Первым делом - самолеты. Как зарождался отечественный авиапром?
После катастрофы российского лайнера над Синаем многие эксперты заговорили о необходимости глубоких перемен в отечественном авиапроме. В связи с этим будет нелишним вспомнить основные этапы его истории.
11 ноября 2015, 11:45, ИА Амител
Катастрофа российского лайнера в Египте заставила многих экспертов снова затронуть проблему развития российского авиапрома. Каковы бы ни были причины крушения лайнера над Синаем, стране необходимо восстанавливать и наращивать свой авиационный суверенитет. В этой связи ИА "Амител" решило обратиться к истории отечественного авиапрома.
Начинали с аэропланов
Авиационная промышленность в России началась в 1908 году с производства дирижаблей. Для производства самолетов в стране не хватало ни производственных мощностей, ни квалифицированных кадров. Но главное – тогдашняя элита в подавляющем большинстве не понимала, зачем в огромном количестве стране нужны эти машины, за которыми так приятно наблюдать на разных празднествах с барышнями, задрав голову в небо.
Только дыхание грядущей большой европейской войны отчасти подстегнуло процесс. В 1911-1913 годах появились два небольших предприятия и четыре мастерских по производству и сборке моторов и самолетов. В мае военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолетов.
Вдобавок к указанным сложностям, многие комплектующие приходилось получать из-за границы, что также замедляло развитие отрасли.
К октябрю 1917 года в стране было шесть заводов, производивших военные и гражданские летательные аппараты: завод Щетинина (Петербург), заводы Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог), завод Слюсаренко (Петербург), завод "Дукс" (Москва), Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Москва), завод аэропланов "Анатра" (Одесса).
В ожидании войны
После Октябрьской революции, в 1919 году, все предприятия, находившиеся на территории РСФСР, были национализированы. Чуть раньше, 31 декабря 1918 года, было образовано Главное управление авиационных заводов, фактически министерство авиационной промышленности.
В начале 20-х годов стали появляться первые конструкторские бюро, с появлением которых начало развиваться опытное производство первых советских самолетов. В 1923 году на Государственном авиационном заводе №1 (бывший "Дукс") под руководством знаменитого конструктора, "короля истребителей", Николая Поликарпова выпускаются истребитель И-1 и самолет-разведчик Р-1.
В 1926 году при Авиатресте создается Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), главной задачей которого становится координация опытных работ. Его производственной базой в 1930 году стал Московский авиационный завод №39.
В 1928 году СССР впервые участвует в международной авиационной выставке в Берлине. К концу 20-х годов объемы производства составляли 800-900 самолетов в год.
В 30-е годы появляется еще целый ряд конструкторских организаций, в которых трудятся выдающие конструкторы – Андрей Туполев, Павел Сухой, Семен Лавочкин, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев и многие другие.
Мощный толчок развитию авиационной промышленности дала индустриализация, при которой в стране многократно выросло число предприятий по производству и сборке самолетов и комплектующих. Подстегнули авиапром и знаменитые дальние перелеты советских летчиков – Чкалова, Байдукова, Левченко и других.
Конечно, с приближением Великой Отечественной войны упор все больше делался на военную технику. В 30-е годы было построено более 6500 истребителей И-15, И-15бис, И-153, примерно столько же бомбардировщиков СБ, примерно 9000 истребителей И-16. Сильно вырос и парк гражданских самолетов – больше всего было произведено самолетов К-5 (более 260), несколько меньше самолетов ПС-9, АИР-6, ХАИ-1, "Сталь-1", "Сталь-2", ПС-35, ПС-84, а также несколько модифицированных моделей военных машин.
Битва интеллектов
27 марта 1940 года вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР об опытном самолетостроении, которое предусматривало создание самостоятельной инфраструктуры для опытного строительства летающей техники. Появилось специальное опытное производство, летно-исследовательский институт, созданы летно-испытательные службы.
Это позволило создавать модели самолетов в рекордно короткие сроки. Так, самолет МиГ Микояна и Гуревича был создан всего за полгода – от начал конструкторских работ и до изготовления опытного образца! Конструкторские бюро соревновались друг с другом за право запустить свой самолет в серию. Новых, выдающихся по своим качествам машин разрабатывалось так много, что возможности металлургии не поспевали за ними, как и за растущими потребностями авиапрома. В этих условиях советское руководство приняло ряд мер по увеличению производства цветных металлов.
