Ценники пришли в движение. За что на Алтае придется платить больше
Практически во всех отраслях экономики ожидается рост цен. Что подорожает на Алтае, и как долго это продлится?
28 августа 2015, 08:28, ИА Амител
Росстат снова "порадовал": цены на продукты питания в РФ за январь-июль 2015 года поднялись на 10,6% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, зато в клятом Евросоюзе за те же месяцы продовольствие стало дешевле на 0,1%.
В Алтайском крае, если верить Алтайкрайстату, потребительские цены июля 2015 года на 8,4% превысили уровень декабря 2014 года.
Впрочем, рост потребительских цен – явление закономерное, учитывая множество кризисных явлений, поразивших российскую экономику. Гораздо сложнее найти, на что цены будут оставаться стабильными. Если такие группы товаров и услуг вообще имеются.
Нефтезавод – не панацея
Несмотря на то, что цена на нефть снизилась, стоимость бензина вниз не поползла. Но к этому парадоксу российского топливного рынка у нас уже привыкли. Цены на бензин и вообще на топливо давно стали головной болью не только алтайских автомобилистов, но и промышленников, сельских производителей и всех пользователей автотранспорта. И в сентябре 2015 года, когда в регионе будет продолжаться уборочная, случится очередное повышение. Правда, президент "Алтайского топливного союза" (АТС) Юрий Матвейко надеется, что этот скачок будет кратковременным.
Последний резкий скачок цен на бензин случился в начале июля 2015 года. Тогда это объяснялось налоговым маневром правительства, а также действиями оптовых поставщиков. Затем в течение июля было плавное повышение его стоимости, что также не добавляло радости автовладельцам.
Другой регулярно возникающей проблемой являются бензиновые кризисы, которые случаются в регионе едва ли не ежегодно. Во время таких кризисов начинается острая нехватка бензина на заправках, сопровождаемая очередями автомобилей на них и противоречивыми сообщениями в СМИ.
В том же июле 2015 года нешуточное беспокойство вызвало сообщение краевого управления антимонопольной службы о сокращении поставок бензина в регион. Правда, до кризиса тогда дело не дошло, в отличие от осени 2014 года. Тогда перебои с бензином случались в октябре и ноябре. Тогда нехватка топлива объяснялась трудностями на нефтеперерабатывающих заводах. Это снова заставило некоторых экспертов вспомнить анонсированный в 2013 году проект строительства в регионе нефтеперерабатывающего предприятия по выпуску бензина, но позднее замороженный из-за кризиса.
Впрочем, Юрий Матвейко не считает, что появление такого завода решило бы вопрос с регулярным подорожанием бензина. "В Омске, где есть такие заводы, бензин дешевле алтайского всего на 10-20 копеек, – сообщил он ИА "Амител". – К тому же у нас и так стоимость бензина одна из самых низких в стране. А для того чтобы неприятные явления не преследовали нас, необходимы четкие плановые поставки компаний, занимающихся реализацией бензина в крае, – "Роснефть" и "Газпромнефтепродукт".
Правда, такие бесперебойные поставки возможны лишь при условии стабильности в самих компаниях. Но учитывая, что президент "Роснефти" Игорь Сечин предупредил, что в 2017 году Россия столкнется с дефицитом бензина, можно предположить, что ценовых ударов нашим автомобилистам придется пережить еще неоднократно.
Плати больше – и катайся
Рост цен на топливо тянет за собой практически все остальные товары и услуги. Одними из первых на подъем стоимости бензина реагируют автоперевозчики. Если рост тарифов у таксистов граждане воспринимают вяло (все равно ездят на нем сравнительно немногие, да и вопросы ценообразования там для нас не очень понятны), то реакция на любые намеки о повышении стоимости проезда в городском транспорте воспринимаются настороженно. Последнее повышение тарифов состоялось 1 июля 2015 года и касалось автобусов большой и средней вместимости, трамваев и троллейбусов. После этого удовольствие ездить по городу достигло цены в 17 рублей, вне зависимости от вида пассажирского транспорта и формы его собственности (за исключением такси, конечно).
Вроде бы такое уравнение цен должно было порадовать частников – владельцев малых автобусов, у которых после 1 июля наблюдался приток пассажиров: "если нет разницы, то лучше ехать быстрее", решили многие пассажиры.
Однако позже произошла ожидаемая стабилизация. Во-первых, в частных газелях не действуют льготы и проездные. Во-вторых, приток пассажиров вызвал частичную нехватку сидячих мест, ради которых некоторые прежде и отдавали предпочтение "малышам" перед муниципальным транспортом. Произошло ожидаемое снижение количества пассажиров и сведение ожидаемых преимуществ к минимуму.
Возможно, это и побудило на днях одного из перевозчиков обратиться в администрацию Барнаула с предложением повысить тарифы на проезд в маршрутных автобусах малой и средней вместимости. Но обратившийся не предоставил необходимый пакет документов, среди которых должно быть экономическое обоснование, поэтому его просьба не была удовлетворена.
Хотя логично предположить, что это обращение было пробным шаром автопредпринимателей, негласно уполномочивших смельчака на такое обращение. Предыдущие повышения тоже нередко начинались с таких пробных шаров.
В то же время вряд ли в администрации Барнаула пойдут навстречу частникам в ближайшее время, учитывая текущий политический кризис в краевой столице, связанный с недавним отстранением мэра Игоря Савинцева. Трудно также поверить, что новый сити-менеджер, вступив в должность, захочет первый этап работы омрачить непопулярной мерой.
Что касается крупнейших городов края, то в Бийске автоперевозчики в июле предложили мэрии наукограда взимать с пассажиров большую плату, в Рубцовске с 1 марта 2015 выросла плата за проезд в маршрутном такси, а с 1 апреля – в троллейбусах.
Тьма валютного коридора
Нынешний кризис примечателен еще и тем, что наряду с дешевеющей нефтью дешевеет и российская валюта. Продолжающееся падение рубля продолжает отдалять жителей от зарубежных товаров и услуг и вообще от заграницы. Алтайские туроператоры уже не первый месяц жалуются, что желающих отдохнуть на Мальдивах, Багамах и прочих популярных зарубежных курортах становится все меньше.
Правда, минувшей зимой региональная торговля неплохо поправила свои показатели благодаря рублевому обвалу, когда жители приграничных областей скупали на Алтае товары длительного пользования, а также недвижимость.
Но финал этого золотого периода стал виден уже в конце марта, когда стало ясно, что кошельки казахских соседей не бездонны. А недавнее обрушение тенге подвело под ним черту.
Наконец, удорожание доллара и евро уже приводит к росту цен на импортную технику (иной в наших магазинах нет). И ведущие торговые сети уже дали понять, что повышение цен на нее не за горами.
Единственный сектор краевой экономики, который получит выгоду от падения рубля, – это связанная с оборонкой промышленность. Правда, не вся, а ориентированная на заграничные поставки. Например, ЗАО "Барнаульский патронный завод" (БПЗ). Ранее это предприятие испытывало трудности при слишком резком укреплении рубля. Теперь же, по всей видимости, у него будет довольно продолжительный благоприятный период. Ведь даже правительственные экономисты не обещают скорого укрепления национальной российской валюты. Единственное, что может омрачить успешную работу БПЗ на внешнем рынке, – это ужесточение зарубежных санкций в отношении России и расширение списка товаров (пока что немногочисленного), от которых зарубежные партнеры решили отказаться. Но продукция БПЗ пока в этот список не входит.
Однако предприятий, ориентированных на ВПК, на Алтае не так много. Поэтому всем остальным придется либо надавить на карманы покупателей, либо предпринимать нестандартные ходы. Впрочем, последнее качество субъектам региональной экономики присуще, увы, нечасто.
Комментарии 0