Обь 282 года спустя

Корреспондент "Вечернего Барнаула" Алиса Тростникова написала статью "Обь 282 года спустя", - предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться

23 сентября 2012, 14:48, ИА Амител

Обь 282 года спустя За почти три столетия русло Оби в районе Барнаула то вплотную подходило к крутому левому берегу, то отходило от него, формируя выше устья Барнаулки пойменные участки, называвшиеся Порт- Артур, Сахалин…

Это не начало фантастического романа, это история деформации русла реки Оби у нашего города.

ИСЧЕЗНУВШИЕ ОСТРОВА

Чтобы проследить динамику изменений, произошедших с гидрографической сетью в районе Барнаула, Анатолий ШВЕЦОВ, кандидат геолого-минералогических наук, начальник отдела геологических и экологических изысканий ОАО "АлтайТИСИЗ", изучил старинные карты XVIII-XX веков.

- Так, в середине XVIII века (карты 1744 и 1757 годов) основное русло Оби располагалось значительно правее современного положения, - рассказывает Анатолий Яковлевич. - Показательным по положению гидросети в начальный период развития города является план посада "Барнаульский завод" 1757 года. На тот момент река Барнаулка ниже пруда была очень извилистой, образуя три старицы. Она впадала не в Обь, как сейчас, а в ее протоку, находившуюся несколько восточнее нынешнего местоположения Ковша. Обь же, как бы подходя к устью Барнаулки, круто поворачивала на север почти на 90 градусов, образуя большую полупетлю. Между основным руслом и вышеназванной протокой находился крупный остров. А вот острова Помазкин и Дрокин тогда отсутствовали. Они появились из отчленившихся от берега песчаных побочней, площадь каждого из которых теперь превышает 2,2 км. Тогда как на картах 1943 года площадь острова Помазкина составляла всего 524 кв. м. С возведением дамбы нового моста он превратился в полуостров. Остров Дрокин на картах Барнаула то появляется, то исчезает. Еще в 1967 году его нет, а на картах 1980-х и более поздних годов он существует.

В конце XIX века, согласно лоцманской карте 1897 года, основное русло Оби в районе устья Барнаулки обосновалось непосредственно у левого берега. И построенный в 1915 году железнодорожный мост через Обь зафиксировал в том месте основное русло, не позволив ему отходить от левого коренного берега. С 1942 по 1989 годы протока у левого берега (Солдатовская), постепенно развиваясь, превратилась в основное русло, то есть произошло его спрямление. Правая протока стала отмирать, пока и вовсе не была перекрыта в 1990 году при строительстве Нового моста выше устья Барнаулки, что зафиксировало русло Оби и в этом месте.

РЕЧНОЙ НАЛОГ

Но несмотря на попытки человечества приручить стихию, русловые процессы Оби как влияли, так и продолжают влиять на хозяйственную жизнь города. Как рассказал Анатолий Яковлевич, в 1970-х годах прошлого века активный донный размыв происходил близ левого берега железнодорожного моста, где глубина реки достигла 15-18 м и создавалась угроза обрушения опоры моста. Этот фактор во многом способствовал принятию решения о строительстве нового обского перехода.

Пострадал от русловых процессов и первый речной водозабор Барнаула, построенный в 1965 году. Залив, где находился оголовок, забирающий воду из Оби, стал заноситься песком. Для предупреждения этой проблемы с 1971 года ежегодно в профилактических целях проводились дноуглубительные работы, но ведомый водами Оби песок все равно продолжал замывать оголовок. В 1974 году подводные части водозабора были реконструированы, но и они до начала строительства моста были полностью занесены песком. В итоге в середине 1990-х было принято решение о закрытии первого водозабора на реконструкцию.

Безусловно, хозяйственная деятельность человека не могла не сказаться на самой Оби. И в первую очередь это касается сооружения трех мостов через реку, а также берегоукрепительных работ на левом берегу, причалов и других инженерных сооружений.

- Так, при строительстве мостов были перекрыты пойма и правая протока, что сказалось на уменьшении живого сечения русла в период половодья и обусловило повышение уровня высоких вод Оби, - продолжает Анатолий Иванович. – В то же время благодаря этому русло было зафиксировано, что увеличило устойчивость берегов к размыву.

Строительство обского моста сопровождалось ростом отметок поверхности на 2-4 м, перекрытием небольших проток, что привело к изменению режима движения воды и наносов в районе железнодорожных мостов. В результате этого участок реки длиной около 3 км был канализирован по примеру Барнаулки. Ее русло закреплено бетонными плитами от проспекта Красноармейского до устья, что не дает реке возможности деформироваться. Выше проспекта Красноармейского река тоже не меняется, поскольку расход воды зарегулирован плотиной пруда. До создания плотины размывы поймы наблюдались выше моста по проспекту Красноармейскому. Так, на участке складов гормолзавода за 11 лет (с 1961-1972 годы) правый берег был размыт на 65 м, то есть по 6 м в год.

