Накануне в конференц-зале регионального центра Федерации Интернет-образования состоялся «круглый стол» на тему «Реформа образования и гражданское общество».

23 января 2002, 12:16, ИА Амител

Его организаторами стали Конгресс интеллигенции Алтайского края (ответственный организатор), Алтайский крайком профсоюза работников народного образования и науки РФ, Алтайский филиал Академии труда и социальных отношений, Алтайская школа политических исследований. Среди участников были представители комитета по образованию Администрации Алтайского края, работники образования, творческая интеллигенция (всего – около 70 человек, из них выступили более 30).Этот “круглый стол” стал третьим такого рода мероприятием (первый – “Реформа образования и профсоюз” – состоялся 20 сентября, второй – “Реформа образования и человек: антропологические и гуманитарные аспекты” – 20 ноября 2001 г.). Краткий репортаж об этом событии уже дали Татьяна Магера и Оксана Силантьева. Вот как они передают суть дискуссии:«Для обсуждения на круглом столе были предложены следующие вопросы: - Что знает общество о целях и основных направлениях реформирования («модернизации») образования? - Насколько предлагаемые преобразования соответствуют провозглашенным целям и интересам общества? - Как институты гражданского общества могут повлиять на реформирование образования?По словам профессора Ю.Г. Чернышова, круглый стол стал площадкой для диалога власти и общественности по проблеме образования. Изначально круглый стол был намечен на выявление основных проблем и лакун в области реформирования образования. Как заметил председатель краевого комитета по образованию Геннадий Зырянов, речь должна идти не о реформе, а именно о модернизации. Потому что реформа - это коренная ломка системы, а сейчас в России нужны изменения, которые вызваны жизнью. И целью модернизации как раз и является создание устойчивого механизма образования, соответствующего социальным потребностям личности, общества, государства. Основными китами образования Г. Зырянов назвал доступность, качество, эффективность.На это высказывание проректор по учебной работе АГУ Г. Лаврентьев возразил, что в этом вопросе произошла подмена «трех китов на трех слонов». Важнейшими проблемами современного образования, на его взгляд, являются двенадцатилетка, ГИФО (государственные индивидуальные финансовые обязательства), федеральное тестирование.Обычно аргументом «за» двенадцатилетнее образование выдвигается то, что во всем мире эта система существует и функционирует, вдобавок к этому, дети слишком перегружены в рамках одиннадцатилетней системы. По мнению Геннадия Лаврентьева, необходимо не только ориентироваться на мировую практику, но и учитывать потребности отечественного образования. Введение обязательного федерального тестирования, по словам Лаврентьева, ничем положительным не обернется: «Идея единого выпускного экзамена не может реализоваться технологически на огромной территории нашей страны. Зачем же нужен этот единый экзамен? Для оценки уровня знаний? Но оценка знаний не нужна всем. Для снижения уровня коррупции? Но мы просто переводим "рычаги" в другую сферу, не решая проблему принципиально. Для обеспечения доступности образования? Но единый экзамен не позволит приехать ученику из Якутии в Нижегородский университет». Ю. Чернышов подвел некий итог, что общество не может контролировать действия власти, не владея полной информацией. Власть не имеет права замыкаться в себе при разработке программ и продвижении реформ, все предложения должны быть вынесены на обсуждение общественности. Существует опасность бюрократизации образовательной реформы, и общественные организации должны противостоять этому. С. Щеглов, высказываясь по первому вопросу, отметил, что общество информировано настолько, насколько оно хочет быть информированным. И необходимо формировать потребность общества получать максимальное количество информации. На круглом столе прозвучало и такое мнение, что государству не нужны умные люди. Подвел философский итог профессор А. Мельников: «Необходимо перейти от сети образования к системе образования. Потому что сеть – это единство однообразия, а система – единство разнообразия». Обществу, заинтересованному в своем будущем, необходимо ориентироваться на образовательные потребности каждой конкретной личности, а не на "виртуальную потребность государства". В заключение А. Мельников привел слова Канта: «Человек не может быть средством, он всегда цель». Нам нужно сделать так, чтобы человек в образовании стал не материалом, не фактором, а целью, на которую были бы направлены все усилия изменяющих образовательную систему». Более подробный рассказ о работе “круглого стола” будет дан в газете “Свободный курс”. Кроме того, итоги обсуждения предполагается опубликовать в очередном выпуске “Дневника Алтайской школы политических исследований”, который будет посвящен теме реформы образования. Об этом сообщает пресс-служба Конгресса интеллигенции Алтайского края.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров