Без слез и обид: как подготовить ребенка к походу в поликлинику?

Как с помощью сказочных персонажей научить ребенка быть храбрым и почему нельзя кричать на него, когда он плачет?

02 сентября 2016, 14:00, ИА Амител

''
''

В детских поликлиниках иногда приходится долго ждать своей очереди. А еще там делают уколы, прививки и проводят неприятные процедуры. Все это не нравится и взрослым людям, при том, что они прекрасно понимают важность лечения. Что тогда говорить о детях? Для них поход в поликлинику может превратиться в настоящий кошмар. Но только если родители не подготовят его заранее и не будут знать, как ему помочь в сложной ситуации. О том, как подготовить ребенка к посещению врача, ИА "Амител" рассказала психолог клиники "Детское здоровье" Алина Александровна Беляева.

Сформируйте у ребенка понимание того, что такое храбрость

Ребенок должен понимать, что такое смелость, как она проявляется и в чем ее преимущества. Ведь если он умеет только бояться, переживать и плакать, тогда у него просто нет выбора. Если у ребенка нет знаний и навыков разного поведения, он никогда не задастся вопросом: "А что, если я буду смелым в этот раз?"

Чтобы ребенок понимал, что такое храбрость и как она проявляется в разных ситуациях, можно обсуждать пример героев. Например, Винни-пух — как мы понимаем, что он смелый? Как он смотрит, как говорит, как ведет себя в трудных ситуациях? Нужно показать ребенку причинно-следственную связь: если он с чем-то справляется, то становится храбрым. Если проиграть ситуацию заранее, ребенок будет понимать, что он может быть трусишкой, а может – храбрецом. Ребенку эти модели поведения будут знакомы, и останется просто ситуация выбора.

Ребенок должен понимать, куда и зачем вы идете

Нужно заранее сформировать у ребенка понимание, кто такие врачи и чем они занимаются.  Это лучше сделать в форме игры. Важно, чтобы ребенок понимал, что хирург, к примеру,  просто посмотрит. Тогда малыш будет знать, что ожидать, и будет вести себя спокойнее, не будет нервничать перед каждым кабинетом. Не будет накопившегося стресса перед процедурным кабинетом. Ребенок быстро переживет его в момент укола и переключится на что-то интересное.

Стоит отметить, что не нужно раньше времени сообщать ребенку о походе в поликлинику. Если ребенок длительно, день-два, ждет укола, возникает высокое напряжение.

Чтобы ребенок понимал ценность процедур, можно обыграть их на игрушках. Например, когда мишка заболел, ему стало грустно, он не может бегать и играть. Поставили укольчик, и мишка выздоровел и смог продолжить игру или получил какой-нибудь дополнительный бонус.

Можно договориться с ребенком о каком-нибудь малозатратном вознаграждении. К примеру, если мы с тобой пройдем врачей, то ты получишь звезду или наклейку. Получил пять наклеек— обменял на что-то ценное для него. Тогда ребенок будет понимать, что он может заплакать и его поддержат, а может быть более смелым и самостоятельным, пробуя заработать наклейку. В клинике "Детское здоровье", например, детям вручаются грамоты за отвагу и смелость при прохождении медицинских процедур, курса массажа, курса физиотерапевтического лечения, постановке уколов или капельниц, что является очень важным эмоциональным стимулом. И, конечно, дети получают вкусную карамельку после каждого приема!

Если ребенок маленький, можно взять с собой его любимую игрушку, так называемого помощника, или интересную книгу.

Никогда не запугивайте ребенка врачами!

"Кашу кушать не будешь — укол поставлю", "тетя врач строгая и может сделать укол, поэтому веди себя прилично". Такие фразы сформируют ощущение, что врач – это кто-то  априори страшный и может навредить. А укол — это точно что-то болезненное и не из добрых побуждений. В этом случае ребенок начинает бояться, как только переступает порог клиники.

