Навык чтения вытесняет из мозга другие полезные умения
14 ноября 2010, 08:00, ИА Амител
Предполагается, что в процессе чтения участвуют участки мозга, которые изначально имели другие функции. Это и решила выяснить группа ученых, опубликовавших свою статью в журнале Science, из Франции, Бельгии, Португалии и Бразилии во главе со Станисласом Дегаэне из французского Национального института здоровья и медицинских исследований.
Экспериментальная группа состояла из 63 португальцев и бразильцев, 11 из которых не умели читать, 22 научились этому уже во взрослом возрасте, а все остальные - в детстве, когда учились в школе. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии ученые наблюдали за реакцией мозга добровольцев на различные стимулы, включающие изображения лиц и других объектов; устные, печатные тексты и математические задачи.
Выяснилось, что у тех людей, которые научились читать в раннем возрасте, в ответ на предъявление изображений человеческих лиц активировался меньший участок коры головного мозга, чем у неграмотных участников эксперимента.
По словам Дегаэне, "эти, в основном, положительные изменения не отменяют того, что умение читать, как и другие сложные навыки, также приводит к эффектам "конкуренции" (навыков) в области коры. В области, отвечающей за распознавание печатного текста, изображения шахматной доски и лиц вызывали значительно меньшую активность. Интригующая возможность того, что наше умение читать развивается в ущерб способности воспринимать лица, будет рассмотрена в дальнейших исследованиях".
Также ученые выяснили, что навык чтения, вне зависимости от того, когда он возник, усложняет организацию зрительной зоны коры головного мозга. Кроме того, у умеющего читать человека практически вся сеть нейронов, отвечающая за восприятие устной речи, в левом полушарии активируется и печатным текстом. Таким образом, чтение позитивно влияет на процесс обработки устной речи за счет усиления работы фонологической области в височной доле.
"Таким образом, чтение, будучи относительно недавним культурным изобретением, по эффективности сравнивается с самым эволюционно развитым каналом коммуникации человека - речью", - комментируют авторы статьи.
На основании результатов экспериментов учеными был сделан вывод, что мозгу приходится подстраиваться "на ходу", не отталкиваясь от эволюционно более древних систем обработки визуальной информации.
Комментарии 0