Эксперт: Россия превращается в нефтяного нахлебника
12 июля 2014, 16:14, ИА Амител
Рассуждая о рисках и угрозах для российской экономики, отечественные экономисты обычно опасаются падения цен на нефть и газ. Между тем, среднегодовые цены на нефть в последние четыре года остаются крайне стабильными ($105 - 111 за баррель) и в то же время самыми высокими в истории на столь долгом временном интервале.
Так существует ли проблема? На мой взгляд, да - но состоит она не в ценах на нефть и газ, а скорее в спросе на них. На протяжении последних 15 лет в мире случился самый значительный скачок цен на минеральные товары. При этом их потребление в развитых странах существенно сократилось. В 2013 году Германия потребила столько же нефти, сколько использовали ФРГ и ГДР в 1968 году, и почти на 32% меньше, чем в 1979-м. Рыночная цена всей нефти, а также всего газа и угля, потреблявшихся в США в 1978 году, соответствовала 10,2% ВВП (имеется в виду процент от всего размера экономики Америки в денежном выражении. - Ред.), а в 2013-м - 6,9% ВВП, примерно такая же картина и в странах Евросоюза. Получается, что за то, чего вам сегодня нужно не слишком много, вы заплатите все равно по высокой цене.
Очень часто производители тех или иных товаров не предвидели резкого падения спроса на них. Классический пример - каучук, казавшийся долгие десятилетия незаменимым. В 1930-е годы он был основой экономики Малайи (сейчас это Малайзия), а объем производства достигал 1,7 млн. тонн в год. Но потом появилась искусственная резина, и ведущая отрасль экономики страны сдулась за несколько лет. В середине ХХ века наступило время серебра - одного из важнейших материалов в электротехнике и фотографии, а с ним и подъем Перу и Боливии с их рудниками. Но фотография перешла на синтетические материалы, а потом на "цифру", сменились технологии и в электронике, и мировое промышленное потребление серебра упало более чем вдвое. Так что нефть на планете не кончится - с большей вероятностью исчезнет потребность в ней.
Нефть и газ являются основой глобальной экономики на протяжении ста с лишним лет - но такое положение не будет вечным. Например, Дания уверенно идет к тому, чтобы между 2026 и 2030 годами стать первой страной, полностью отказавшейся от использования органического топлива. В Германии летом 2013 и 2014 годов на протяжении 12 суток более 50% электроэнергии в сети поступало от солнечных и ветряных установок. Американские Невада и Калифорния могут повторить этот результат через 2 - 3 года. При этом стоимость солнечных панелей падает, их эффективность растет. В нынешних условиях, чтобы заместить все (!) работающие в мире на нефти, угле и газе электростанции, достаточно установить в Сахаре 260 тыс. кв. км батарей - или покрыть ими… 11% территории Алжира. И это не просто слова: есть компании, которые уже строят подобные электростанции.
При этом цены на нефть и газ могут и не упасть - какие-то отрасли будут потреблять эти ресурсы, как и отстающие в своем развитии страны; к тому же стоимость альтернативной энергии останется высокой. При этом, возможно, западный мир сохранит понимание того, в каких регионах мира (взрывоопасном Ближнем Востоке, в перенаселенных странах Западной Африки и "уникальной" России) сосредоточено производство нефти и газа, и, не исключено, будет поддерживать относительно высокие цены на эти ресурсы, чтобы не допустить региональных политических катаклизмов. Тем не менее очевидно, что сейчас пришло время готовиться ко всем сценариям развития событий: нам нужно самим срочно что-то предпринимать, чтобы выбраться из нефтяной ловушки, не превратившись в сырьевого нахлебника.
Комментарии 0