Также, когда ребенок капризничает или плачет, не произносите угрозы формата "если не будешь хорошо себя вести, то я тебя отдам врачу (или отведу на укол)". В таких угрозах скрыты тайные смыслы. С одной стороны, ребенок не чувствует базовой поддержки, которая в момент напряжения ему особенно необходима. Его нужно поддержать, когда он не владеет своими эмоциями. Ребенку нужно ощутить опору родителей, увидеть, что они ведут себя спокойно. И только потом можно обсудить, как справляться с капризами. А с другой стороны, родитель же не отдает в конечном итоге никуда. Ребенок со временем это понимает и начинает хитрить — не отдала до сих пор и не отдаст, значит, я буду использовать свою модель поведения. И этот способ просто перестает работать.

Будьте честны и последовательны и старайтесь использовать обезличенные фразы, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим. Можно сказать, например, что когда ребята капризничают и не слушаются, они лишаются 15 минут мультфильма. А когда они хорошо договариваются, то идут гулять в парк, кататься на каруселях. Тогда у ребенка будет выбор.

Как помочь малышу перенести стресс?

Очень важно не критиковать, не говорить: "Что ты нюни распустил? Ты же уже большой!"  От этого ребенок чувствует еще больше напряжения. Важно просто рассказать, что всем иногда бывает страшно. Попросить рассказать о его страхе, предложить нарисовать его. Ведь иногда дети просто ощущают напряжение и страх, не понимая, что именно их пугает. Можно заранее это напряжение разрисовать, весь этот негативный импульс выйдет, и ребенок успокоится. В "Детском здоровье", понимая это, поставили для детей игровые домики, во всех зонах ожидания и кабинетах стоят удобные столики с раскрасками и карандашами.

Очень важно не заставлять ребенка через силу идти к врачу или проходить процедуры. Известны случаи из рассказов родителей, когда ребенка у стоматолога привязывали к креслу. Это недопустимо и ужасно! Малыш начинает панически бояться любого врача, потому что подорвано доверие, среда выглядит недоброжелательной. Страх дорастает до того, что ребенок не может даже зайти в кабинет. И очень сложно потом "заходить врачу в круг доверия к этому ребенку".

Если ребенок испытывает сильный страх, старайтесь договориться с врачами об особом подходе.  В клинике "Детское здоровье" можно заранее предупредить врача о "страхах", и все специалисты  будут рады Вам помочь справиться с вашими проблемами. Сначала специалист просто познакомится с малышом, наладит с ним контакт в игровой форме. А потом через игру уже начинать осмотр. Дело в том, что у ребенка ведущий вид деятельности — игра. И через нее хорошо налаживается мост доверия и взаимодействия. Можно также в один день просто заглянуть в кабинет, в другой – зайти посидеть на стульчике или просто познакомиться и поговорить со специалистом об увлечениях ребенка. А потом уже прийти к знакомой "тете" или "дяде", показать ему игрушку или рисунок, а специалист без страха и тревоги проведет осмотр.  

Если ребенок плачет или началась истерика, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка или заставлять его замолчать.  Важно не бояться оценок окружающих, потому что важнее прийти на помощь малышу. Можно умыть ребенка, дать попить воды или пойти вместе купить что-нибудь вкусное. Тогда ребенок поймет, что мама на его стороне. Если ситуация происходит публично, то лучше вообще ничего не обсуждать, а просто вывести ребенка на улицу или отвести в сторону и сначала просто успокоить. Потому что на публике ребенок чувствует себя еще более уязвимым и снижается самооценка. С другой стороны, ему хочется поддержки, и ребенок начинает "работать на публику".

В любой ситуации и с детскими страхами и проблемами Вам на помощь готовы прийти специалисты КДЦ "Детское здоровье". Вы можете записаться на консультацию психолога или другого специалиста в клинике "Детское здоровье" по телефону: 722-434.

Консультативно-диагностический центр "Детское здоровье":
г. Барнаул, ул. Партизанская, 92
Регистратура: 722-434
Сайт: kdc22.ru
Время работы центра:
Понедельник – пятница с 8.00 до 20.00
Суббота – воскресенье с 9.00 до 18.00

Читайте также в сюжете: Детское здоровье

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров