ЦБ и банки ждут роста карточных мошенничеств с 1-го января 2013 года

24 сентября 2012, 11:48, ИА Амител

Банки серьезно обеспокоены вступлением в силу с 1 января 2013 года ФЗ "О национальной платежной системе". Об этом пишут "Известия".

  Волнения среди банкиров вызывает статья, регулирующая порядок использования банковских карт. Согласно ей, в случае, если с карты клиента банка без его согласия снимаются деньги, то банк должен вернуть их на счет клиента в течение суток. По действующим правилам в случае несанкционированного списания денежных средств клиент обязан проинформировать об этом банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной. С этого момента банк несет ответственность за несанкционированное списание средств и обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента. Сегодня, банкиры сами решают, в течение какого времени средства будут возвращены - расследования инициированные кредитным учреждением могут затянуть возврат денег на недели и месяцы. 

Однако в ЦБ и банковском сообществе уверены, что новая норма – подарок мошенникам.  - Человек может самостоятельно снимать деньги с карты и тут же писать жалобу, что это сделал не он, опережая банковскую систему уведомления, - говорит собеседник в Центробанке.  

Также мошенник сможет отдать свою пластиковую карточку третьему лицу: тот будет снимать с нее средства в другом городе или стране, а сам держатель карты в это время может предъявлять претензии банку и требовать возврата денег, которые банк будет обязан вернуть по закону в течении суток.  

- Такая ситуация кризисна не только для банков, - комментирует источник. - Но на самом деле она опасна для всех: ведь как только кредитно-финансовое учреждение перестанет справляться с потоком мошенников, у него остается единственный способ оградить себя от них – это прекратить выдачу пластиковых карт.

Президент некоммерческого партнерства “Национальный Платежный Совет” Андрей Емелин, входящий в состав рабочей группы ЦБ РФ, отметил, что для предотвращения подобной ситуации разрабатываются законодательные меры.

- Сейчас мы готовим ряд поправок к закону, чтобы избежать негативных последствий, - заверил он.

По словам Емелина, предполагается, что лицо, которое обжалует неправомерность транзакции, будет обязано доказать, что банк действительно не уведомлял его о транзакции. По закону организация считается исполнившей обязанность уже в момент отправки уведомления, а не в момент получения его клиентом. 

- Если банк добросовестно выполняет свои обязанности и уведомляет клиентов о денежных операциях, то выше описанную схему мошенничества реализовать будет невозможно, - уверен он. 

- За оставшееся время нужно успеть внести поправки в Закон о национальной платежной системе, - резюмирует Емелин. 

Эксперты уверены, что вводимые поправки увеличат стоимость обслуживания карт. 

- Помимо того, что банкам предстоит максимально усовершенствовать и оптимизировать систему отслеживания операций, организовать работу с обращениями граждан, параллельно придется обратиться к страховому бизнесу, - говорит эксперт. - Пока страхование платежей в оценках деятельности страхового рынка не упоминается. Но с введением закона, появится почва для этого. И, исходя из норм рентабельности, соответственно, вырастет стоимость обслуживания банковских карт, - говорит главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

По словам начальника управления пластиковых карт "ВТБ 24" Александра Бородкина сейчас делать какие-то предположения рано, поскольку на текущий момент закон содержит основные нормативы, но специальных положений ЦБ РФ, разъясняющие действия банков в этой ситуации, нет.

- В законе не определено несколько базовых вещей:  например, что под собой подразумевает "уведомление клиента" - смс-сообщение, электронное письмо или почтовое отправление, - замечает он. – Лично уведомить каждого клиента о денежной операции мы не состоянии.

Также со слов Бородкина, непонятно что делать в случае, если впоследствии будет признано, что операция произошла с ведома клиента.

- Банк будет обязан снова забрать эту сумму или же по факту поступления жалобы возвратить клиенту данную сумму, но не давать к ней доступ, пока не проведет проверку? – интересуется начальник управления.

Зам председателя ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков в курсе сложившейся ситуации и тоже ждет отчетов от Центробанка.

- Надо найти компромисс и прописать его в законе: допустим, если транзакция совершена с введением пин-кода или других персональных данных, то это вина клиента: был сам невнимателен, к примеру, а если с помощью технических средств, дистанционно – то ответственность лежит на банке, значит, неэффективно работает система безопасности, -  предположил депутат.

 

Комментарии 0

Лента новостей

В России заблокировали Viber
12 часов назад  10

Новости партнеров