Государство сдалось: межнациональными конфликтами займутся диаспоры
18 августа 2013, 06:34, ИА Амител
Современную Россию кто-то из многомиллионной армии блогеров и журналистов очень метко сравнил с тлеющим торфяником. Действительно, не угадаешь, в каком до сих пор забытом уголке и когда вспыхнет новый межэтнический пожар. Пока власти удается более менее контролировать ситуацию, а самим конфликтующим — вовремя остывать. Но остается при этом томящее чувство нарастающего кипения.
Если еще года 2-3 назад конфликты возгорались от того, что у ущемляемой группы (коренных местных жителей) банально "лопалось терпение", то теперь достаточно бытового конфликта у местного клуба, участники которого принадлежат к "неровно дышащим" друг другу этносам. Но если дело так пойдет и дальше, то что ждать уже через год-два? Массовые сходы будут провоцировать словесные перепалки между коренными русскими и представителями гордых горных народов? Федеральная власть, кажется, сама уже не верит в собственные силы — полиции в таких конфликтах себя бы еще уберечь (вспомним недавний инцидент на московском рынке), остается уповать разве что на сами диаспоры, утешая себя робкими надеждами, что они-то сами своих воспитают, все объяснят. Более того, на фоне любого более-менее резонансного межэтнического конфликта часто действительно звучат полные озабоченности реплики глав диаспор, а то бывает, что и сам Рамзан Кадыров грозно пригрозит пальцем распоясавшимся землякам.
Но главы диаспор так и продолжают хмурить брови, обещая воспитать в общем-то уже не маленьких мальчиков, а те упорно продолжают безобразничать. Вот и в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ), если верить распространенной в СМИ информации генпрокуратуры, отмечается обострение межэтнической напряженности. Ни один из мелких конфликтов там пока что, слава Богу, не вырос до федерального масштаба и, если верить, главе местной дагестанской диаспоры Александру Зубаирову, лишь благодаря кропотливой работе "своих со своими". Местное издание "Сургутская Трибуна" даже опубликовала на своих страницах беседу с видным местным общественным деятелем. Разговор получился как минимум интересным, а уж насколько искренним — покажет дальнейшее развитие событий.
Так, интересным и неожиданным оказалось признание главы югорских дагестанцев о том, как чувствуют себя в России ваххабиты. Оказывается, очень даже неплохо, что бы там не утверждали компетентные органы. "У нас в Дагестане, как только человек вступает в ряды ваххабитов, ему сразу помогают с квартирой, с машиной. А другой бьется как рыба об лед, и ничего не может сделать, потому что нет нормальной работы. Как результат, сначала одно мелкое поручение выполнил, потом второе и потихоньку сам влез. А если получил жилье, автомобиль, то уже все - обязан отрабатывать", - посетовал в интервью изданию Зубаиров. Он же отметил, что ваххабиты, очевидно, есть и в Ханты-Мансийском АО, хотя тут же оговорился, что информация эта пока что доходит до него "на уровне слухов", а сам он "за руку никого не ловил" (напомним, что KM.RU дважды обращался к тебе ваххабизма в этом регионе: см. материалы "Исламские радикалы проникли в российскую армию" и "Россия теряет Сибирь. И захватят ее не китайцы, а ваххабиты").
На ближайшей повестке дня все же воспитание своей молодежи — пусть не ваххабитствующей, но часто лезущей на рожон. Сам Зубаиров не счел нужным скромничать и рассказал корреспонденту, как лично разруливал конфликты одним лишь звонком, причем звонили ему русские ребята. Впрочем, учитывая, что Югра действительно покуда не отличилась резонансными событиями на межнациональной почве — почему бы и не поверить? Тем более человеку, который счел нужным предать гласности столь любопытную картину с ваххабитами, которые еще, ко всему прочему, получают подпитку из арабского мира. Пока наши компетентные органы заняты Сноуденом.
"От того, как быстро мы реагируем, зависит многое", - рассказывает Зубаиров. "С сентября (2013-го — прим. KM.RU) мы создаем несколько мобильных групп, в которых будут по три-четыре спортсмена. Они по первому звонку будут выезжать на место и разбираться, кто виноват, кто прав. Если виноват, то спрашивать будут со своих". Звучит, конечно, заманчиво, но только все равно как-то было бы спокойнее передоверить функцию дознания тем лицам, которые согласно полномочиям и должны этим заниматься.
Но только участие полиции, прокуратуры и следствия в разрешении межнациональных и межконфессиональных конфликтов как-то уже, наверное, и не предполагается. Во всяком случае, на начальных стадиях. Это ведь удивительная управленческая логика, когда легче согнать при случае отряды ОМОНа, нежели наладить качественную оперативную работу по профилактике межнациональной напряженности. Похоже, это поле окончательно решено отдать диаспорам, ну а там уж у кого на сколько совести хватит. Ханты-Мансийску и окрестностям быть может действительно в этом смысле повезло, но что делать с остальными субъектами? Будем играть спичками над тлеющим торфяником?
В беседе с обозревателем KM.RU российский политолог, начальник сектора кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Яна Амелина отметила, что "регулирующие" функции диаспор государство не должно рассматривать как основные и постоянные:
- С одной стороны, конечно, лучше порядок, чем беспорядок. А вот кто его будет обеспечивать — это уже отдельный вопрос, хотя тоже очень важный. Диаспоры, конечно, должны оказывать некое влияние на своих членов, но если это ставить на поток и рассчитывать именно на диаспоры как на инструмент регулирования общественных отношений, то получается, что в таком случае они становятся самостоятельными политическими игроками. А это неправильно. Политические интересы должны отражать политические партии, общественные организации, а не землячества, не клубы по интересам. А с другой стороны получается, что государство просто не выполняет свои функции, иначе диаспорам не приходилось бы брать на себя ненужную функцию регулятора.
Вообще это неправильно, когда люди сегрегируются по этническому или конфессиональному принципу. Это не есть хорошо, когда дагестанец уезжает в Москву или в Югру и начинает ориентироваться не на поведение и культуру местных жителей, а исключительно на нормы своей диаспоры. В конечном счете это ведет к разделению общества, к появлению каких-то совершенно ненужных дополнительных регуляторов. И это разрушает государственную ткань. Но другое дело, что если государство самоустраняется от решения проблем межэтнических конфликтов, тогда пусть хотя бы диаспоры этим пока занимаются...
Комментарии 0