Воды Оби влияли не только на решение приречных сооружений, но и на оползневые процессы. Обь меняет русло, подмывает берег, в результате увеличивается и его крутизна, развиваются оползни. Размыв берегов Оби происходит на участках, где отсутствует пойма, и русло реки непосредственно контактирует со склоном долины: от реки Ерестной до устья Барнаулки, от нефтебазы до железнодорожного моста и далее до мясокомбината.

- Что касается нагорной части, то там периодически оползнями откалывались куски склонов по 10-15 м, - говорит Анатолий Швецов. – Доходило до того, что в период работы ВДНХ с открытой площадки экспонаты падали в реку. Чтобы замедлить процессы обрушения берегов, было выполнено террасирование – то есть отсыпаны каменные склоны, благодаря чему положение в этой части города стабилизировалось.

Средняя скорость разрушения склона барнаульского Приобья от отступления от бровки Приобского плато, по расчетам специалистов института Гипрокоммунстрой (Москва) и оползневой станции, оценивается в 0,5 м в год. По данным же Анатолия Швецова, сделанным на основании изучения оползней и сопоставления исторических и современных карт Барнаула, скорость разрушения склона несколько меньше – 0,2-0,3 м. Но все-таки в год по 20-30 см земли Обь отбирает у территории города.

ЕСЛИ БЫ…

Анализ руслового процесса Оби на участке у Барнаула за столетний период – с 1897 по 1989 годы - позволил исследователям предположить дальнейшее его развитии в случае, если бы не было принято решение о строительстве мостового перехода через Обь. В таком случае в ближайшие годы основное русло Оби располагалось бы у коренного левого берега, который продолжал бы разрушаться. У острова Помазкина левая протока Оби превращалась в основное русло, а правая – отмирала. В связи с этим часть острова со стороны левой протоки была бы смыта, а размыв поймы (правого берега правой протоки) прекратился. В дальнейшем мог произойти отход основного речного потока от левого берега, сопровождающийся размывом острова Помазкин (как ранее были смыты острова Лапинский и В. Лапинский) и образованием нового крупного острова или побочня в другом месте. При этом линия максимальных глубин вначале бы последовательно смещалась в сторону правого берега, а спустя несколько десятилетий в результате спрямления вновь бы переместилась к левому берегу.

Если говорить о перспективах развития города, то Анатолий Швецов считает, что в скором будущем Барнаулу неизбежно придется начинать застройку правого берега Оби.

- Скоро исчерпается территория застройки в городе, мы и так близко уже подступаем к санитарно-защитным зонам с одной стороны от Северовласихинской промышленной зоны, с другой – от аэропорта, - объясняет Анатолий Иванович. – Кстати, такой вариант развития строительства предполагался и предыдущим генеральным планом. ОАО "АлтайТИСИЗ" проводил предпроектные изыскания на территории между старым и Новым мостами, по данным которых в случае строительства придется намывать 3-4 м песка, чтобы уйти от затопления. Дело в том, что в половодье вода из Оби затопляет пойму глубиной от 0,5 до 1 м. Если пойму, которая имеет ширину до 5 км, засыпать, то, с моей точки зрения, уровень воды в самой реке поднимется от 1 до 2 м. В результате полностью может быть затоплен поселок Ильича, в Затоне тоже повысился бы уровень паводка.

Почему еще было бы целесообразно выйти на другую сторону Оби? Загрязненность воздуха в Барнауле превышает ПДК, загрязненность почвы тоже; подземные воды оставляют желать лучшего, а на правом берегу Оби в этом плане нет проблем, воздух вообще почти не загрязнен, но там сложно с коммуникациями, особенно с теплом. Предполагалось построить четвертую ТЭЦ. Я участвовал в комиссии, был намечен участок около Фирсово, но в связи с событиями 1990- х проект встал. По прогнозам, в середине 2020-х годов неизбежно начнутся работы по освоению правобережья. В этом случае положительно можно было бы использовать необычную пойму Оби на правом берегу, с большим количеством протоков. На них предполагалось устроить каменные набережные, организовать красивые и уютные зоны отдыха.

Справка "ВБ"

В районе мостового перехода протекают реки Обь, Барнаулка и Лосиха. Обь является одной из крупнейших рек мира. Имеет площадь водосбора 2990 тыс. кв. км и общую длину 3640 км. До створа мостового перехода длина реки Оби (от слияния Бии и Катуни) составляет 235,5 км (по лоцманской карте реки издания 1983 года) и площадь водосбора 169 тыс. кв. км. Средняя ширина русла Оби в районе Барнаула составляет 600-700 м.

Река Барнаулка имеет площадь водосбора 5,7 тыс. кв. км, общую длину 207 км. До впадения в реку Обь река Барнаулка около 10 км протекает по территории Барнаула.

Река Лосиха имеет длину 150 км, площадь водосбора 1,5 тыс. кв. км. Впадая в Обь, Лосиха пересекает обширную правобережную пойму Оби.


 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров