Ненужные знания: телеведущая Тина Канделаки - о том, почему российские дети не любят ходить в школу
31 августа 2012, 11:18, ИА Амител
До начала учебного года осталось буквально пару дней — для детей это мучительная пора, лето заканчивается и возобновляется школьная рутина. Ради эксперимента я задала школьникам простой вопрос на своей странице "В Контакте" — хотят ли они 1 сентября идти в школу? Меньше 30% ответили "да" — большинство либо "не хочет" (37%), либо вообще "не желает" учиться (34%). Казалось бы, а как еще они могут ответить, мы же помним свое детство, это нормально. Но это нормально для советской школы. К сожалению, во многом наше среднее образование остается слишком советским. Мы сами воспитаны этой системой и поэтому уже как-то не задумываемся о том, что вообще-то отвращение к школе — это не совсем нормально. Посмотрите с каким удовольствием дети ходят в кружки, секции, музыкальные школы — разве можно сказать, что они не любят учиться? Нет, учиться им нравится, им не нравится унылая и бессмысленная зубрежка, им не нравится "совковый", формальный подход к получению знаний, которые зачастую никак не связаны с их реальными жизненными и профессиональными потребностями.
Это относится и к тому — КАК учат в наших школах, и к тому — ЧЕМУ учат.
Если
говорить о том, как учат — то это все мы помним, вот тебе учебник, вот
тебе домашнее задание, сиди-зубри, на контрольной проверим. Даже самый
интересный предмет в формате такой "долбежки" быстро начнет вызывать
отвращение. Ладно бы еще в старших классах, но все то же самое касается
младшей и средней школы. Между тем урок для школьника ничего не стоит
превратить в праздник, в настоящее приключение. Почти по каждому
предмету можно придумать какие-то практические занятия, что-то, что
запомнится, и вызовет интерес. Как можно меньше занятий должно проходить
в душном классе с ручкой и конспектом и как можно больше — в
лаборатории с микроскопом и пробирками, в палеонтологическом музее, в
картинной галерее. Сами по себе знания теперь у каждого есть на
расстоянии двух кликов в мобильном телефоне, гораздо сложнее сделать
так, чтобы школьник за время учебы не утратил своего любопытства и
научился все эти знания осмыслять.
Российские школьники раз за
разом показывают очень слабые результаты на международных тестах PISA
(Programme for International Student Assessment), причем даже в таких
дисциплинах, которые у нас считаются сильными, — математика, физика.
Почему так? Да потому что наших школьников натаскивают на однотипные
задачи, вроде бассейна, где в одну трубу вливается, а из другой
выливается. А в тестах PISA нет шаблонов, там самому надо догадаться,
какие расчеты надо провести, и тут выясняется, что наши школьники не
привыкли сами подбирать способ решения задачи, у нас такое практикуется
только на олимпиадах. А ведь в реальной жизни умение найти нужный
алгоритм решения важнее, чем высчитывать длинные алгебраические
уравнения (которых, кстати, в тестах PISA нет). Уравнение в реальной
жизни решает калькулятор, а вот научить соображать, никакой компьютер не
сможет.
Не меньше вопросов и к содержанию образования.
Школьники, особенно в старших классах, явно перегружены, причем зачастую
теми знаниями, которые им никогда не пригодятся в жизни. Если теорию
эволюции видов или, скажем, отечественную историю так или иначе надо
знать всем, то высчитывать сложные логарифмические функции или
прописывать сложные химические формулы — удел тех, у кого есть к этому
способности. Это не значит, что у детей в школе не должно быть
углубленных знаний — просто дайте школьникам возможность самим выбрать, в
какой области у них есть особый интерес. Школьники в западных странах к
старшим классам уже сами пробуют поставить какой-нибудь эксперимент
или, скажем, если это гуманитарные науки, выбрать себе тему для
собственного исследования. И хотя нагрузка в западных (особенно
американских) школах ниже, чем в российских, к моменту поступления в вуз
школьники из западных стран оказываются более готовыми к
самостоятельной работе.
Кстати, все это касается и школьных
учителей — чрезмерная нагрузка тоже мешает им перейти от советской
конвейерной системы к игровой и ориентированной на практику модели.
Наконец, чтобы в каждом ученике разглядеть личность со своими
интересами, нужны учителя нового поколения, молодые и незашоренные... На
этом месте мне становится очень грустно. Потому что это слова —
"молодые и незашоренные, самые лучшие учителя, а не те, кто пошел в
профессию по остаточному принципу"... Все это мы говорили уже много раз,
хочется не говорить, а уже наконец увидеть этих самых учителей. Но как
принято говорить в России, надежда умирает последней.
Комментарии 0