После победы, накануне войны: принуждение к власти
29 сентября 2008, 15:07, ИА Амител
Управляющий директор агентства REGNUM Модест Колеров опубликовал статью, посвященную процессам, происходящим сейчас в Южной Осетии. Он считает, что именно война там "резко ускорила историческое время, переживаемое Россией". Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с доводами человека, который, в недавнем прошлом, возглавлял Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям.
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в США, уничтожил инвестиционно-банковский бизнес, а вместе с ним - и саму "философию капитализации", когда цена экономики любой страны прямо зависит от медийной упаковки, от того, что увидела в своём телевизоре американская пенсионерка. Желтизна съела свой собственный капитал. Самодостаточный, охамевший американский PR остался наедине со своей упаковкой, которая из-за какого-то странного провинциализма всё ещё считается убедительной в Старом Свете и в России, особенно в дипломатической их части.
Время изменило свой ход потому, что исторический опыт России слишком обилен классическими примерами переменчивости судьбы, когда завоёванное русским оружием - в пыль уничтожалось русской дипломатией, в бессмыслицу забалтывалось русской бюрократией, в литературный анекдот превращалось русскими "пикейными жилетами". Победа в пятидневной войне, одержанная Россией в самый острый момент общенациональной опасности, за которой внятно для всех вырисовывалась близкая катастрофа, была спасением, но не окончанием драмы. Драмы впереди. И от них так же не спасёт "партнёрская" вежливость.
Так насильники, шутя, всё ближе ходят кругами над жертвой, пока она, в безумной надежде на случай, стесняется сопротивляться. И становятся истребительными машинами, как только жертва осмеливается на сопротивление.
Привыкнув смотреть на происходящее внутри страны из её постсоветского контекста, я с явным удивлением воспринимал оживившиеся аккурат перед войной разговоры о внутриполитической "оттепели". Казалось отчаянным солипсизмом - здесь, перед лицом наступающих вокруг наших границ с своей машинной логикой войн (Перспективы войны в Закавказье и Средней Азии; Крым в центре большой пороховой бочки) - кому-то вести речь о демобилизации, "либерализации" и "оттепели" государства. Но это не болезненный солипсизм, а предательство - новые вызовы требуют новой мобилизации, для которой нерушимый блок "голубей", бюрократов смутного времени и "пикейных жилетов" - может быть, в лучшем случае, лишь пассажиром.
"Мир ловит" нас в статику победы ли, нарушений ли статус-кво, но мы не имеем права остановиться - мы не можем "отличать" этой победы от пораженья. Потому что мир для нас становится более справедливым, но менее комфортным. Достойная жизнь вообще дискомфортней самоубийства. О дискомфорте изменений там, где сосредоточились "либерализаторы" России, прошла война и тлеют конфликты, я и хотел здесь сказать несколько слов.
1. Прибалтийские "специалисты по русской оккупации" (Литва, Латвия, Эстония), разумеется, не изменятся принципиально. Их политическая идентичность, политический класс, политический куратор в США могут только отчасти варьировать степень их "холодной войны" против России, в большей (как Литва и Латвия) или меньшей (Эстония) мере оглядываясь на их экономическую связанность с Россией. Но даже и эта вариативность антироссийской "громкости" будет снижаться. Быстро нарастающий экономический кризис в Прибалтике (следствие мировых и собственных проблем), напротив, только радикализует её риторику против Москвы, ускорит и без того её форсированное стремление стать не просто инфраструктурой, но и военно-политическими "непотопляемыми авианосцами" США и НАТО, прямо направленными против России. Можно предполагать, что большая общественная и экономическая лояльность Латвии к России заставит её искать особого пути в отношениях с Россией. Но надо признать, что это лишь увеличит внешнее давление на латвийскую власть, чтобы вернуть её в лоно "санитарного кордона".
Ставшее традиционным рассмотрение Прибалтики только лишь в контексте ЕС и НАТО (вне единого постсоветского пространства, Белоруссии, Украины, Кавказа), при ограниченном влиянии России на ЕС и НАТО и неограниченном соседстве России с Прибалтикой, - прямая угроза.
2. Белоруссия считает свой союзнический долг в отношении России исполненным: и новых существенных военных, экономических, политических преференций от неё ждать трудно. Союзное государство Белоруссии и России, словно Илья Муромец предпочитающее 33 года пребывать на печи, - слабое место.
3. Украина находится только в самом начале своей политической Смуты. Её конфликтность против России будет нарастать независимо от того, как скоро пройдут новые внеочередные парламентские выборы, а Тимошенко станет президентом. Более того - новый избирательный цикл уже начался. И конкуренция радикального украинского националиста Ющенко с националистами экономическими Тимошенко и Януковичем в значительной степени будет вестись на языке претензий к России и в жестах лояльности к антироссийским заказчикам в НАТО и США. Промежуточным итогом этой Смуты станет федерализация страны, скреплённая инфраструктурой НАТО.
Неостановимая уже никакими средствами и резонами такая Смута - прямая военная и экономическая угроза России, не стабилизируемая даже федерализацией Украины.
4. Молдавия, ведя на деле неспешный торг вокруг Приднестровья, продолжит свои спешные евроатлантические усилия и антиприднестровскую пропаганду, чтобы отказаться от торга, но в спешке рискует оказаться быстро поглощённой Румынией и создать масштабный социально-политический конфликт в Приднестровье, что прямо затронет стабильность Украины на Северной Буковине, в Южной Бессарабии и Одессе. Риск политической неудачи России в урегулировании вокруг Приднестровья - угроза.
5. Грузия не перестанет быть источником военных угроз в регионе. Перемена фигур во главе страны не изменит правящего в ней националистического консенсуса. Превращение Грузии в главный тыл террора и диверсий против российского Северного Кавказа, Абхазии и Южной Осетии - вполне реалистическая перспектива. Однако снижение экономического (транзитного) веса Грузии и доминирование её военного предназначения переводят её отношения с Турцией и Азербайджаном в более холодный режим. Этот холод повышает внимание тюркских государств к правам азербайджанцев в грузинской области Квемо-Картли (Борчалы), что автоматически активизирует внимание Армении к правам армян в грузинской области Самцхе-Джавахети (Джавахк). Метод борьбы с перспективой федерализации тот же - новая милитаризация под зонтиком НАТО. Новая милитаризация Грузии - прямая угроза.
6. Азербайджан, по-видимому, исключил для себя перспективу новой войны в Нагорном Карабахе и будет реализовывать "мир за земли", не решая вопроса о статусе Карабаха. Соседствуя с известной нам Грузией, Баку неизбежно пожелает больших гарантий безопасности от России. Развивая свои транзитные проекты, Баку компенсирует стагнацию и затем сокращение собственной добычи энергоресурсов за счёт Средней Азии и Казахстана.
Вопрос только в том - не вынут ли США из рукава джокер "контролируемого конфликта": атаку на Иран и суверенизацию Курдистана.
7. Армения, наверное, также будет реализовывать "мир за земли", не решая вопроса о статусе Карабаха, и осваивать новый (альтернативный грузинскому и дополнительный к иранскому) транзитный выход в мир через Турцию. Эта транзитная развязка и энергетические усилия США изменят качество присутствия России в Армении. Но это (а также соседство с известной нам Грузией) не снизит потребности Армении в гарантиях безопасности от России. Вопрос опять же только в том - не вынут ли США из рукава джокер "контролируемого конфликта": атаку на Иран и суверенизацию Курдистана.
Мобилизация присутствия России в этих регионах не может быть исчерпана ни дипломатией, ни обороной, ни модным, но быстро устаревающим, мифом глобализации и "гуманитарного обмена". Само экономическое преимущество России здесь, теперь, после того как глобальный финансовый кризис открыл уничтожающий "огонь по (финансовым) штабам", к счастью, отвязалось от пиарной пуповины капитализации. Когда рыночный мир бежит от ценных бумаг - инвестируя в технологии и материальные ресурсы, Россия успешно может только на своем континенте завязывать узлы новых валют с логистикой инфраструктуры, транзитом, трафиком рабочих рук и знаний.
Вот именно знания о том, что окружает нас у наших границ и адекватная знаниям власть России на постсоветском пространстве - более всего в дефиците. В наличии - этнографическая пропаганда, советская информационная война, псевдокультурное доминирование жёлтой прессы, рассказывающей о России на языке гламура, криминальной хроники и софт-порно, ничтожный экспорт образования, непреодолимая ксенофобия миграционной политики, брежневские поцелуи "друзей", минимальная, даже в минимуме своём скупленная западными и восточными грантами, наука о тех, кто нас окружает. Кто сам в себе, для себя и для нас, таит новую угрозу", - пишет Модест Колеров.

Комментарии 0