Госзаказы на Алтае: картошка из Тюмени, молоко из Новосибирска

13 февраля 2013, 06:20, ИА Амител

Корреспонденты КП  попытались понять, как работает система государственных заказов в нашем крае.

На первый взгляд кажется, что государственный заказ – это исключительно "бюрократическое" и "чиновничье" понятие. Но это не совсем так – госзаказ так или иначе касается каждого из нас – это продукты, которые наши ребятишки кушают в детских садах, парты в школах, новая построенная больница и уголь в районной котельной.

Механизмы госзаказов прописаны в ФЗ № 94 от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Предполагалось, что этот документ сведет коррупцию к минимуму.

О том, как действует этот закон в реальной жизни, мы спросили начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина.

 - Уполномоченным органом исполнительной власти на размещение заказов для нужд заказчиков региона по всей номенклатуре товаров, работ, услуг определено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, - поясняет Михаил Павлович. - Непосредственными потребителями продукции поставляемой по государственному заказу являются 796 заказчиков – органы исполнительной власти края, а также подведомственные им бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и других. С 2007 года Главэкономики является также организатором совместных торгов для муниципальных заказчиков региона на основании заключенных соглашений с органами местного самоуправления.

Государственные и муниципальные заказчики в рамках планирования закупочной деятельности формируют план закупок товаров, работ, услуг на последующий финансовый год, определяют качественные, технические характеристики необходимой продукции, условия исполнения будущих контрактов и направляют указанные сведения в составе заявки на размещение заказа в уполномоченный орган.

Далее по схеме - Главэкономики рассматривает поступившие заявки заказчиков, готовит на их основе конкурсную и аукционную документации, утверждает состав соответствующих комиссий, размещает необходимую информацию на Официальном сайте РФ, а также на сайтах электронных торговых площадок. По результатам торгов уполномоченный орган готовит итоговые протоколы, на основании которых заказчики заключают с победителями контракты и контролируют результаты их исполнения.

По словам Михаила Щетинина, С 2006 года Алтайский край является  постоянным участником независимого проекта "Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок", специализирующегося в области экономического и правового анализа российского рынка государственных закупок. Результаты ежегодного подведения итогов рейтинга свидетельствуют о правильности выбранного направления развития региональной системы размещения заказов: в 2006 г. краю присвоена оценка "базовая прозрачность", в 2007 г. – "высокая прозрачность" и шестая позиция в рейтинге, с 2008 регион удерживает наилучшую позицию  в рейтинге среди регионов России – "гарантированная прозрачность".

Однако, в нынешнем законе о госзакупках хватает пробелов. Малый бизнес, о поддержке которого неустанно повторяют на самом высоком уровне, как правило, оказывается не у дел. Мелкие предприниматели проигрывают более крупным, так как не могут "дотянуться" до тех требований, которые перечислены в конкурсной документации. При этом есть вероятность, что госконтракт может "уйти" в руки недобросовестному исполнителю.

В этом году ожидается принятие нового Федерального закона "О Федеральной контрактной системе". В регионах изменений ждут с нетерпением.

Кому выгодны объединенные лоты?

Кроме уполномоченного органа исполнительной власти - Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в настоящий момент насчитывается порядка восьми консультационных организаций в сфере госзакупок. Только одна из них является специализированной, выиграв тендеры на оказание подобных услуг. Поэтому за комментарием о состоянии рынка госзаказов мы обратились именно туда - в ООО "Центр государственного заказа".

- В отличие от других регионов, где краевой или муниципальный заказчик может обратиться в специализированную компанию или уполномоченный орган, на Алтае такого выбора нет, - говорит генеральный директор ООО "Центр государственного заказа" Елена Таримова. – Согласно постановлению администрации края, местные бюджетополучатели могут разместить госзаказ исключительно через уполномоченный орган и никак иначе.

В итоге - в алгоритме размещения госзаказов специализированным компаниям просто-напросто не предусмотрено места.

Меж тем, по словам Елены Николаевны, у специализированных организаций есть весомые преимущества – они не ограничены бюджетом и им вполне по силам привлекать самых лучших экспертов для грамотного и верного оформления конкурсной документации для конкретного проекта.

- Уполномоченный орган был создан в 2006 году исключительно для проведения объединенных госзакупок (одна и та же продукция закупается в огромных количествах сразу для нескольких ведомств. – Прим. авт.), - продолжает Елена Николаевна. – Но любые объединенные лоты сразу отсекают малый и средний бизнес, ведь в данном случае речь идет о больших суммах, хорошем обеспечении контрактов и высоких банковских гарантиях, что не под силу малому бизнесу. Например, когда на Алтай пришли федеральные деньги по программе модернизации образования, объединенным лотом выставлялись госзаказы на пластиковые окна по школам сразу нескольких районов. К чему это привело? Наличие допуска СРО (саморегулируемая организация, которая выдает допуск к строительной деятельности. - Прим. ред.) в 60 млн. рублей – один барьер, обеспечение заявки – 3 млн. рублей и обеспечение контракта – 24 млн. рублей – второй барьер. Какая "оконная" компания в регионе может себе позволить подобное? В итоге, в конкурсе выиграла крупная строительная компания, которая имела довольно далекое отношение к производству пластиковых окон. Она, в свою очередь, наняла "районщиков", которые стали субсубподрядом. То, что в итоге получили школы, это, наверное, треть от того, что могли бы получить, если бы работа велась напрямую с районными поставщиками.

У семи нянек дитя без глазу

Только сейчас начали говорить, мол, давайте проверим, как выполняются госзаказы и как расходуются бюджетные деньги.

- Почему до сих пор не создан контролирующий орган с элементами общественного контроля над выполнением государственных контрактов? - недоумевает Елена Таримова. - Да, исполнитель госзаказа готовит миллион отчетов, над ним стоит краевое ревизионное аналитическое управление, финуправление, казначейство, счетная палата. Очень большая редкость, чтобы кто-то выехал на место и своими глазами увидел, как исполняют госконтракт. А если бы и выехал, то удивился бы - два года назад конкурс на поставку картофеля в детсады выиграло предприятие из Тюмени, а тендер на поставку молока детсадовцам выиграли новосибирцы.

Собственно само участие предпринимателей в госзакупках требует отдельного внимания.

По словам, Елены Таримовой, чтобы выиграть хотя бы один конкурс из десяти, при этом без коррупционной составляющей, предпринимателю понадобятся услуги специалиста по госзакупкам. Причем хорошего специалиста, а это обойдется в кругленькую сумму – около 50 тысяч рублей. Только с такой помощью предприниматель сможет обойти все немыслимые препоны, которые содержатся в конкурсной документации. К тому же, несмотря на декларируемую прозрачность, лоты могут быть хитро "закрыты". Самый обычный стул может скрываться за заявкой на мебель, кресло, приспособления для сидения, табуретом и пр.

Еще один важный момент - если неправомочно отклонили конкурсную заявку, многие предприниматели почему-то отказываются писать жалобу.

- А между тем, мы оспариваем результаты тендеров и выигрываем, в минувшем году мы сумели выиграть около 85% оспоренных дел. При этом мелкий никогда не оспаривает результатов – люди боятся потерять то малое, что есть, - отметила Елена Таримова.

Уважаемые предприниматели! А что, по-вашему, нужно изменить в существующей системе госконтрактов, чтобы торги проходили более прозрачно и приносили пользу региону? Пишите на адрес электронной почты kp@altkoms.ru

Цифры

В 2012 году уполномоченным органом Алтайского края объявлено и проведено 7,8 тыс. закупочных процедур. По результатам состоявшихся  торгов и запросов котировок заключено контрактов и иных гражданско-правовых договоров на сумму свыше 20,5 млрд. рублей, в том числе муниципальными заказчиками – 3,7 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств превысила 1,5 млрд. рублей. За период с 2006 по 2012 год этот показатель составил 5,1 млрд. рублей.

Официально

Михаил Щетинин, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края:

- В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", который предусматривает отмену действующего Федерального закона № 94-ФЗ. В соответствии с редакцией законопроекта, принятой законодательным органом в первом чтении, внесение изменений в структуру управления бюджетными заказами в Алтайском крае не предполагается и отказ от действующей в регионе централизованной модели закупок, обеспечивающей по результатам деятельности уполномоченного органа значительную экономию средств краевого бюджета не планируется.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров