Заемщики «стесняются» места работы
01 апреля 2013, 12:13, ИА Амител
Значительная часть нарушений при подаче заявки на кредит - фальшивые
данные о месте работы заемщика. За 2012 год гражданами из 40 тыс.
поданных с нарушениями кредитных
заявок 8 тыс. составляли заявки с указанием
фальшивых данных о работодателях. Такие данные приводит в своем
исследовании Объединенное кредитное бюро (ОКБ). Подсчет был сделан на
основании изучения данных 30 банков.
— Из 8 тысяч таких
заявок около 7,6 тыс. было подано на получение кредитов в размере
35–300 тыс. рублей. Учитывая среднюю стоимость займа в этой категории
(50
тыс. рублей) заемщики-физлица с выдуманными работодателями пытались
получить полмиллиарда кредитных средств, — отмечает замгендиректора
Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Николай Мясников.
Банки
все чаще сталкиваются с предоставлением недостоверной информации от
потенциальных заемщиков, - подтверждает гендиректор Национального бюро
кредитных историй Александр Викулин.
— За 2012
год количество заявок на кредит с признаками мошенничества увеличилось
на 31%. От этого страдают не только кредиторы, но и добросовестные
заемщики, — отмечает он. Из-за роста мошенничества банки закладывают
потери в стоимость займов, увеличивая кредитную ставку для всех своих
клиентов.
Как пояснили "Известиям " в ОКБ, граждане указывали в
качестве работодателей компании, исключенные из ЕГРЮЛ, организации,
отсутствующие по фактическому адресу, а также имеющие массовую
регистрацию, и фирмы-однодневки, информации о которых нет ни в налоговых
органах, ни в реестре юрлиц.
Ситуация, о
которой говорится в исследовании ОКБ, характерна прежде всего для
крупных банков, ориентированных на работу с гражданами, отмечает
замначальника управления безопасности банка "Интеркоммерц" Михаил
Трошин.
— Логика мошенников сводится к тому, что у
крупного банка огромный поток кредитных заявок, и поэтому можно
проскочить, — поясняет он.
Для снижения банковских рисков при кредитовании Центробанк недавно опубликовал на своем сайте списки ликвидированных компаний, а также организаций, отсутствующих по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Регулятор советует банкам пользоваться списками при заключении
договоров с корпоративными клиентами, обновлении сведений о юрлицах,
находящихся на обслуживании, оценке рисков в рамках "антиотмывочного"
законодательства, а также при рассмотрении вопросов о расторжении
соглашений с организациями. Однако эти же списки могут помочь банкам
проверять представленные гражданами сведения о работодателях.
—
Списки, предоставленные Банком России, конечно, принимаются к сведению и
оказывают определенную помощь, — говорит зампред банка "Стратегия" Юрий
Пичурин. — Однако их недостаточно. Сведения о работодателе в любом
случае должны подтверждаться также телефонным звонком последнему.
—
Если в результате проверки обнаруживается фальсификация данных, клиенту
отказывают в кредите и он вносится в так называемый черный список,
который, вероятно, есть у каждого банка, — отмечает Пичурин. — В него
входят все фальсификаторы и неплательщики.
В том
случае, если выявляется мошенник, банки стараются рассказать об этом
своим коллегам — это так называемый банковский обмен, говорит Трошин.
— Вещь весьма полезная, потому что нередки случаи, когда один и тот же
недобросовестный заемщик пытается взять кредит в разных банках и в
разных регионах по аналогичным документам, — отмечает он.
—
Банки также сообщают о нарушителях в бюро кредитных историй, — отмечает
гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор
Четвериков. — Тогда у человека в "личном деле" появляется запись о
попытке предоставить недостоверные данные. Попытка обмана снижает
возможность для граждан получить кредит в будущем.
Однако эксперты обращают внимание и на другой аспект проблемы — низкую финансовую грамотность населения.
По
словам директора департамента противодействия мошенничеству и
андеррайтинга ХКФ-банка Владислава Гужелева, граждане не всегда
умышленно сообщают недостоверные сведения о работодателе: вкрадываются
банальные ошибки (неверно указан ИНН или организационно-правовая форма
компании). Некоторые из заемщиков просто не хотят, чтобы информация о
займе дошла до работодателя
Участники рынка ратуют за внедрение западных подходов.
—
В США при подаче кредитной заявки гражданин должен предоставить номер
своей страховки, — говорит начальник управления верификации и
андеррайтинга банка "Стройкредит" Григорий Перепелов. — Банк в таком
случае сразу видит, где работает человек, как долго, какой у него доход,
имел ли он неприятности с законом. В свою очередь, наше государство
предлагает банку верить предоставленной клиентом справке 2-НДФЛ, которую
любой старшеклассник прекрасно сделает с помощью графического редактора
и записям из трудовой книжки, которую также не трудно подделать.
По
мнению банкиров, проблема с мошенничеством на этапе рассмотрения
кредитной заявки была бы решена, если бы участники рынка получили доступ
к данным Пенсионного фонда.
Комментарии 0