На экономический горизонт надвигается шторм: сценарии и прогнозы 2014 года

15 ноября 2013, 10:30, ИА Амител

Третий квартал был полон недоразумений, а политики превзошли сами себя в умении уходить от ответов. В целом, мы ожидали чего-то подобного, но что теперь нам сулит 4 квартал и начало 2014 года? Сценарии и прогнозы на этот период публикует издание Финам.ру

Подходят к концу сразу несколько трендов. Федрезерв решил не сокращать свою программу покупки активов, поэтому нужно переосмыслить ожидания по процентным ставкам, а вместе с ними и динамику текущих счетов, изжившую себя модель роста на развивающихся рынках и пресечь попытки сделать хорошую мину при плохой игре, поскольку мировой экономический рост, кажется, снова начнет замедляться.

ФРС отказалась от сокращения

В сентябре Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC), по сути, выпустил опцион пут на рынке облигаций, отказавшись от сокращения объема покупки активов. Заявление о намерениях, в котором обещается сохранять ставки на низком уровне в течение долгого времени, также не дало желаемого эффекта. Более того, рынки, судя по всему, неправильно истолковали его, решив, что оно знаменует начало процесса нормализации. Однако на самом деле экономические данные так и не улучшились до уровня, обозначенного ФРС как необходимое предварительное условие для начала сокращения количественного ослабления (QE).

Федрезерв не стал отменять пациенту обезболивающее в виде QE, сославшись на ужесточение монетарных условий - еще одно доказательство того, что "заявление о намерениях" не помогло сдержать рост ожиданий по ставке. Центробанк провел новую черту на уровне 3% по 10-летним государственным облигациям и 4,5-4,5% - по 30-летним ипотечным ставкам. Рынок ценных бумаг с фиксированной доходностью обладает опционом пут от ФРС, и теперь может успешно конкурировать с рынком акций - первый пут выписал Алан Гринспен более 25 лет назад, а Бен Бернаке щедрой рукой продлил его.

Получается интересная картина. Мы имеем дело с относительным изменением стоимости активов. Равновесие качнулось в сторону бумаг с фиксированной доходностью, лишив акции ряда преимуществ. Пройдет не одно заседание FOMC, прежде чем рынок осознает этот факт, но не удивляйтесь, если к концу 4 квартала доходность по 10-летним государственным облигациям составит 2,25%. Заглядывая в 2014 год, можно с уверенностью сказать, что, учитывая прогнозы по росту в США на 2014 год в диапазоне -2% - +1%, доходность протестирует старые минимумы.

Замедление роста будет отчасти обусловлено низкими темпами создания новых рабочих мест, а также снижением процента участия в рабочей силе. Кроме того, рынок жилья столкнулся с большими проблемами из-за роста ставки по ипотечным кредитам сроком на 30 лет на 120 базисных пунктов, с 3,4% до более чем 4,6% - это заставит многих американских потребителей переосмыслить реальную стоимость жилья и хорошо подумать о том, стоит ли сейчас его покупать. Добавьте сюда переговоры по бюджету в США, которые должны начаться уже в самое ближайшее время - этот процесс никогда не разжигает интерес генеральных и финансовых директоров к инвестированию.

Мы практически не сомневаемся в замедлении темпов роста экономики в 1 квартале 2014 года и в течение нескольких следующих кварталов, потому что на формирование этого тренда указывает ряд независимых моделей: гораздо более низкие значения означают вероятность сохранения дефляционной среды; наблюдается сокращение фискальных расходов; развивающиеся рынки гораздо сильнее страдают из-за снижения спроса со стороны бедствующего среднего класса и сокращения ликвидности на рынках ценных бумаг с фиксированной доходностью в США и Европе.

Наши модели отражают циклический характер современного общества, но при этом также выделяют сильные и слабые катализаторы в экономике. Отработанные часы, рынки жилья, инфляция, доходность, условия торговли и производительность вот наши ключевые индикаторы. Многие игроки уверены, что фондовые рынки тянут за собой экономику, но наши модели показывают, что все происходит с точностью до наоборот - мы можем наглядно продемонстрировать, что реальная экономика опережает динамику фондового рынка в среднем на три месяца.

Таким образом, относительное охлаждение, зафиксированное в прошлом месяце, отразится на стоимости акций лишь в ноябре/декабре. Также не забывайте, что фондовые рынки, стоимость активов и потребительский спрос - это главные показатели ключевых трендов в экономике. Именно поэтому мы по-прежнему ждем роста от S&P и рисковых активов вплоть до ноября/декабря этого года.

На экономический горизонт уже надвигается идеальный шторм, и это хорошо, потому что беспрецедентный монетарный эксперимент будет закончен только в том случае, если он не справится с основной задачей, не начнет создавать то, что всегда было приоритетом номер один: рабочие места и доходы. Все исторически значимые политические сдвиги происходили только в результате масштабного падения на фондовом рынке или стремительного роста безработицы, которую уже нельзя игнорировать. Возможно, в 2014 году мы достигнем этой критической точки, но пока мы готовимся к увеличению (а не сокращению) QE, а это значит, нас ждет еще один-два месяца надежды и роста рыночных оценок.

Тренды на развивающихся рынках

Слишком резкое замедление темпов роста в Китае, кажется, сильно напугало китайскую политическую элиту, но теперь в стране снова растут объемы кредитования. Это лишь усложнит Китаю жизнь в 2014 году, поскольку теневая банковская экономика (отвечающая за производство 65% от ВВП) не сможет бесконечно наращивать объемы кредитных средств.

Китаю придется не только выплачивать долги, но и заменить внешний спрос на внутренний. Так оно и будет, но для этого нужно время. Чтобы добиться более здоровой модели роста, нужно сначала пройти через замедление, переопределение экономики, и затем вывести ее на новый уровень. Китай сейчас можно сравнить с уставшим от жизни 34-летним человеком (нынешняя экономическая модель появилась в 1979 году), которому нужно переосмыслить свои жизненные цели. Но в 3 и 4 кварталах наращивание объемов кредитования в стране идет на пользу процессу восстановления мировой экономики и способствует росту на рынках сырья.

Многие незаслуженно игнорируют один важный экономический фактор - динамику текущих счетов. До начала кризиса профицит текущего счета странах БРИК составлял 5-7% от ВВП, но теперь он снизился до нуля, при этом прогнозы оставляют желать лучшего. Эта тенденция ведет к глобальным изменениям в поведении любого общества.

Если у вас есть лишние деньги, вы можете инвестировать их или незначительно увеличить потребление. Но когда денег не хватает, то есть возникает дефицит текущего счета, вы попадаете в кредитную кабалу к банкам и вынуждены урезать свои расходы. Экономики развивающихся рынков будут сбавлять темпы роста, потому что их модели, в основном построенные на экспорте, уже себя изжили. Не забывайте, что все текущие счета на мировом уровне сводятся к нулю, потому что, если в одной стране существует профицит, значит в другой - дефицит. Кто-то зарабатывает деньги, а кто-то их тратит. Все не могут одновременно жить за счет экспорта, хотя, судя по всему, план спасения, придуманный Германией и МВФ, заключается именно в этом.

Запустите малый бизнес

Есть ли альтернатива? Это инвестиции, потребление и стимулирование роста для компаний малого и среднего бизнеса (SME). Не забывайте, любая монетарная политика в режиме QE ориентирована на 20% экономики, то есть на крупные, зарегистрированные на бирже компании и крупные банки, частично спонсируемые государством. Эти 20% получают 95% всех кредитов и политического капитала. А 80% компаний мелого и среднего бизнеса, генерирующих львиную долю рабочих мест, задыхаются, лишившись доступа к кислороду, то есть к кредитам. По иронии судьбы, с начала 2000 года малые и средние компании создали 67% рабочих мест в мировом масштабе, и 85% - в Европе. Они работают дольше, делают все дешевле, предлагают оптимальное сочетание риска и прибыли, более того, они меньше зависят от абсолютных процентных ставок. И сейчас для политиков и лиц, принимающих решения, наступило идеальное время, чтобы заняться проблемами предложения в экономике. Решить их прямо сейчас.

У нас заканчиваются ресурсы, и, полагаю, в 2014 году нас ждут активные дискуссии на тему стратегии отказа от политики хорошей мины при плохой игре. Сейчас перед нами только два пути: раздуть инфляцию в экономике, чтобы ослабить долговое бремя (чего не произойдет), или списать долги между казначействами и центральными банками - попросту засунуть в шредер все купленные Центробанками бумаги.

Но в этом случае мы рискуем повторить печальный исторический опыт. В последний раз Федрезерв подобным образом "помог рынку" в 1940-х годах, тогда его спасли дефляция и рецессия. Спрос на казначейские облигации на его балансе вырос, и когда банк и его конечный инвестор начали скупать ценные бумаги с фиксированной доходностью, Федрезерв смог сократить свои риски. Да, это продлило рецессию, но при этом спасло Центробанк.

Возможно, в 2014 году история повторится. Темпы роста мировой экономики снова опустятся до нуля. Таким образом, банкам будет легче сократить свои раздутые балансы, а экономики подготовятся к стремительному восстановлению в 2015 году. Я знаю, мы сейчас заглядываем в отдаленное будущее, но перемены приходят не потому, что мы их ждем, а потому что они нам нужны.

Четвертый квартал начнется хорошо, но чем ближе начало 2014 года, тем острее будет ощущаться экономическая непогода. Поэтому используйте 2014 год, чтобы очиститься и подготовиться к жизни в более сбалансированном мире, который меньше зависит от кредитов, и больше помогает сегменту экономики, забытому в настоящем цикле: малому и среднему бизнесу.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров