Барнаульский психолог: позволяйте сыновьям помогать - это повышает их самооценку
11 июня 2013, 08:09, ИА Амител
Мама сбивается с ног в поисках своего маленького сына. И находит его в игровом клубе: мальчик "режется в танчики" вместе с другом-старшеклассником, который заменяет ему … отца. Такие ситуации, конечно же, возникают и с полными семьями, но более распространены среди "материнских".
Как следует вести себя мамам-одиночкам, чтобы их сын не находил "отца" в ком попало? Как влиять на личностное развитие будущих мужчин? Когда сыновьям нужнее мама, а когда — папа? Эти вопросы, актуальные для современного общества, мы обсуждали в беседе с педагогом-психологом Краевого кризисного центра для мужчин Анастасией Бородиной. Она работает с семьями, в которых воспитываются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Напомним, что ранее мы публиковали интервью с педагогом-психологом центра Виктором Солдатенко. Он специализируется на семьях, в которых сыновьям от 12 лет.
ИА "Амител": Во время беседы с вашим коллегой я у него спрашивала, почему мамы обращаются за помощью в центр. Виктор Степанович сказал, что поводом является уход ребенка из под контроля - мама не понимает, чем он живет. А в вашем случае что является поводом для обращения за помощью?
Анастасия Бородина: Ребенок в маленьком возрасте не всегда может сказать, что он чувствует. Это приводит к неадекватному поведению: плачу, застенчивости, замкнутости... В основном дети либо замыкаются, либо агрессивно себя ведут, особенно в детских садах. Это и становится поводом.
ИА "Амител": В какие периоды жизни ребенку в большей степени нужна мама, а в какие — папа? Чем они отличаются в плане воспитания?
Анастасия Бородина: В кризисном центре скоро будет реализоваться программа "Мамины сыночки". Я буду в группу набирать мам, которые воспитывают сыновей. И моя задача — научить мам воспитывать именно мальчиков. С точки зрения психологии воспитание мальчиков отличается от воспитания девочек. И маме главное знать, что необходимо именно мальчику на определенном этапе развития.
На первом этапе развития - от 0 до 6-7 лет - мальчик нуждается в маме в большей степени. В это время мама закладывает в ребенка самооценку, уверенность в себе — это фундамент, который ему пригодится, когда он войдет во "взрослую" жизнь (детский сад, школа). Так как папа не участвует в воспитании ребенка, маме нужно стать не папой, а партнером, другом для ребенка.
ИА "Амител": А второй период какой?
Анастасия Бородина: С 7 до 12 лет. Этот период относится в большей степени к отцу. Роль отца в воспитании ребенка теперь главная. Здесь отец своим примером показывает, как общаться, чем можно увлекаться... Ребенок копирует с отца все. Чем этот возраст "опасен"? Если нет рядом папы, ребенок все равно найдет мужчину, с которого он будет брать пример. И чаще всего, когда не налажены отношения с мамой, они берут пример со старшеклассников. Вот почему в этом возрасте мамы начинают не понимать своего сына и чаще всего обращаются за помощью к психологом (допустим, ищут своих сыновей, а они в автоматы играет с 18-летними пацанами).
Если же мама смогла установить партнерские отношения с ребенком, она не допустит того, чтобы рядом с сыном был мужчина, который будет плохо на него влиять. Она сможет скорректировать ситуацию.
А третий период - это уже юношеский возраст — с 12 до 18 лет. В этот период ребенок выбирает себе наставника, на которого он ориентируется в будущем. Он решает, кем бы он хотел быть. Наставник - его ориентир в будущем.
ИА "Амител": И наставником тоже может стать непутевый старшеклассник?
Анастасия Бородина: Да. Я неспроста выбрала категорию детей от 5 до 10 лет, потому что в этом возрасте нужно заложить фундамент, который помог бы вам стать другом для ребенка, а это скажется на его будущем.
ИА "Амител": Анастасия, от чего зависит самооценка ребенка, уверенность в себе? Вы о них упоминали, говоря о периоде с 0 — до 6-7 лет.
Анастасия Бородина: Самооценка зависит от того, насколько мама любит ребенка и как она к нему относится. Здесь хорошо прослеживается разница между мальчиком и девочкой. Если для девочки допустима чрезмерная забота со стороны родителей и окружающих ее близких, в это время они чувствуют себя "принцессами", то мальчику это наоборот во вред. Лучше он пусть попробует что-то сделать сам, ошибется, но вы его все равно поддержите. Бывают ситуации, когда мама на корню рубит все начинания ребенка. Доходит до того, что она не дает ему самостоятельно одеваться, и даже подсмеивается над ним, когда сын предпринимает попытки самостоятельно что-то сделать. Подобные моменты очень плохо влияют на самооценку детей.
ИА "Амител": А уверенность в себе от чего зависит?
Анастасия Бородина: Уверенность в себе идет рядом с самооценкой. Уверенность в себе — это когда я что-то сделал, и мама выказала свое одобрение вне зависимости от результата. В дошкольном возрасте это очень важно. Нельзя говорить детям: "Да не лезь ты! Еще маленький!", "Ну так как всегда сделал наперекосяк!" Чем уверенней родители в своем ребенке, тем уверенней чувствуют себя дети и тем выше их самооценка.
ИА "Амител": На что нужно обращать внимание, когда ребенок становится взрослее?
Анастасия Бородина: На самодисциплину и ответственность. Это помогает ребенку лучше адаптироваться к школьной жизни и повысить мотивацию к обучению.
ИА "Амител": И как ребенку привить самодисциплину?
Анастасия Бородина: Здесь может влиять множество факторов. Самый главный из них — собственный пример, семейный уклад.
ИА "Амител": А как повлиять на мотивацию к обучению? С помощью поощрений?
Анастасия Бородина: Родители как только не пытаются повысить мотивацию. И опять же мы говорим о своем примере, своем отношении к обучению. Обязательно нужно смотреть на психологическую подготовку ребенка к школе. Мамам нужно четко понимать, что их дети 1 сентября резко не станут взрослыми. Такого не бывает. Нужно осознавать, что у детей сейчас очень сложный период в жизни. И они при этом как были детьми, так ими и остались. Просто расширился круг их обязанностей. Им нужно дать адаптироваться к этим обязанностям, а не сразу с них требовать результата.
Ну а потом нужно уделять внимание другим вещам: осознанию своего будущего, профессиональной ориентации. Этот период начинается уже в 14 лет и длится до 18. Я "отдаю" его своим коллегам.
ИА "Амител": С какими проблемами к вам обращаются женщины, которые воспитывают маленьких сыновей?
Анастасия Бородина: Главная проблема — ребенок не слушается, игнорирует маму. А почему? Потому что он маму воспринимал как маму, как женщину, которая о нем заботится, за него все делает, а она тут взяла и папой стала — начала от него что-то требовать. Они не понимают, что происходит.
Чтобы избежать конфликтов, я советую мамам искать компромиссы. Они должны быть не только хорошими для вас, но и для ребенка. Для этого нужно предложить не один, два варианта, а как минимум три. И каждый вариант нужно обосновать. Представляете, ребенок закатывает истерику. У вас не хватает сил его слушать. Но вы знаете, что нужно придумать три варианта, и каждый обосновать. Это сколько же времени придется потратить? Проще шлепнуть по попе, дать подзатыльник или наорать.
ИА "Амител": А что женщины, по их мнению, должны сделать, чтобы компенсировать отсутствие отца? Они же, наверняка, говорят вам об этом.
Анастасия Бородина: Много работать, стараться, что бы их дети ни в чем не нуждались.В общем, зарабатывать больше денег. Обычно они очень много работают, и, к сожалению, им не хватает времени на общение с ребенком. В такие моменты между ребенком и мамой появляется недопонимание.
Добавим, что группу "Мамины сыночки" в Кризисном центре начнут набирать с июля. Группа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений. Если вы желаете попасть в нее, звоните по телефону 55-12-88.
В группу войдут 10 семей. Предполагается, что с ними проведут около 14 занятий. Один раз в неделю будут проходить занятия только с мамами, а раз в месяц — совместно с мамами и детьми.
Фото с сайта openboom.ru.
Комментарии 0