Кредиты на отечественные машины обслуживают хуже, чем на иномарки
27 августа 2013, 10:58, ИА Амител
По данным на 1 августа 2013 года объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 41,1 млрд рублей, увеличившись за год более чем на треть (точнее, на 34,3% — 30,6 млрд рублей). Большая часть просрочки по кредитам приходится на автомобили отечественного производства, указано в исследовании компании "Секвойя кредит консолидейшн", входящей в Adela Financial Retail Group Евгения Бернштама. Коллекторы уверены, что уже в 2014 году объем просроченных автокредитов удвоится и достигнет отметки в 80 млрд рублей, даже не взирая на падение продаж автомобилей. Об этом пишут Известия.
Объем просрочки сейчас составляет 6% от совокупного портфеля автокредитов, утверждается в исследовании — в сравнении с 5% по состоянию на 1 августа 2012 года. Объем безнадежных долгов на 1 августа 2013 года достиг 25,6 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 80%. По итогам 2013 года объем автокредитной просрочки достигнет 54 млрд рублей, а в 2014 году превысит 80 млрд рублей, прогнозируют в "Секвойе".
Рост просрочки происходит на фоне спада на автомобильном рынке: за семь месяцев 2013 года продажи автомобилей упали на 6%, до 1,57 млн штук, тогда как в прошлом году рынок вырос на 11% до рекордных 2,93 млн машин.
— Ускорение роста просрочки по автокредитам связано в первую очередь с кредитной экспансией и повышением уровня закредитованности населения, — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Такая же ситуация характерна и для рынка розничного кредита в целом: темп роста просрочки повысился с минимума в 2%, достигнутого 1 декабря 2012 года, до 26,9% на 1 августа 2013 года. Он вырос почти в 14 раз.
— Объем просрочки по автокредитам увеличивается одновременно с повышением кредитной нагрузки на граждан, — соглашается замгендиректора Агентства финансовой и правовой безопасности Федор Казаков. — Результат не заставляет себя ждать — просроченные платежи накапливаются и формируют огромный долговой портфель, который, по нашим оценкам, вырастет еще на 11–15% до конца года.
Увеличивается и средний размер задолженности по автоссудам. Так, на 1 августа 2012 года он составлял 530 тыс. рублей, в аналогичном периоде этого года — 550 тыс.
— Данная динамика связана с высокими ставками по ссудам на машины — в среднем они составляют 15–16%, а также с ростом цен на сами автомобили, — отмечает замгендиректора "Секвойи" Елена Терехова. — В первом полугодии 2013 года средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла на 3%, до 870 тыс. рублей, что является рекордным показателем за всю историю наблюдения авторынка (по итогам 2012 года этот показатель составлял 840 тыс.).
Большая часть просрочки приходится на отечественные автомобили, поскольку их владельцы зачастую — это люди с нестабильным уровнем дохода или те, кто получает большую часть зарплаты "в конверте", надеясь, что за время выплаты кредита (в среднем 3–5 лет) их заработок не снизится и за желанный автомобиль удастся заплатить в полном объеме. Однако нередко они теряют работу, попадают в трудную финансовую ситуацию и в результате не могут своевременно вносить платежи по ссуде.
Сейчас в кредит покупается более 50% автомобилей, в июне — середине июля в кредит было куплено около 44%, а год назад — не более 40%, говорится в исследовании.
— Такой резкий спрос на автокредиты за прошедший месяц эксперты связывают с запуском госпрограммы по льготному автокредитованию Минпромторга, которое было запущено в конце июля этого года, — говорит Терехова. — В конце 2013 года количество кредитных автомобилей вырастет еще на 2–3%, но не более: ожидать всплеска на рынке автокредитования, как это было в 2009–2011 годах (количество кредитов на покупку машины увеличилось более чем в 6 раза — с 77 тыс. до 490 тыс.), не стоит. Сейчас банки озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих годов кредиты на покупку авто они будут давать более осторожно, оценивая заемщика и свои риски.
При этом коллекторы проявляют все больший интерес к сегменту автокредитов: если в 2009 году доля задолженности по ним в портфеле коллекторов составляла всего 1,2%, то сейчас приблизилась к отметке в 14%.
— Банки стали активнее сотрудничать с коллекторами в части взыскания задолженности по автокредитам, — говорит Елена Терехова. — Причина роста — в увеличении числа автокредитов, передаваемых коллекторам на ранних стадиях просрочки (до 180 дней), поскольку при стандартном сроке с просрочкой от года за счет реализации залога удается вернуть не более половины кредита. При этом на таком этапе из общей суммы долга на штрафы и пени приходится около 30%, остальное — основной долг. В настоящее время "молодые" долги занимают в автокредитном портфеле коллекторов 10%. В дальнейшем объем просрочки до 180 дней также будет увеличиваться и под конец 2013 года может составить 11,5% от общего объема просроченной задолженности по автокредитам.
Стоимость возврата ссуды через коллектора ниже затрат банка при реализации залога, с этим связан рост автокредитов, передаваемых в работу коллекторам, говорит предправления банка "БКС Премьер" Эмиль Юсупов. Рост доли автокредита в портфеле коллекторов связан с относительно более низкими издержками взыскания плохих долгов — в случае автокредита они меньше, чем в случае необеспеченного кредита, указывает Осадчий.
Комментарии 0