К середине 1940 года все заводы авиапрома должны были прекратить выпуск старых моделей и начать производство новых, более сложных. И такой переход был осуществлен.
К началу войны советский авиапром выпускал более 50 самолетов в день. Конечно, с началом войны производство было сосредоточено главным образом на военных самолетах. Именно высокая производительность авиапрома, быстрое внедрение новинок в значительной степени обеспечили победу советской авиации над люфтваффе.
И в облаках, и на воде
В послевоенные годы советский авиапром перешел к производству техники нового поколения реактивной авиации. Основу опытного авиастроения в новый период составили коллективы, разрабатывавшие военные самолеты.
Основу парка гражданской авиации составили реактивные самолеты. 31 декабря 1968 года совершил первый полет советский сверхзвуковой самолет Ту-144. Начато производство и самолетов-амфибий. В производство для магистральных авиалиний поступили лайнеры Ту-134, Ил-62, Ту-154, а для местных воздушных линий – Як-40.
В середине 80-х годов советские конструкторы разработали ряд принципиально новых моделей самолетов, их работы в значительной степени продвинулись благодаря исследованиям отечественной космонавтики. Эти, а также ряд других обстоятельств позволили начать подготовку и освоение серийного производства пассажирских самолетов нового поколения с высокой топливной эффективностью – Ил-96-300, Ту-204и Ту-214 для магистральных авиатрасс и Ил-114 для системы МВД. Был выпущен и первый советский широкофюзеляжный самолет-аэробус Ил-86. Созданы несколько моделей грузоподъемных самолетов, показавшие наивысшую грузоподъемность в мире - Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия", высотные самолеты М-17 и "Геофизика".
Довольно интенсивно развивалось и производство вертолетов. В 1981 году в СССР было выпущено 310 самолетов и 325 вертолетов, в 1982-м – 278 и 350 соответственно, в 1983-м – 190 и 370, в 1984-м – 180 и 388, в 1985-м – 140 и 379, в 1986-м – 170 и 404, в 1987-м – 171 и 403, в 1988-м – 189 и 375, в 1989-м – 177 и 388, в 1990-м – 170 и 305.
В глубокое пике и обратно ввысь?
В 90-е годы, после распада Советского Союза, отечественный авиапром переживал сложнейшие времена. Многие ведущие авиапредприятия оказались за пределами России – АНТК им. О.Антонова в Киеве, завод "Авиант" в Киеве, "Мотор Сечь" в Запорожье, Тбилисский авиационный завод и многие другие. При этом конструкторская база почти всех самолетов военно-транспортной авиации оказалась на Украине, а большинство производственных мощностей в – Узбекистане. Кстати, Россия до сих пор не восстановила независимое производство военно-транспортных самолетов. По сей день не удалось компенсировать потерю Запорожского комплекса производства авиационных двигателей.
Несмотря на потери предприятий, глубокое пике авиапрома РФ в 90-е годы, в настоящее время наметились признаки его оживления.
Сейчас в России выпускается несколько видов гражданских самолетов. Среди них:
- среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-204 (разработан в конце 80-х – начале 90-х годов в КБ Туполева); производится на предприятиях в Ульяновске и Казани с 1990 года; было выпущено 73 лайнера; к настоящему времени разработана и готова к серийному производству его модификация Ту-204СМ, но заказов на нее практически нет;
- ближнемагистральный пассажирский самолет Superjet100, разработанный компанией "Гражданские самолеты Сухого" и некоторыми зарубежными компаниями; на июнь 2014 года было произведено 62 машины;
- ближне-среднемагистральный самолет МС-21; разработан КБ Яковлева и корпорацией "Иркут"; окончательная сборка производится на Иркутском авиазаводе; первый полет должен состояться в 2015 году, производство – в 2017-м;
- тяжелый дальний транспортный самолет АН-124; разработка ОКБ им. ОАнтонова; первый полет состоялся в 1982 году; ввиду сложных отношений с Украиной в 2000-е годы его производство заморожено, хотя предпринимаются попытки наладить выпуск на базе ульяновского предприятия "Авиастар", где сейчас осуществляется ремонт и модернизация этих самолетов;
- ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет Ан-148; разработан в ОКБ им. О. Антонова; первый полет состоялся 19 июля 2009 года; после осложнения отношений с Украиной производится на Воронежском самолетостроительном заводе; в настоящее время эксплуатируется порядка 20 лайнеров.
Комментарии 0