Банки удвоили судебное давление на клиентов
05 февраля 2015, 10:27, ИА Амител
Как выяснили "Известия", за 2014 год российские банки потратили на разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражах 2,25 млрд рублей — вдвое больше, чем за 2013 год (1,15 млрд рублей). Это следует из сводного анализа отчетности банков, публикуемой Центробанком. Данные расходы нельзя назвать пренебрежимо малыми в разрезе всего банковского сектора: совокупная доналоговая прибыль российских банков за 2014 год составила 853,6 млрд рублей (–16% против показателя 2013 года). Опрошенные эксперты не отметили тренда на удорожание услуг юристов: рост расходов объясняется ростом просрочки.
Крупнейшие российские банки, входящие в топ-20 по активам, потратили на судопроизводство 1 млрд рублей, то есть на них пришлось 40% расходов сектора на разбирательства с клиентами. Больше всего из них на судебные процессы израсходовали ВТБ24 (439,1 млн), Росбанк (307,3 млн), Райффайзенбанк (80,9 млн) и ВТБ (57,7 млн). Крупнейший банк страны — Сбербанк — потратил на суды 43,9 млн рублей и замкнул топ-5 рейтинга. Меньше всего из двадцатки израсходовали на ведение разбирательств Московский кредитный банк (304 тыс. рублей) и "Россия" (260 тыс.). Вне конкурса и в лидерах по показателю — "Траст" (471,4 млн рублей), который не входит в топ-20 по активам.
— В арбитражных судах (рассматривают дела юрлиц, предпринимательские споры) у Райффайзенбанка, Юникредитбанка, Банка Москвы, Газпромбанка и Альфа-банка количество судебных процессов в год измеряется несколькими сотнями, у Сбербанка, ВТБ24 и Россельхозбанка — несколькими тысячами. Лидер по числу судебных разбирательств с клиентами — Сбербанк (за 2014 год у него было 9,4 тыс. судебных процессов в арбитражах), — говорит юрист юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Артем Сафонов.
В судах общей юрисдикции (рассматривают споры с участием физлиц-непредпринимателей) процессов по искам банков гораздо больше, указывают опрошенные юристы. В целом в арбитраже речь о порядка 1 млн дел в год, в общей юрисдикции — в 20 раз больше; эта же пропорция применима и к спорам банков, констатируют собеседники.
Главная причина, по которой банки судятся с компаниями и гражданами, — невозврат кредитов. Как правило, банк идет в суд, когда его служба взыскания или коллекторы, которым он передал долг, потерпели неудачу. По данным ЦБ, просрочка по розничным кредитам в 2014 году выросла на 51,6% (на 226,7 млрд рублей) и составила на 1 января 2015 года 666,2 млрд рублей. Компании, как заявлял первый зампред ЦБ Алексей Симановский, просрочили 4,2% корпоративных кредитов (последние данные ЦБ по объему корпоративного кредитования датированы 1 декабря 2014 года — 29,6 трлн рублей). Просрочка по кредитам юрлиц и ИП с 1 января по 1 декабря 2014 года выросла с 861,4 до 1,03 трлн рублей.
По словам адвоката коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Владимира Клименко, увеличение судебных споров банков с клиентами в 2014 году связано с наступившей из-за повышения курса валют неплатежеспособностью заемщиков. Рубль по отношению к доллару за 2014 год подешевел на 50%.
— Зависимость прямая: кризис неплатежей — невозвраты кредитов — увеличение числа судебных разбирательств, — констатирует Клименко.
Согласно материалам ЦБ, наибольший объем затрат на судебные процессы у них пришелся на II квартал прошлого года — 699,6 млн рублей. В I квартале кредитные организации израсходовали на это 355,5 млн, в III — 639,8 млн, в IV — 557,8 млн рублей. Управляющий партнер компании "2К" Тамара Касьянова констатирует, что высокая судебная нагрузка пришлась на банки во II квартале 2014 года из-за внешнеэкономических факторов.
— Весной 2014 года против российских банков были применены санкции со стороны Евросоюза и США, — напоминает Касьянова. — Вполне возможно, что после этого банкам не удалось решить часть финансовых вопросов со своими клиентами в досудебном порядке, в связи с чем и возросло число судебных разбирательств.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий отметил, что наибольшие юридические расходы объяснимо несут розничные банки, которые работают с большим числом частных клиентов, то есть иск к компании на крупную сумму часто обходится гораздо дешевле, чем ряд исков к физлицам, скажем, на ту же итоговую сумму. Размер госпошлины по искам имущественного характера зависит от суммы требований и находится в диапазоне от 400 до 60 тыс. рублей для судов общей юрисдикции и 2–200 тыс. рублей для арбитража. По словам адвоката Данила Левченко, вознаграждение юристам тоже зависит от суммы долга клиентов, которую через суд хочет взыскать банк.
— Как правило, адвокат получает вознаграждение от банка-кредитора в размере 10% от суммы долга, подлежащей взысканию через суд, — говорит Левченко. В число услуг адвоката входят консультации по делу, переговоры с должником (досудебная стадия), претензионная работа, составление иска, ведение дела в суде, иногда участие в процессе принудительного взыскания долга по решению суда. Кроме того, юристы обычно требуют почасовой оплаты независимо от исхода дела.
По оценкам Сафонова, крупных дел (с суммой иска от 500 млн рублей) у топ-20 банков по активам немного: 1–3% от общего числа судебных процессов в год.
— Например, у Сбербанка из 9883 арбитражных процессов за 2014 год крупных дел было всего 92, — говорит Сафонов.
Клименко утверждает, что банки выигрывают 85–90% судебных процессов против граждан и компаний-заемщиков: нарушение платежной дисциплины доказать банку нетрудно. Далее, если заемщик опять не платит, долг передается в работу судебным приставам: отчисления им по взысканным суммам также учитываются в описываемом показателе расходов банков. Эксперты ожидают резкого роста судебных издержек банков в 2015 году. Варвара Кнутова, руководитель группы практики разрешения споров Goltsblat BLP, также отметила рост издержек банков на разбирательства за границей с целью обращения взыскания на имущество должника за рубежом.
Большинство крупнейших банков не ответили на запрос "Известий". В пресс-службе Московского кредитного банка — МКБ (специализируется и на рознице, и на корпоративном секторе) указали, что основные затраты банк несет как раз на уплату госпошлины, поскольку не привлекает внешних адвокатов для сопровождения судебных процессов, позицию банка отстаивают собственные юристы.
— Банк ведет споры как в арбитражах, так и в судах общей юрисдикции, в зависимости от подсудности спора, — отметили в пресс-службе МКБ. — Основной характер требований банка связан с неисполнением заемщиками кредитных обязательств. В 99% случаев мы получаем удовлетворение своих требований, при отказе — обжалуем решение суда. В целом рост количества судебных разбирательств у крупнейших банков — заметный тренд. Компании, бизнес которых находится в сильной зависимости от курсов иностранной валюты, несут большие убытки, которые часто приводят к неспособности исполнять обязательства по кредитам. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте розничных клиентов, нарушение платежной дисциплины у которых вызвано и утратой прежнего уровня дохода, и турбулентностью на валютном рынке (в случае с валютными ипотечными заемщиками).
Комментарии 0