Зам. главы РАО Вячеслав Синюгин: "В 2002 году энерготарифы вырастут в среднем на 35 процентов".

26 декабря 2001, 12:28, ИА Амител

Заместитель председателя Правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин ответил в ходе интернет-пресс-конференции организованной национальной информационной службой Страна.RU, на вопросы, присланные из всех регионов России о ходе реформирования РАО "ЕЭС России". Ответы на все вопросы опубликованы на сайте http://interactive.strana.ru/46/ . Так же в ходе интернет-пресс-конференции топ-менеджер РАО рассказал, как реформа РАО повлияет на сибирскую энергетику.

Реформа РАО "ЕЭС России" будет проходит в несколько этапов. Что, на Ваш взгляд, является главным сейчас?

- На данном этапе реформирования происходят процессы, связанные с установлением правил игры на новом формирующемся рынке электроэнергии. Поэтому я бы хотел выделить три ключевых направления. Первое - создание в течение ближайших полутора лет необходимой нормативно-правовой базы. Именно от этого зависит ход дальнейшей реализации реформы. Второе - организационно-правовое оформление участников формирующегося рынка. В рамках этого направления сейчас происходят важнейшие процессы на федеральном и региональном уровнях, а именно создание Федеральной сетевой компании, Администратора торговой системы, генерирующих компаний, а также процессы, связанные с реструктуризацией АО-энерго. Третье направление - привлечение инвестиций в отрасль. Сейчас в РАО "ЕЭС России" разрабатываются современные модели привлечения инвестиций.

- Как будет происходить реформирование "Иркутскэнерго"?

- Разработанная нами технология трансформации АО-энерго относится только к нашим дочерним обществам. Такие энергосистемы, как "Иркутскэнерго", например, будут разрабатывать собственные схемы перехода к рынку. Мы готовы поддерживать рабочие контакты с представителями "независимых" АО-энерго и принимать необходимое участие в выработке технологий реструктуризации.

- Как изменятся тарифы на электроэнергию в условиях роста регулируемых цен на газ, тарифов на перевозки, свободных цен на уголь и другие ресурсы?

- Конечно же, надо учитывать рост стоимости ресурсов при формировании энерготарифа и решать эти проблемы комплексно. Принципиально важно, что в этом году Правительство впервые предлагает, на наш взгляд, конструктивную систему взаимоувязанного повышения цен на продукцию и услуги всех естественных монополий.

- На Ваш взгляд, на сколько должны повыситься тарифы в будущем году?

- В Правительстве обсуждается несколько вариантов повышения тарифов естественных монополий. Так, рост тарифов для электроэнергетики рассматривается в диапазоне 28-35%. Понятно, что мы представили свои расчеты и их отстаиваем. Из чего мы исходим? Помимо средств, необходимых для устойчивой работы энергопредприятий, нужны инвестиции в строительство и обновление фондов.

- Рассматривается ли возможность уравнивания энерготарифов между регионами, так как колоссальная разница в них тормозит развитие особенно дальневосточных территорий?

- В ходе реформы не рассматривается вопрос выравнивания энерготарифов, тем более что тарифы в регионах устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, т.е. самими администрациями регионов. Поэтому Ваш вопрос необходимо адресовать в соответствующий дальневосточный РЭК, который, как известно, в течение 2-х лет ни разу не поднимал тарифы. Что касается реформы, то здесь рассматривается вопрос выравнивания стартовых условий для справедливой конкуренции, а не выравнивания энерготарифов в регионах.

- Не получится ли так, что после реорганизации РАО "ЕЭС России" разница между энерготарифами в различных регионах увеличится?

- К сожалению, ответить на этот вопрос достаточно сложно, потому что сегодняшние тарифы являются комбинацией регулирования и различных форм перекрестного субсидирования, включая межрегиональное. С введением некоторого единого оптового рынка будет получена справедливая оценка стоимости энергии, справедливые тарифы для каждой территории. При этом это не отменяет, не устраняет возможной поддержки регионов, находящихся в тяжелой ситуации, таких как Дальний Восток, со стороны государственных или местных бюджетов. И поэтому сейчас предсказать разницу, сказать - будет увеличена или уменьшена разница тарифов - невозможно. И понятно, что там где она будет продолжать регулироваться или поддерживаться государством, она не будет являться следствием реформирования. Само же реформирование не ведет к повышению тарифов.

- Когда и куда из абонентной платы РАО за пользование сетями выведут инвестиционную составляющую генерирующих мощностей? Этот вопрос задают сибирские губернаторы, в частности Александр Суриков и Аман Тулеев.

- Дать однозначный ответ сейчас не берусь, поскольку вопрос выходит за рамки компетенции РАО "ЕЭС России", могу только высказать свое понимание тенденции в этом вопросе. По всей видимости, инвестиционная составляющая, которая входит сейчас в абонентскую составляющую РАО "ЕЭС России" будет постепенно преобразовываться в инвестиционный фонд, и соответственно будут продолжаться вложения в генерацию. Но только собственником будущей генерации и получать доход от этих вложений будет уже не РАО "ЕЭС России" а собственно плательщики абонентской платы. Для этого потребуется разработать механизм, которого на сегодня нет, и возможно даже нужно будет принять новые законы. Сколько это займет по времени, я даже сказать не берусь. Мелкая поправка - абонентная плата РАО "ЕЭС России" не является платой за пользование сетями, а является платой за содержание единой системы, что гораздо шире, чем пользование сетями. И именно поэтому включается инвестиционная составляющая. Нужно помнить, что единые системы существуют за счет единой диспетчеризации и за счет распределенной генерации по всей территории сети, что и обеспечивает ее надежность.

- Каковы особенности реформирования электроэнергетики в различных российских регионах?

- Европейская часть, включая Тюмень, обладает достаточным уровнем пропускной способности, и, собственно, на эту территорию будет распространяться основная модель рынка. В то же время на территории Сибири и Дальнего Востока должна применяться несколько иная модель рынка. Соответственно, для Дальнего Востока - малое количество участников рынка, достаточно небольшое количество генераторов и потребителей. Модель рынка на Дальнем Востоке будет учитывать, насколько достаточными будут рыночные силы, чтобы организовать реальную конкуренцию.

-

Как Вы относитесь к идее руководства "Иркутскэнерго" о создании сибирского рынка электроэнергии, правила работы над которым будут установлены в соответствии с местными энергетическими особенностями?

- К этой идее отношусь с пониманием, считаю необходимым создавать соответствующую секцию единого рыночного механизма на территории России. В соответствии с конституционными нормами на территории России единое рыночное пространство признается и поддерживается. Считаю неконструктивным строить какие-то рыночные системы в пределах отдельного субъекта Федерации. В то же время необходимо учесть особенности сибирской энергозоны при формировании рынка электроэнергии. Для этого мы начали переговоры с руководством "Иркутскэнерго". Думаю, наметившийся диалог может привести к позитивным результатам.

- Как скоро закончится процесс реформирования электроэнергетики в части либерализации тарифов?

- Одобренные 11 июля 2001 г. Правительством Основные направления реформирования электроэнергетики в Российской Федерации предусматривают, что с целью постепенной отработки конкурентных механизмов на первом этапе, т.е. в течение 3 лет, на оптовом рынке электроэнергии параллельно будут функционировать два сектора торговли - регулируемый и "по свободным ценам". В настоящее время активно разрабатывается нормативная база, определяющая соотношение данных секторов, порядок ценообразования в каждом из них, механизмы их согласованного функционирования. Предполагается, что по свободным ценам на оптовый рынок будет поставляться 15% выработки электроэнергии. Производители, не входящие в структуру холдинга РАО "ЕЭС России", будут реализовывать всю вырабатываемую энергию в секторе свободной торговли. Торговля электроэнергией в таком порядке будет осуществляться предположительно до середины 2004 г. Либерализация розничного рынка будет, соответственно, синхронизирована.

Новосибирск, Наталья Пашкалова, НИС Страна.RU специально для службы информации АМИТЕЛ.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров