«Благодать» на деревьях: бывшие наркоманы и алкоголики сформировали в Барнауле новый «рынок труда»

22 февраля 2013, 14:00, ИА Амител

В Барнауле уже трудно не заметить груду объявлений о помощи людям с зависимостями и оформленные в похожем стиле - надписи сделаны на простых ярких однотонных листах бумаги - объявления о предоставлении услуг. В первом случае объявления идут от лица общественной благотворительной организации "Благодать", во втором - название организации отсутствуют. Крепятся эти "рекламки" в основном на деревьях. Реже в Барнауле встречаются объявления "Благодати" побогаче — разноцветные глянцевые с изображением счастливой пары на фоне моря. Их клеят в общественном транспорте, на остановках, столбах, досках объявлений, входах в здания.

Вот несколько примеров содержания объявлений: "Общественная благотворительная организация "Благодать". Помощь нарко-, алкоголезависимым и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Бесплатно, бессрочно, анонимно. Отправка в другие регионы"; "Грузчики с автотранспортом, уборка территорий, разнорабочие, вывоз мусора", "Выполним любую работу: грузчики, разнорабочие, земельные работы, вывоз мусора", "Грузчики с автотранспортом", "Грузчики, разнорабочие, уборка снега и многое другое!".

Я не ошиблась, предположив, что люди, которых обещают избавить от наркотиков и алкоголя, выступают в качестве той самой рабочей силы, которой предлагают воспользоваться горожанам. Связь просто очевидна: в моем дворе на березе висит "Поможем зависимым", а на яблоне по-соседству - "Выполним любую работу".

Прежде не раз слышала о вовлечении в бизнес бывших наркоманов и алкоголиков. Они делают мебель, работают "трезвыми грузчиками"... Те, кто рассказывал о подобных случаях, называли их "целителей" сектами.

"Снимая с иглы, подсаживают на религию и используют как рабов. Обществу от этого, по сути, вреда нет. Скорее польза. Существуют два варианта развития событий. Или нарк в конце концов сдохнет. А до этого успеет грабануть кого-нибудь, и не раз, из квартиры все продать, подъезд с дружками загадить... Или он живет, трезвый и занят делом. Мне без разницы, на кого и за что он горбатится. Главное, чтобы в секты из семьи не тащили и остальных туда не звали", - такую "обывательскую" позицию занимает один мой знакомый. Она жесткая, но кажется вполне здравой. С "государственной" точки зрения проглядываются минусы: рабочие официально не трудоустроены, предприятия подчас юридически не оформлены, соответственно налоги не платят, страховые взносы не делают...

Сеть по Сибири

Зимой в Барнауле по адресу ул. Молодежная, 70 открылся офис "Благодати". Это событие, которое свидетельствует о закреплении организации в городе, выходе на более "высокий" уровень работы, подтолкнуло к написанию материала о ней.

Хотелось бы от читателей, сталкивавшихся с "Благодатью", получить отзывы об организации. Пока ничего плохого о ней не известно.

Найти руководителя организации оказалось просто. Сотрудник офиса сообщил его номер телефона и имя — Евгений Черусов.

По словам Евгения Черусова, он возглавляет алтайскую региональную общественную организацию "Благодать". Аналогичные организации действуют в Кемеровской и Новосибирской областях, Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях. Созданы они одновременно осенью 2011 года, по словам собеседника, группой людей, которые прежде страдали зависимостями.

Самая крупная организация "Благодати" в Кемеровской области, поскольку, по словам Евгения, там наркомания больше всего распространена.

"В Барнауле хоть какую-то работу полиция и госнаркоконтроль производят. А там ужас что творится, - отзывается Черусов. - Если есть деньги, золото, вообще нет никаких проблем купить. Вышел на улицу — купил, зашел в подъезд — укололся. Поэтому там много молодежи колется. На Алтае больше процент алкоголиков. Вот эти бутыльки — боярышник...".

Именно из Кемеровской области "пошла" "Благодать". Сам Евгений приехал на Алтай оттуда же. Ему 41 год, женат, на днях в семье появился первый ребенок.

"Моя история не совсем интересная. И, можно даже сказать, страшная. Я ее почти "забыл". Ну что? Наркотики употреблял. До 20 лет спортом занимался. В хоккей с мячом играл. Хорошие показатели были. Ну и начались 90-е года, когда стали "пробовать". Одно, другое. Потом в тюрьму усаживался. За воровство. На это же нужны деньги", - рассказывает о себе Черусов.

В Алтайском крае у "Благодати" четыре подразделения: в Барнауле, Бийске, Рубцовске и Новоалтайске. В первом городе функционируют четыре центра по разным адресам, в остальных - по два. Центры представляют из себя частные дома, которые арендует "Благодать" для проживания зависимых. На сегодняшний день в Алтайском крае в центрах проживает 140 человек, из них половина приходится на Барнаул.

Населенные пункты выбирались в зависимости от количества "зависимых" граждан и возможности зарабатывать путем оказания услуг (договоры на оказание услуг заключаются как с физическими лицами).

"Мы находимся на самообеспечении. Нам из вне никакие финансы не поступают. <...> Некоторые думают: "О, конечно, они такие бабки на наркомах зарабатывают". Но они просто не знают, какие "бабки" на это все уходят по сравнению с тем, что зарабатывается", - утверждает Евгений Черусов. Он говорит, что организация полностью оплачивает расходы на аренду и содержание жилья, покупает еду, одежду, лекарства и прочие необходимые вещи для людей, проживающих в центрах. На руки им деньги не дают, чтобы лишний раз "не искушать".

В планах у алтайской "Благодати" найти участок в какой-нибудь деревне или на окраине Барнаула, чтобы на нем заниматься животноводством и овощеводством — самим обеспечивать себя продуктами.

"Нет никакого медикаментозного вмешательства"

Необходимость в переселении зависимых в центры на длительное время Евгений Черусов объясняет следующим образом: "Чтобы завязать, человеку нужно сменить окружение. В своей среде он знает все "ходы" и "выходы" - где чего берется, куда, скажем так, кладется и все остальное. Его нужно переместить в другой незнакомый социум и предоставить возможность себя найти, внутренне восстановиться. <...> А офис мы открыли, чтобы там проходили встречи с теми, кто обращается. По телефону человеку много не объяснишь".

"У нас нет никакого медикаментозного вмешательства, - отвечает Евгений на вопрос, обладают ли сотрудники "Благодати" медицинским образованием, чтобы снимать те же ломки. - Про ломки наркоман может рассказать своей маме, может рассказать вам... Почему? Потому что вы сами никогда не сталкивались с этой проблемой, также как и родители. Он может упасть на колени и сказать, что если ему не дадут денег, он умрет, у него выворачивает все кости, ему плохо. На самом деле он больше приукрашивает. Я сам лично был связан с этой проблемой ни один день и ни один год. Если у тебя есть желание с этим покончить, и ты видишь какой-то смысл в своей жизни, ставишь перед собой цель, то справиться можно".

В центрах установлены правила поведения. "Нельзя делать того, что нам мешает нормально жить: пить, курить, материться, врать... <...> Людей, которые однажды ушли из центра, обратно не принимаем. Никогда у себя насильно не удерживаем. <...> Много случаев, когда звонят либо мама, либо бабушка. Ну а их родственник либо пьет, либо колется. Просят: "Придите, заберите. Я денег вам дам и расписку напишу". Но в таких случаях отказываешь. Приедешь, заберешь человека. Потом приедет полиция и заберет тебя. Это противозаконно. С законом мы нормально живем. Приходят к нам иногда за теми, кто числится в розыске, что-то натворил. Говорим: "Будь добр вначале ответь перед законом. Потом уже приходи сюда", - рассказывает Черусов.

Никакой веры, по словам руководителя алтайской "Благодати", людям не навязывают. Но сам Евгений называет себя верующим.

"Наркомания или алкоголизм — это болезнь не столько физическая, сколько духовная. В этой проблеме может помочь только бог. <...> Проблема не в том, чтобы бросить, а в том, чтобы не вернуться. <...> Когда человек заканчивает со всем этим, место освобождается. Правильно? Все эти мысли, все это уходит. Остается свобода. И вот эту свободу надо чем-то заполнять. Чем-то добрым, полезным. <...> Зарабатывание на жизнь не имеет никакого смысла (реагирует Евгений на мое замечание о "полезном оплачиваемом труде", - прим. ред.). Если человек будет находиться в центре, чтобы заработать, то он долго не пробудет. Все делается ради того, чтобы помочь другим таким же людям — вселить в них веру, надежду", - продолжает Евгений.

Кстати, в Барнауле на Потоке "Благодать" каждую неделю около полудня проводит акцию "Накорми голодного". За горячим питанием приходят бомжи, которые ночуют в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства (ул. Тимуровская, 74а).

О плохих отзывах

Посмотрим, как дальше себя проявит "Благодать". Услышим ли мы в будущем, что в ее центрах эксплуатируют людей, насильно удерживают, заставляют делать противозаконное?

Между прочим, во время беседы Евгений Черусов дал интересный комментарий на тему плохих отзывов: "Плохие отзывы могут быть в каких случаях? Если человек не хочет жить нормально, а его вынудили обстоятельства обратиться в центр. Допустим, мама сказала: "Иди в центр. Я тебя больше никогда не пущу домой". Он из дома распродал все на свете.

Приходит он в центр. Для чего? Для того, чтобы маме глаза прикрыть маленечко. Он пробудет там, пускай, неделю, две недели. Не важно, сколько времени. Потом убегает домой и говорит: "Мама, знаешь, да там...". И чуть ли не убивают, работать заставляют, не кормят нормально".

Татьяна Труфанова

Фото автора.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров