд, очень симпатичный
фильм, показывающий совершенно нетрадиционную Италию. Раньше мое
представление об этой стране совпадало с мнением большинства людей: мол,
итальянцы — добрая, веселая и зажигательная нация. Оказывается,
итальянцы совершенно другие.
— Какие?
—
Это древний народ, который мог вообще исчезнуть с лица земли. Им
пришлось вырабатывать систему защиты и все эти хи-хи, ха-ха и
похлопывания по плечу — не более чем маска для туристов и завоевателей.
Вообще этот проект — невероятная роскошь: открывать заново свою страну —
Америку и Францию или узнавать новую — Италию.
— Может, вам пора Россию для себя заново открыть?
—
Не смогу. Глаз замылился. Как-то ко мне приехал внук, который живет в
Германии. Он неважно говорит по-русски и называет меня Вовой. Так вот,
мы едем с ним на машине, и вдруг он спрашивает: "Вова, а почему столб
кривой?" Я понимаю, почему он задает такой вопрос — в Германии все
столбы стоят прямо. И я могу ему объяснить, почему наш столб стоит
криво. Но сам-то я эту кривизну не вижу, не замечаю. Я с удовольствием
бы выступил в проекте про Россию в качестве сопровождающего.
— Во Франции — культ вина, в Италии…
—
...культ еды. Не высокой кухни, а менее утонченной, приземленной.
Итальянцы едят много, с удовольствием и относятся к еде с нежностью.
Еда, как я сказал, простая, но очень и очень вкусная.
— А в России?
—
Русские сложнее, чем итальянцы и французы. В них больше всего намешано,
они более противоречивые, со сложной и трагической историей, религией,
византийством... Все разговоры про русское пьянство — глупость. Русские
пьют не больше, чем финны, шведы или ирландцы. Кстати, с ирландцами
русские очень схожи. Перепадами настроения, депрессиями, безудержным
весельем и восторженностью, вековой угнетенностью, литературной
одаренностью, стремлением подраться... Так что одним понятием тут нельзя
ограничиться.
— Как только вы пришли
на телеканал "Дождь", с которым только что попрощались, тут же начались
разговоры, что "Дождь" в этом году наконец получит ТЭФИ, что и
произошло. Ведь несколько лет академики в упор не замечали конкурента.
—
Среди "академиков" — я намеренно ставлю это слово в кавычки, потому что
реальными академиками я считаю только членов Академии наук России, —
нет ни одного представителя "Дождя". Телеканал получил статуэтку как
явление, за него голосовали представители федеральных каналов. Так что
ни о какой корпоративности речи быть не может, наоборот, редкий пример
объективности.
Кроме того, я не президент академии и мое
влияние на академиков — нулевое. Но даже когда я был президентом, от
меня мало что зависело. Гораздо больше влияния у генеральных директоров
каналов, которые могут вызвать своих сотрудников и элементарно под
страхом увольнения навязать им то или иное решение. Когда-то в прошлом
были такие случаи — не буду называть фамилии, но были. Теперь, к
счастью, этого нет.
"Дождь" — явление новое и, бесспорно,
очень интересное для телесообщества. Сначала они работали
непрофессионально, поэтому "академики" к ним всерьез и не относились. Но
сейчас "Дождь" очень вырос. Не будем забывать, что к ним даже Дмитрий
Медведев приходил.
— Он и к вам приходил.
— Но позже! И очень неожиданно.
—
Что не так в нашей стране, если беседа премьер-министра с лучшим
интервьюером страны воспринимается как нечто из ряда вон выходящее? Он
же не с фриками общаться к Малахову пришел.
— Не в
этом дело. Я его позвал неподобающим образом — в прямом эфире, нарушив
протокол и процедуру, существующую во всем мире. Так не приглашают
второе лицо в государстве.
— Он мог не заметить вашего приглашения.
—
Не мог — интернет взорвался. Ну не пришел бы он ко мне, сказали бы, что
испугался или ему нечего сказать. Кстати говоря, мне позвонила Наталья
Тимакова (пресс-секретарь Дмитрия Медведева. — "Известия") и сказала,
что ей не понравилась форма моего приглашения, тем не менее Дмитрий
Анатольевич принял решение прийти в программу. Больше того, он пришел в
прямой (!) эфир и не попросил заранее показать ему вопросы. Уникальная
ситуация. Даже окружение Хиллари Клинтон просило вопросы. Я не дал, тем
не менее...
— Вам было комфортно с ним разговаривать?
—
Мне было интересно. Я понимал, что это некая веха. Волновался ли я? Но
спортсмен ведь перед боем всегда волнуется — даже в животе холодновато.
— Вы били себя по рукам, контролировали, что можно спрашивать, что — нельзя?
—
Никогда в жизни у меня такого не было. Есть вещи, о которых я никогда
не спрошу, — личная жизнь, кто с кем спит, жены, мужья — меня абсолютно
это не волнует. Обо всем остальном всегда можно спросить — вежливо и
уважительно. К тебе пришел гость, будь любезен принять его подобающим
образом, тем более сам пригласил.
— Какое впечатление он на вас произвел?
—
Медведев — политик. Я задавал ему трудные вопросы, он не уходил от
ответа и как мог на все вопросы ответил. А ничего другого я и не ожидал.
Зрители впервые увидели его в этом качестве. Один на один отвечать на
вопросы — непростое занятие. А зритель уж сам должен делать выводы —
нравится, не нравится, умный он или не очень, с юмором или без. Я не
имею права оценивать своего героя.
— В одном из
выпусков почившей ныне программы "Парфенов и Познер" Леонид Геннадьевич
задал вам замечательный вопрос: "А не хотелось ли вам, Владимир
Владимирович, сказать: ну что вы гоните, Дмитрий Анатольевич?"
—
Нельзя к премьер-министру так обращаться. Я по-другому воспитан. Можно
иначе сформулировать: "Не кажется ли вам, что вы ошибаетесь?", например.
Но Медведев сказал такую очевидную ерунду, что я просто молча посмотрел
на него. Зрители все поняли. Зачем еще что-то говорить? Нужно тоньше
работать...
— Но вы не отличались тонкостью, например, в беседе с Тиной Канделаки.
—
Так она сама все сделала. Зачем она надела облегающее платье с декольте
до пупа в ночной эфир? У многих сложилось впечатление, что она в койку
меня уложить хотела. Когда она наклонялась, все операторы "туда" только и
ныряли. Ей нужно было прийти в джинсах и в свитере или в майке. А
дальше она все только усугубляла.
— Путалась в показаниях.
—
А я просто вопросы задавал. Когда человек приходит в такую программу,
он должен понимать, что вопросы могут быть неудобными. Есть люди,
которые умеют достойно выходить из таких ситуаций. И у меня в программе
они были.
— Например?
— Анатолий
Чубайс. Я его спросил: "Как вам живется, Анатолий Борисович, когда вы
понимаете, что вас ненавидит большая часть страны?" Он помолчал,
посмотрел на меня и после паузы ответил: "По-разному, Владимир
Владимирович. По-разному". И этим все было сказано. А Егор Гайдар как
держался, когда о своих ошибках говорил! Все от масштаба личности
зависит.
— Вы будете приглашать в программу Владимира Путина и министров?
—
Президент вряд ли ко мне придет, хотя он человек, очевидно, неглупый,
умеет отвечать на острые вопросы, держит удар. Но у него есть одна
слабость — его можно задеть.
— Он что, волнуется?
—
У него желваки начинают играть, когда он недоволен, и он может потерять
контроль над собой. Зачем ему это надо? Выигрыш весьма сомнителен. Но
я, конечно, с маниакальным упорством буду его приглашать. С министрами
проще, особенно после прихода Дмитрия Анатольевича.
— Вам действительно интересно с ними разговаривать?
—
Интересным может быть любой человек. Министры и подавно, я ведь задаю
те вопросы, которые задал бы зритель, имей он такую возможность. Вы
только представьте, сколько накопилось вопросов к министрам МВД,
обороны, здравоохранения, сельского хозяйства, образования.
— Но они же ничего не говорят. Помню вашу беседу с Татьяной Голиковой. За час так ничего и не сказала.
—
И это все поняли, что тоже немаловажно. Развитие политграмотности
своего рода, чтобы люди научились думать. К сожалению, мне пока не
удается пробить брешь и приглашать представителей несистемной оппозиции.
Но я буду биться дальше. И не потому, что я согласен с их взглядами. А
потому что, если это ньюсмейкер, зритель имеет право его услышать, а я
имею право задать ему вопросы. Например: "Вы говорите, что знаете, как я
должен жить; более того, что мне понравится жить так, как вы считаете я
должен жить. И это вы считаете демократией?"
— Вы кого сейчас имеете в виду?
—
Алексея Навального. У нас с ним примерно такой разговор состоялся на
"Дожде". А вообще эти оппозиционеры не представляются мне демократами —
они категоричны, нетерпимы к другому мнению.
— Если собаку в угол загнать, она тоже кусаться начинает.
—
Какой такой угол? То, что их не пускают на федеральные каналы и
всячески блокируют возможности попасть в Думу, — это безобразие, стыд и
позор, но ни в какой угол их никто не загнал. Но то, что и как они
говорят, — для меня подтверждение того, что они советские люди, которые
выросли в "совке", получили советское образование и произносят слово
"демократия", даже не зная, с чем его едят.
— Но вы-то демократ?
—
Мои политические пристрастия не имеют отношения к моей профессии. Никто
не знает, за кого я голосую. Как профессионал, я должен всех приглашать
в свою программу. Только одного человека никогда не позову — Эдуарда
Лимонова. Мне кажется, что он фашист. Подчеркиваю: мне кажется.
По-журналистски это неправильно. Но тут уж я ничего с собой поделать не
могу.
— А почему вы отказались участвовать в создании общественного телевидения?
—
Общественное телевидение в каждой стране имеет свои отличительные
черты, но во всех странах есть две черты общие — полная независимость от
рекламы и независимость от власти. Согласно указу об общественном
телевидении, подписанному Медведевым, руководитель общественного
телевидения у нас в стране назначается президентом. И снимается,
соответственно, тоже. К общественному телевидению эта структура не имеет
никакого отношения. Так что мне там делать нечего.
—
Вот фраза из одного вашего интервью: "В России меня держит только моя
работа. Я не русский человек, это не моя родина, я здесь не вырос, я не
чувствую себя здесь полностью дома..." Жестко.
— Но
искренне. Моя жизнь так сложилась, что я нигде себя полностью не
чувствую дома. В большей степени во Франции вообще и в Нью-Йорке в
частности. Я там вырос, люди, что вы от меня хотите? Понятие дома ведь
включает в себя миллион мелких вещей — музыка, звучание языка, мало ли
что. В своей книге я на целой странице привожу свое представление того,
каков русский человек, каковы его главные, составные черты. И прихожу к
выводу, что все это — не мое. К сожалению ли, к счастью ли, но факт
остается фактом. При этом я обожаю русскую литературу, русскую
интеллигенцию, с которой имел счастье общаться, и которой, увы, больше
нет... Ну и так далее.
— Раньше мне казалось, что вы лукавите, говоря, что в России вас держит только работа.
—
Никакого лукавства. Но сейчас уже общественное положение, которое я
занимаю здесь, нереально для меня ни во Франции, ни в Америке. Поезд
ушел. В моем возрасте глупо начинать все сначала.
Комментарии 0