Дворкович: допускать скачка цен никому не выгодно

14 августа 2014, 16:42, ИА Амител

У правительства есть несколько способов мониторинга цен на продовольственном рынке. От федеральной службы государственной статистики до комментариев в социальных сетях. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. В эксклюзивном интервью он рассказал, насколько могут подняться цены из-за санкций, и какие меры господдержки будут оказаны.

Аркадий Владимирович, Вы, как куратор в правительстве агропромышленного комплекса, встречались с заместителем председателя правительства Белоруссии Михаилом Русым и обсуждали вопрос поставок в Россию белорусского продовольствия. Я понимаю, что тема экономических связей с Белоруссией в новом свете очень актуальна сейчас. О чем шла речь?

У правительства есть несколько способов мониторинга цен на продовольственном рынке. От федеральной службы государственной статистики до комментариев в социальных сетях. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Наша предыдущая встреча с белорусским коллегой с Михаилом Ивановичем Русым состоялась год назад, и мы тогда договорились о том, как будем взаимодействовать в ближайшее время по всем направлениям от обеспечения сбалансированности наших рынков продовольственных товаров и сельхозпродукции, речь идет о мясе молоке, об овощах и других видах продукции, а также о системе контроля по линии Россельхознадзора, Роспотребнадзора и борьбе с африканской чумой свиней, которая являются нашим общим бичем. Это взаимодействие было достаточно эффективным.

На протяжении этих месяцев у нас не возникло каких-то новых претензий друг к другу, какие-то экстремальные, сложные случаи быстро решались, снимались при нашем сотрудничестве. Сегодня новая ситуация, связанная с тем, что президент России принял решение и правительство исполнило это решение по введению экономических мер, об отношении отдельных видов сельхозпродукции и продовольственных товаров из ряда стран США, Евросоюза, Канады, Австралии, Норвегии и в связи с этим мы проанализировали ситуацию на наших продовольственных рынках, и у нас появилась обоснованная потребность в дополнительных закупках продовольственных товаров, в том числе и в республике Беларусь.

Кстати, сельхозпродукция, продовольственные товары являются очень качественными и не вызывают никаких нареканий. Такие возможности у наших белорусских коллег есть и по мясу, и по молоку, по сырам, и по картофелю. Мы договорились в течение нескольких дней сверить балансы, договориться о минимальных и максимальных объемах поставок.

Наши белорусские партнеры проведут консультации с российскими сетями и другими потребителями, перерабатывающими заводами, в том числе и уже определят контрактные условия, контрактные отношения, тоже коммерческий вопрос. Для нас главное, что на российский рынок поступит качественная продукция, которая нам сегодня нужна, чтобы не возникло избыточного роста цен на ряд товаров.

Белорусская продукция этих категорий всегда присутствовала на российском рынке, правда нельзя сказать, что ее было очень много.Если просто граждан спросить, много ли они видели в Москве белорусского мяса, молока и так далее, наверное не все скажут, что видели часто.

Чуть больше молочной продукции, чуть меньше мясной. Картофель, известно, что белорусский есть. Кстати, есть особый случай, Калининградская область, которая ближе всего к Белоруссии, и я думаю, что дисбаланс на Калининградском рынке как раз во многом будет закрыт белорусскими товарами, возникшими в результате тех экономических мер, которые приняло правительство.

Так что мы рассчитываем на наших друзей. Это и коммерчески выгодно для них и сегодня выгодно для нас. Цены там точно не выше, чем в ряде других стран, они вполне приемлемые. Отчасти на последующие месяцы они переориентируют свои экспортные поставки, которые сегодня идут в страны Азии, в другие страны Европы на российский рынок. Он является вполне привлекательным для этих поставок.

Решение о запрете импорта из некоторых стран по некоторым группам товаров еще и объяснялось, является хорошей возможностью для производителей внутри страны, поскольку действительно многие из них жаловались, что доступ на прилавки больших магазинов для них очень часто бывает закрыт. Белорусские товары, белорусская продукция в этом же ряду находилась, как внутренний производитель, у них тоже не было возможности шире быть представленными на отечественном рынке идо этого?

С одной стороны, все-таки белорусская продукция, это белорусская продукция, с другой стороны у нас для белорусских товаров есть особый режим, нет никаких пошлин нет никаких специальных мер. Мы только устанавливаем ориентировочные балансы, примерные балансы поставок Ну все примерно следуют тем цифрам, о которых договорились.

С сетям конечно отношения непростые. Сетям всегда было проще работать с уже более проверенными европейскими, американскими отчасти производителями. Сегодня они смотрят, в том числе, в сторону Белоруссии. Здесь есть тонкий момент – поддерживаем мы все-таки отечественных производителей или белорусских производителей?

Конечно для нас приоритет – это производства на территории России. Во-первых, по многим позициям нельзя нарастить производство за день, неделю и даже месяц. Это требует хотя бы нескольких месяцев, а по некоторым товарам, например, по говядине, это требует нескольких лет чтобы запустить новый инвестиционный процесс, и в этот период нам точно нужно получить продукцию, в том числе и от наших белорусских партнеров.

Во-вторых, есть вопрос цен. Если мы сегодня будем просто сидеть и ждать, и рассчитывать, что наши производители очень быстро заместят импортную продукцию, скорее всего это приведет тогда к росту цен. Нам это не нужно. И мы по нашим цифрам, и по тому обсуждению, которое вчера было, в том числе на комиссии по мониторингу, проведенное по указанию президента и председателя правительства, видим, что никаких оснований для избыточного роста цен нет.

По отдельным позициям заявляется, что цены в ближайшее время немного подрасту. Во-первых, такое происходит каждый год, в этом нет ничего удивительного . Сейчас снижаются цены на плодоовощную продукцию сезонную, поскольку есть новый урожай, кстати, урожай у нас в этом году неплохой. Можно сказать даже хороший по большинству видов продукции.

Одновременно происходит небольшой рост по тем позициям, где нет сезонности, наоборот, где есть другие циклы, в том числе и по мясной продукции. У нас, кстати, если посмотреть на такой распространенный товар, как свинина, если брать два года, а не именно этот год, цены выросли примерно в силу инфляции. Как вот есть общая инфляция, так и выросли цены и на свинину. Да, за последний год они выросли примерно на 25-30%, но до этого они снизились на 15-20%. Это нельзя не учитывать.

Мы рассчитываем, что никаких скачков цен не будет. Появились слухи, что на рыбу возрастут цены и были ссылки на такую компанию, как "Русское море", проверили – это не так. Это была ложная информация, видимо пущенная специально для провоцирования каких-то слухов. У нас очень хороший диалог с сетями, хороший диалог с отраслевыми ассоциациями. Все знают наиболее крупных производителей.

Есть система потребкооперации, где тоже есть очень хорошие отношения и взаимосвязи. И никто не говорит о том, что мы кого-то будем пинать или наказывать, но в рамках диалога все понимают, что никому не выгодно допускать скачков цен. Всем выгодна стабильная, спокойная ситуация. Никому не выгоден ажиотажный спрос, никому не выгоден дефицит. Все спокойно, по-деловому, прагматично занимаются своим основным бизнесом, своим делом, ищут новых поставщиков и стремятся стабилизировать ситуацию в условиях тех мер, которые были приняты.

Вы про цену на рыбу сейчас сказали, и про эти спекуляции на тему повышения цен, вы имеете в виду эту историю, когда один из крупных ритейлеров, которому крупные розничные сети принадлежат, жаловались в Минпромторг? Там, правда, речь идет не только о рыбе, но и плодоовощной продукции. То есть, эти опасения мы можем сейчас эти точки расставить над i.

Каждый год по отдельным видам товаров возникают какие-то вспышки можно на рынке. Здесь это совпало. Каждый раз очень быстро, буквально в этот же день, проводится или инициируется проверка федеральной антимонопольной службой и Минпромторга, если речь касается розничной торговли и сетей. Совместно они анализируют ситуацию вместе с сетями, поставщиками, оптовиками, производителями, выясняют причину.

Иногда это конкретная локальная ситуация в отдельном регионе. Иногда это действительно спекулятивные действия отдельных игроков на рынке. Иногда это компенсация предыдущего падения цен, как я сейчас сказал по свинине. И в этой ситуация то же самое сделано. ФАС и Минпромторг уже инициировали соответствующую проверку фактов им предоставленных.

У нас организован сегодня ежедневный мониторинг цен. Мы получаем сведения из всех муниципалитетов РФ и соответственно сводную информацию из регионов. И будем отслеживать как меняется ситуация, будем смотреть не только на цены, но и товарный запас, остатки на складах, чтобы ни у кого не было опасений, что ситуация выйдет из-под контроля.

Заканчивая тему мониторинга за ценами, как она устроена, какие будут меры применяться к тем, кто все-таки пытается воспользоваться этой ситуацией?

У нас три канала поступления информации. Первый канал – это обычная статистика. Росстат у нас постоянно занимается сбором статистики. Органы самоуправления и органы власти, они определят набор объектов, по которым будет осуществляться ежедневный мониторинг, это уже сделано, по сути. На этой неделе первые данные мне поступили. Они свидетельствуют об отсутствии какого-то существенного роста цен. Где-то падение происходит, где-то небольшой рост.

В среднем все вполне стабильно. И третий канал информации – это сам рынок. Это сети, это покупатели, которые просто сообщают, мы видим что происходит в социальных сетях на эту тему. Естественно при появлении какой-то настораживающей информации, проверяем ее и реагируем. И, наконец, производители также полностью дают нам все информацию о том, что происходит с их закупочными ценами.

Когда принималось политическое решение о запрете импорта на отдельные виды продуктов из определенных стран, очевидно все-таки был четкий план из каких источников это будет все замещаться. Какие иностранные партнеры, потому что от импорта в целом ведь никто не отказывается, могут заменить тех, кто сейчас по понятным причинам выпадает из этого списка? Какие объемы есть внутри страны? Здесь на вашем месте сидел бывший глава Центробанка Казахстана Григорий Марченко, он агитировал за очень тесное сотрудничество в рамках евразийского союза, и там, дескать, большая надежда. Многие издания аналитические и экономические говорили о том, что у России три пути. Первый – это все-таки заменять тех поставщиков, которые были, я имею в виду западных партнеров. Может быть переориентироваться на Латинскую Америку. Второй – это вот евразийский союз, сотрудничество более плотное. И третье – это все-таки опора на внутренние силы. Вы можете пропорции здесь расставить?

Да, могу. Приоритет конечно – опора на российских производителей. Опора на тот потенциал, те мощности, которые есть у нас, которые мы можем создать в ближайшие годы. Но этот потенциал и этот приоритет носит среднесрочный, долгосрочный характер.

Во многих секторах, я уже об этом говорил, по мясу особенно, невозможно это сделать за несколько дней. Это потребует времени. Значительная часть ресурсов, которая для этого необходима, уже есть в утвержденной госпрограмме развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, и также рыбохозяйственного комплекса. Но этих ресурсов по некоторым позициям недостаточно.

Председатель правительства в целях исполнения указа президента, дал поручение подготовить дополнение к госпрограмме за счет дополнительных ресурсов и сформировать набор мероприятий, которые позволят увеличить производство молока, мяса, мясной продукции, молочной продукции, сыров в том числе, овощей и фруктов, а также рыбной продукции на территории России.

Такие предложения первоначально будут представлены председателю правительства уже через 10 дней. Он проведет специальное совещание на эту тему. А в целом такая дополнительная программа, такие корректировки должны быть сформированы до конца сентября текущего года.

Одновременно министр сельского хозяйства по согласованию с правительством отправил письмо президенту с просьбой одобрить выделение дополнительных ресурсов с тем, чтобы их можно было включить в проект закона о бюджете, который пойдет в Государственную Думу. Совместно с ассоциациями отраслевыми мы сейчас разрабатываем этот набор мероприятий.

Сегодня я, в частности, встречался с руководителем ассоциации "Союз "Молоко" господином Даниленко. Мы проговорили каковы приоритеты, какие механизмы прежде всего можно использовать на эти цели. В ближайшие дни в правительстве пройдут совещания и по другим направлениям – по рыбной, по мясной теме, и по теме плодоовощной продукции.

Вторая составляющая – наши ближайшие партнеры. Действительно Европейский союз – Беларусь, Казахстан, а также страны СНГ, в том числе страны Центральной Азии, где есть неплохой потенциал поставок, прежде всего овощной, плодоовощной продукции, Армения, Азербайджан и другие партнеры. Сложнее ситуация конечно же с Молдовой и Украиной, которые сегодня движутся в сторону Евросоюза с экономической точки зрения.

При этом рынок у них ориентирован на Россию.

Рынок пока ориентирован на Россию, но они на наш рынок в ближайшее время зайти со своей продукцией не смогут, если не поменяют какие-то решения. Это данность. Мы не можем сохранять режим свободной торговли в условиях, когда мы пошли на режим свободной торговли с Европой. Это просто слишком большие риски для нас, вхождение совершенно иной продукции через эти страны на российский рынок.

Наконец, значительная часть продукции может быть поставлена от других наших партнеров. Речь идет о странах Латинской Америки, где очень хороший потенциал производства мясной продукции, отчасти рыбной. Хотя это дальше везти, соответственно цены чуть-чуть другие и рыбная, например, продукция будет уже не охлажденная, а замороженная. То есть, есть минусы свои, тем не менее определенный потенциал поставок есть.

По мясу, все знают отличное качество аргентинского, бразильского и другого мяса. Есть хороший потенциал в Новой Зеландии и в отдельных странах Азии, в том числе Китая и странах юго-восточной Азии. Сейчас начинаются активные консультации, переговоры со всеми этими странами. Будем задействовать потенциал наших торговых представительств, проводить специальные закупочные сессии, организовывать контакты.

Конечно эти страны, наши партнеры, рады, что у них появляется такая возможность. Но мы будем использовать эти возможности без ущерба для наших производителей, прежде всего для выгоды наших потребителей в настоящее время, чтобы компенсировать сокращение поставок из других стран.

Вы с коллегами из Бразилии, из Чили уже говорили на эти темы, какие-то содержательные разговоры уже были? Европейцы даже попытаются как-то воздействовать, влиять, чтобы они не использовали эти конкурентные свои преимущества.

Конкретный разговор уже инициирован. Наши послы, торговые представители получили такие указания, и уже связались с ассоциациями, с министрами сельского хозяйства этих стран. Наши сети уже вышли на контакт с поставщиками из этих стран, или выходят, буквально на этой неделе запланировали встречи, контакты. И предварительные консультации показывают, что готовность есть.

Конечно бизнес есть бизнес, и все будут пытаться получать наилучшие условия. Тем не менее, в любом бизнесе есть две стороны – покупатель и продавец. Я думаю, что обе стороны являются достаточно сильными, есть конкуренция, и мы сможем получить нормальные рыночные условия. В любом случае, мы сегодня, еще раз повторю, на ежедневной основе мониторим ситуацию, ведем разговор с нашими производителями, поставщиками, сетями, понимаем где есть узкие места.

Пока нет никаких оснований для каких-то наказаний кого бы то ни было, потому что никто ничего плохого не сделал. Такие вещи возможны только в рамках законодательства. Если будет избыточный необоснованный рост цен, необусловленный объективными издержками, обстоятельствами, тогда наша антимонопольная служба будет предпринимать соответствующие шаги. Но пока у нас нет никаких оснований даже для таких разговоров, пока все себя ведут максимально корректно, прагматично и спокойно.

Аркадий Владимирович, по вашим ощущениям, сколько нужно времени для того, чтобы решить проблему импортозамещения и поиска других партнеров, которые участвуют в обеспечении нас продукцией?

По основным видам продовольствия, если говорить об оперативной ситуации, есть двухнедельные запасы. У нас импортная зависимость по отдельным позициям составляет от 4% как по картофелю, например, до 30%, как по говядине. По молочной продукции около 20%, по сырам, внутри этой молочной продукции больше, 30% по молоку, например, и йогуртам гораздо меньше.

У нас почти все производится внутри страны. По свинине примерно 20%, по курице около 10%. Соответственно когда будут восстанавливаться эти запасы, будет проблема не всех 14 дней, а где-то будет проблема одного-двух, где-то трех дней. И именно это нужно будет компенсировать. Это будет сделано за счет либо тех стран, о которых я сказал – Беларусь, ближайшие партнеры, где-то Турция, где-то страны Латинской Америки, где-то за счет оперативного наращивания собственного производства, где это возможно конечно, где мощности не задействованы в полном объеме.

Если говорить о перспективе одного года, то конечно уже в большей степени мы будем ориентироваться на наше собственное производство, где быстрый цикл. Это птица, это овощи и фрукты, отдельные другие составляющие. По мясу конечно придется чуть дольше ориентироваться на новых партнеров. Я уже сказал о Латинской Америке, это будет, надеемся, одним из основных источников. Кроме того, не забывайте, что даже в Европе все-таки не все страны входят в Европейский Союз, есть такие страны как Сербия, Швейцария.

Я думаю, что опасение, что у нас не хватит какого-то вида продукции, не должно быть вообще. Чуть-чуть цены смогут подрасти. По нашим оценкам, если подрастут, то совсем немного, и только в краткосрочной перспективе. Потом цены опять стабилизируются на примерно прежние. Уровни механизма такие есть. Ассортимент действительно отчасти поменяется – чего-то станет меньше, чего-то станет больше. Это нормальный процесс. У нас в любой год ассортимент меняется, какие-то товары уходят с рынка, какие-то приходят.

И никто из этого трагедии не делает. А по поводу рыбы, все-таки самые большие опасения были. Какая ситуация с контролем? Слишком большие связи с Норвегией?

Действительно, Норвегия является крупным поставщиком, отчасти еще другими поставщиками являются другие скандинавские страны, Германия. Какие здесь источники замещения? Первое – это наши собственные возможности как на севере страны, я имею в виду Мурманская, Архангельская области. На Дальнем Востоке, Камчатка, Магаданская область, Хабаровский и Приморский края. Мы разрабатываем меры, которые позволят дешевле доставлять продукцию в регионе, где основной спрос формируется в России.

Тут еще важна и скорость, и расстояние все-таки.

Важно. Но, во-первых, пока есть запасы. Во-вторых, мы понимаем логистику, как это можно довезти, как это можно делать и основные позиции, по которым нужно это будет делать. В-третьих, есть страны, которые также не попали под те экономические меры, которые ввело правительство на основе указа президента.

Дальше везти, естественно, из стран Латинской Америки, таких как Чили, повторяю, тогда будет уже не охлажденная, а замороженная рыба, немножко другой ассортимент. Это конечно минус. Думаю, что мы можем нарастить поставку рыбы из средиземноморья, прежде всего речь идет о северной Африке и Турции в данном случае. Это немножко другие виды рыбы, но, тем не менее, для того, чтобы в целом рыбная продукция была на российском рынке, это тоже может помочь способствовать стабилизации ситуации.

Все сейчас считают потери, я имею в виду те страны, которые оказались в этом запретительном списке Российской Федерации. Когда люди, попавшие под санкции от России, на самом деле со странами, которые больше всех заявляли, объявляли и громче всех кричали по этому поводу, даже увеличили свои контакты, поставки. Есть примеры, кто уже вот по этим вопросам, ну так негласно звонил, стучался, призывал попытаться решить, политика политикой, но дело делом.

Первое. У нас таможенный контроль организован максимально жестким образом в настоящее время. И страна происхождения товара проверяется максимально внимательно. Даже если есть посредники, сертификат есть сертификат. И подмена здесь может сказаться на репутации тех стран, которые в данном случае будут являться странами посредниками. По крайней мере с республикой Беларусь у нас очень четкая договоренность на сегодня. Президент Лукашенко дал такие указания своим службам не допускать никакого реэкспорта из стран, которые попали под наши экономические меры. То же самое будет касаться Сербии, Швейцарии, Казахстана и других наших партнеров.

Второе. Звонки конечно на разных уровнях есть и в министерство, и так далее. Конечно все пытаются найти какие-то лазейки. Но указания четкие, никаких поблажек тут не будет. Третье. Для многих компаний это является сигналом, что нужно инвестировать в Россию. Раз ввезти нельзя, значит нужно производить в России и продавать здесь уже российскую продукцию. Этим занимались уже многие компании в предыдущие годы.

Финские компании и другие европейские компании. Сегодня они подумывают о том, чтобы увеличить инвестиции, а не уменьшить их. Дело в том, что бизнес многих стран понимает, что наши меры связаны с защитой наших собственных экономических интересов, нашей национальной безопасности.

Угроза национальной безопасности возникла не в результате действий их правительств, она возникла в результате действия европейской комиссии, Евросоюза. Бизнесу, многим организациям, многим компаниям, которые с нами сотрудничают, это не нравится, они хотят продолжать бизнес с Россией и будут искать возможности чтобы его продолжать.

Аркадий Владимирович, в завершение хотел бы вас спросить о расширении ваших полномочий, Вы теперь еще курируете и научную сферу. Какие-то основные моменты отметьте здесь, на что стоит обращать внимание, Вы для себя какие ставите ориентиры, задачи?

На меня возлагаются полномочия по координации политики в сфере науки. Главный контрагент – это министерство образования наук, и конечно РАН, которая была реструктурирована несколько месяцев назад. В нее влились в частности Российская академия медицинских наук, Российская академия сельхознаук.

Я не могу сказать, что я был далек от этих вопросов, поскольку отвечал за инновационную политику, работая в администрации президента, в том числе занимался и научной составляющей. Всех своих партнеров по этой работе знаю, со всеми хорошие деловые отношения.

Приоритеты – это определение нового скорректированного перечня критических технологий, мы это должны сделать до конца года в соответствии с указом президента. Это выполнение тех решений по крупным научным проектам, таких как Курчатовский институт, развитие национальных исследовательских университетов, которые были приняты в последние годы.

Наука для нас является приоритетом, это основа конкурентоспособности наряду с образованием, российской экономики. И мы будем ставить эти вопросы на первой план. Естественно в ряду приоритетов стоит и научное обеспечение других сфер экономической политики и государственной политики в целом, это оборонная безопасность, и здесь мы работаем вместе с Дмитрием Олеговичем Рогозиным.

Научное обеспечение спортивной деятельности – это один из залогов успеха на Олимпийских играх и чемпионатах мира в профессиональном спорте, это очень важно. Наконец, научное обеспечение самой экономической политики, экономической науки, гуманитарной науки, это тоже важнейшее направление деятельности.

Беседу провел экономический обозреватель ТК "Россия-24" Алексей Бобровский.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров